Формы и виды вненаучного знания.
Вненаучное познание выступает как самостоятельный способ освоения действительности, представляющий собой специфический тип знания, который обнаруживает свои особенности форм обоснования и критериев применимости. Присущие ему знания обслуживают "живую жизнь" не косвенно, через целый ряд опосредований, как фундаментальная наука, а непосредственно, "здесь-теперь". Налицо деятельность не сугубо духовная, как при отвлеченном теоретизировании, а духовнопрактическая. И если для науки основным систематизирующим принципом является "все об объекте", а результатом познания выступает "объективная, хотя и бесцветно-холодная картина мира" (Н. Бор), то для вненаучного познания таким принципом служит "все для субъекта".
Знание во вненаучных формах не существует в чистом виде. Оно представляет собой сплав знаний, умений, навыков, нормативов, оценок, способностей человека к ориентации и адаптации в постоянно меняющемся мире и связано с приобщением его к социуму через повседневную жизнедеятельность. Вненаучные формы познания направлены не на получение истины, как в науке, а на выработку информации о тех или иных объектах, событиях, процессах, представляя собой единство знаний, оценки и ценностей. Целью вненаучного познания является "выдать" человеку, группе, обществу такую систему рекомендаций и предписаний, которая может стать руководством к действию. Именно поэтому вненаучное познание в большей степени пронизано субъективностью, нежели наука, так как оно непосредственно связано с интереса ми, потребностями, волей, верой, фантазией, инстинктами, интуицией, влечением познающего субъекта. А отсюда вненаучное познание многообразно и в содержательном аспекте. И если для науки истина однозначна 'во все времена в определенных условиях, то для всех форм вненаучного познания такой однозначности просто не существует: здесь у каждого (индивида, группы, нации, общества) своя "правда". И в этом заключена самоценность вненаучного познания и его результатов, которые отражают сложнейшие процессы, происходящие в объективном мире и душе человека. Процессы, которые не может раскрыть полностью никакая наука. По этому поводу современный французский ученый 11. Леконт де Нуайи остроумно заметил, что между образом человека, который может представить нам наука, и действительными характеристиками этого человека существует такая же разница, как между генеральным планом поселка и интимной жизнью его обитателей.
С нашей точки зрения классификация вненаучных познавательных способов может быть проведена по самым различным основаниям:
по времени возникновения тех или иных форм (преднаука, протонаука, наука);
по предмету духовно-практического освоения действительности (искусство, политика, право и т. д.);
по способам реализации (невербализированные знания - навыки, умения - и знания, выраженные в языке: Библия, пословицы, мифы и пр.);
по способам получения знания (от личностно-психологического опыта и самопознания до общезначимых теоретических результатов в отдельных отраслях духовного производства (в искусстве - эстетика);
но степени близости (удаленности) от ненаучного знания (политика и паранаука).
Анализ различных форм вненаучного познания под углом зрения достижений практики дает возможность выделить три уровня вненаучного познания: чувственный, чувственно-абстрактный и теоретический.
Что касается структуры вненаучной познавательной деятельности, то она достаточно сложна и проблематична. К примеру, выступают ли самостоятельными формами вненаучного познания лженаучное (сознательное использование домыслов и предрассудков), квазинаучное (знание, опирающееся на методы насилия и принуждения), псевдонаучное (спекулирует на популярных гипотезах - пришельцы и т. п.) познание? Или же они являются лишь компонентами знания. Народная мудрость, личностное, коллективное, игровое знание носят информационно-развивающий характер и выступают, с одной стороны, как самостоятельные формы освоения бытия, с другой - входят как в научное, так и во вненаучное познание. Аналогично функционирует и практическое познание, связанное с профессиональной деятельностью человека.
Подчеркивая сложность философского осмысления вненаучного познания, необходимо обратить внимание на его многоплановость, мно- гоуровневость, полифункциональность, широкий диапазон смысловых и оценочных компонентов, многообразие форм и видов, составляющих структуру вненаучного познания. По поводу последней в литературе существуют различные позиции, подчас крайне противоречивые. Это касается включения общественных дисциплин во вненаучную область, в частности философии. В данном случае мы солидарны с точкой зрения Т. И. Ойзермана, который рассматривает философию как единство научных и вненаучных компонентов, анализирует целостность ее природы, синкретизм, выявляя при этом родственный характер философии с естественными науками, гуманитарными, техническими, а также с моралью, искусством, культурой в целом.
