Доктрина науки в эпоху просвещения
Эпоха Просвещения – эпоха развития научной, философской и общественной мысли.
Принято считать началом Э.П. конец XVII в., концом – середину-конец XVIII в. Общего мнения о рамках Э.П. нет; достаточно удобна и показательна привязка эпохи к Английской революции 1688 г. и к Французской революции 1789 г.
К известнейшим философам эпохи Просвещения относятся Френсис Бэкон, Дени Дидро, Бенджамин Франклин, Вольтер, Томас Джефферсон, Томас Гоббс, Дэвид Юм, Иммануил Кант, Джон Локк, Готфрид Лейбниц, Шарль Луи Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Иоганн Вольфганг фон Гёте, Александр Радищев.
К основным философским идеям Просвещения можно отнести:
Материалистические и иррелигиозные воззрения на природу
Антиклерикальные идеи и деизм просветителей
Критика существующих традиционных институтов, обычаев и морали
Важнейшая черта науки эпохи Просвещения - культ наблюдающего и экспериментирующего Разума.
Доктрина науки в эпоху просвещения состоит в замене прежних божественных схем происходящих процессов рационалистическим объяснением и научным обоснованием.
Например, в первые десятилетия XVIII в. вырабатывалась новая философия истории, которая стремилась доказать внутреннюю закономерность истории при всех кажущихся случайностях. Трактовка исторических процессов и времени связана с историческим подходом к разуму. Обращая внимание преимущественно на современные достижения наук, просветители полагали, что прошлые достижения были ошибками и заблуждениями – а истина в противоположность тому надвременна, вечна и не подвержена развитию. Многие просветители не могли ясно объяснить бурный рост современной науки, приписывая его в большей степени внешним условиям (географии, климату, случайностям) – их критики видели причину этого в отчуждении от религии и в смешении символов «религия» и «суеверие».
Несовершенство раннего просветительского мышления обнаруживается прежде всего в том, что историческое прошлое теряет самостоятельное значение и ценность, история становится лишь историей варварства, заблуждений, невежества.
Так, для Дидро история человечества - это «история его угнетения кучкой мошенников».
Средоточием исторической истории и практики Просвещения является античное общественное устройство. Поиски причин, которые привели античное государство к величию и падению, были одним из важнейших теоретических подготовлений к грядущему преобразованию современного. Просветители выделяли три основные эпохи истории человечества - Античность, используемую как парадигму и цель; существенный культурный и общественный упадок – Средневековье и Современность.
Методологически просветители строят системы изучаемых простых объектов (тел, идей, знаний), направленные на изучение их структуры и порядка. Производятся попытки переноса принципов одних систем на другие системы.
Многие результаты, полученные в это время, ложатся в основу современных научных знаний в различных областях науки (труды Ньютона и д’Аламбера – физика, Адама Смита – экономика и др.)
Философии XVIII в. присущ механистический способ мысли, который предполагает понимание Вселенной не просто как некой совокупности явлений. Она не понимается просто как последовательность явлений во времени и их протяженность в пространстве. Необходимо перейти от феноменов к принципам, что означает выявить всеобщие законы движения, свести их число к наименьшему, а сами эти принципы - к наиболее простым. Открытие этих законов, их точное математическое выражение и составляют путь научного познания.
Модель мира как часового механизма была господствующей в классическом теоретическом и экспериментальном естествознании XVII - XVIII вв., моделью объяснения и способом конструирования исходных идеальных объектов (начал, элементов) теории. Такого рода подход позволял с помощью аналитических методов постичь объект исследования (от Вселенной до государства) в его автономном, самостоятельном существовании, выявить его базисные элементы и связи между ними. Природа начинает мыслиться как некая система, независящая от исследователя, созданная Богом-«инженером» и нуждающаяся лишь в первоначальном импульсе для своего существования. Впервые в классической науке создается возможность постичь внутреннюю структуру мира: в его конструкцию можно проникнуть уже потому, что он создан высшим умом по законам геометрии и механики.
Общество не было настроено единодушно по отношению к Просвещению. Работы и выступления выдающихся деятелей несли в себе как научные, так и антинаучные идеи.
Сторонники Науки и научного знания высказывали идеи о прогрессе Разума. «Разум - единственное средство против суеверий и фанатизма, просвещение - единственное средство помешать людям быть безрассудными» (Вольтер). Приверженцы этой точки зрения считали нравственным развитием человечества прогресс знаний, ремесел, искусств и наук – то, что возникло после веков невежества и варварства.
В период Просвещения находится и ряд критиков науки. Так, Ж.-Ж. Руссо развил одну из первых концепций критики науки и культуры. Он пишет: «астрономия родилась из суеверий, физика - из праздного любопытства, а все науки - из человеческой гордыни», связывая возникновение наук и искусств с человеческими пороками. В этих словах проявляется логическая связь возникновения первых форм собственности и неравенства с изобретением двух искусств - обработки металлов и земледелия. Руссо выступает против веры в разум и полагает, что истинного прогресса разума нет в человеческом роде, а решающую роль в познании играют чувства. По его мнению, человек "вырождается" вместе с прогрессом наук и искусств.
Однако следует заметить, что критики искусства и наук не призывали к их уничтожению и искоренению, разумно полагая, что такие меры вернут общество к состоянию разрухи и разгула тех же самых пороков, против которых направлена их критика.
Между сторонниками обеих точек зрения возникала живая полемика, затрагивавшая важнейшие проблемы жизни общества – равенство и неравенство, общественные отношения.
Сегодня большинство историков считает, что идеи и труды просветителей (в частности, Вольтера) оказали неоценимое воздействие на французское общество и привели его к важнейшему событию – Французской Революции 1789 года.
Все просветители, особенно просветители конца XVШ в., подчеркивают важную роль государственной организации и режима правления для расцвета или краха искусств и наук, обращают внимание на важные зависимости развития наук от состояния мировых торговых отношений.
Философия науки эпохи Просвещения не была замкнута лишь на анализе научного знания. Она развивалась в единстве с философско-историческими размышлениями и стала фундаментом для дальнейшей истории. В этом своеобразие и одно из достижений просветительской философии. С социальной точки зрения философия Просвещения превратила достижения науки в средство осуществления социальных проектов и определения жизненных целей человечества, тем самым становясь основанием для социальных утопий.