Если форма философского знания научна, то содержание, по его мнению, разнообразно и включает вненаучные знания. Такие направления философской мысли, как экзистенциализм, философия жизни, философско-религиозные учения, ориентируются на вненаучное содержание. Справедливо, на наш взгляд, подчеркивает Т. И. Ойзерман и личностную, субъективную сторону философских учений, также проявляющуюся в содержании результатов философского исследования, что отсутствует в фундаментальных науках.
Значительный интерес для выяснения особенностей вненаучного познания представляет анализ его конкретных форм: искусства, религии, обыденного познания, здравого смысла, традиций, народной мудрости, фольклора, морали, политики, паранауки и т. д. Во вненаучном познании фиксируются и различные варианты человеческой мысли - реалистические и иллюзорные, повседневные, любительские и профессиональные; архаичные и современные; вредные и полезные людям.
Завершая далеко не законченный разговор о вненаучном познании, мы хотели бы подчеркнуть следующее:
Принципиальная разнонаправленность и взаимная дополнительность различных видов освоения бытия обусловливают и разнокачественные формы отражения и осмысления его в сознании и поведении людей. Лидерство науки по сравнению с другими формами вненаучного познания нельзя считать вечным и абсолютным. Познание за пределами науки также обладает "гносеологической автономией" по своим эвристическим возможностям.
В самом общем виде вненаучное познание представляет собой духовно-практическое постижение мира, вплетенное в непосредственную жизнедеятельность общества и человека и направленное на формирование нормативных, рецептурных моделей поведения человека в разооб- разных жизненных ситуациях.
Вовлеченность вненаучного познания и мышления в общий контекст предметно-практической деятельности выявляет его ценностный характер, ибо во вненаучном познании заключена ориентация на жизнедеятельность человека и общества. Ценностные установки составляют предпосылочное ядро всех программ нравственного, политического, экономического характера.
Погруженность разума в "живую жизнь" порождает разноликие варианты вненаучного познания, которые можно группировать по различным основаниям, при этом неправомерно проводить классификацию по типу "специализированное и неспециализированное", так как все формы вненаучного знания ориентированы на различные социальные потребности и различные социальные роли познающих субъектов, а потому, в той или иной степени, большинство из форм являются специализированными.
Содержание вненаучного познания многопланово, многоаспектно: в нем извечно представлены как позитивные вариации духовнопрактического освоения мира, так и негативные, связанные с социально опасными элементами, вроде фанатизма, экстремизма, национализма, а также с разного рода псевдопрактикой и псевдонаукой. Грани между правдой и вымыслом во вненаучном познании весьма тонкие, и тем не менее необходимо отличать явно реакционные формы духа от вековечных форм полезного социального опыта людей.
Дальнейшее изучение философского и конкретно-научного аспектов духовно-практического освоения действительности через широкий и постоянный диалог ученых, специалистов-практиков и всего общественного мнения по коренным смысложизненным вопросам будет способствовать углубленному самопознанию человека, стремящегося действовать разумно в этом усложняющемся, взрывоопасном, но завещанном нам мире.
Особое место среди вненаучных форм деятельности занимает паранаука (греч. para - вокруг, около), пользующаяся сегодня значительной популярностью. ГІаранаука - это познание сверхъестественного и необычного в природе и обществе, феноменов, которые неизвестны официальной науке и недоступны практике. Сторонники данного духовнопрактического способа постижения представляют свои учения как альтернативную науку. Не укладываясь в традиционные критерии научной рациональности, альтернативные науки обрели в настоящее время определенный институциональный статус.
Не отвергая культурного значения в целом паранауки, мы считаем, что необходим строгий научный анализ каждой конкретной формы па- ранаучного познания, что может способствовать раскрытию их истинной природы. Непредвзятое изучение феноменов стимулирует к построению нового, многомерного образа познания с помощью как науки и вненаучного познания, так и в целом практики человеческого духа.
Принято выделять следующие формы вненаучного знания:
1) ненаучное, т. е. несистематизированное, неформализованное, входящее в противоречие с научной картиной мира;
2) паранаучное, т. е. околонаучное, несовместимое с гносеологическими стандартами науки и критериями научного знания;
3) лженаучное, т. е. использующее сознательно домыслы, предрассудки, неверные толкования явлений;
4) антинаучное, т. е. утопическое, искаженное представление о действительности;
5) псевдонаучное, т. е. некая интеллектуальная активность по поводу сенсационных положений (снежного человека, чудовища озера Лох-Несс, НЛО и пр.);
6) квазинаучное, т. е. поддерживаемое насильственными, идеологическими методами (например, лысенковщина);
7) знание паранормальных явлений.