Основные проблемы и достижения науки эпохи Возрождения

Введение

Эпоха возрождения подарила множество научных открытий и достижений после эпохи средневековья, не только в техническом плане, но и в духовном. Сознание и осмысление людей постепенно меняется, связано это в том числе с научным прогрессом и повышением грамотности населения. Некогда непоколебимые существующие до этого постулаты, основанные на божественном восприятии мира, постепенно опровергаются, некоторые ученные подвергаются давлению и преследованию. Активно в это время развиваются товарно-денежные отношения в Европе, складывается новая культура. Складывание новой культуры в свою очередь было подготовлено общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходится с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Этот термин означает теперь светскую власть, образованность, науку, в противоположность богословию. В новых исторических условиях гуманизм продолжает традицию античного гуманизма, но коренным образом отличается от него. Очевидность преемственной связи с античностью подчеркивали сами итальянские гуманисты - отсюда и термин "Возрождение" (по-французски "Ренессанс", по-итальянски - "Ринашименто"), означавший возрождение античной культуры.

Целью настоящей работы является исследование науки эпохи Возрождения и выявление предпосылок развития науки в период Ренессанса.

Эта цель достигается посредством решения следующих задач:

) определить понятие возрождения;

) выявить экономическое положение стран в эпоху возрождения;

) рассмотреть политические, социальные предпосылки развития науки эпохи возрождения;

) рассмотреть научные достижения эпохи возрождения.

Объектом исследования являются общественные отношения сложившиеся в эпоху ренессанса способствующие научному прогрессу этого времени.

Предметом исследования выступают исследования ученых, исторические материалы, научные открытия эпохи возрождения.

Методология исследования. При исследовании использовались как общенаучные методы диалектической философии, такие как системный анализ, исторический и логический методы познания.

Исследование основано также на требовании конкретности и полноты познания, единства анализа и синтеза. Широко использованы такие методы теоретического познания как восхождение от частного к общему.

Структура работы определяется целями и задачами исследования.

Настоящая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

Общие понятие эпохи Возрождения

Термин Возрождение впервые введен Джорджо Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX <#"justify">Прогресс философско-правовой мысли эпохи Возрождения

Прогресс науки в эпоху возрождения сказался также и на оживлении философской и научной мысли, в том числе правовой. Признание человека как индивидуальности обусловило новые поиски обоснований сущности и государства. Возникает гуманистическое направление в юриспруденции, представители активно занялись изучением источников действующего права. Усиливается процесс рецепции римского права. Начинают развиваться зачатки исторического понимания и толкования права.

Право понимается, прежде всего, как понятие законодательства. Звучат идеи направленные против феодальной раздробленности, в поддержку централизации государственной власти, единого законодательства, равенства всех перед законом. Стремления самовыражения человека и правовой мысли доходит даже до такого предела, что предлагаются утопические теории о государстве, схожие с предложениями античных мыслителей. Так современная наука о государстве и праве начинается с прославленного флорентинца Пикколо Макиавелли (1469-1527), ставившего перед собой цель создать стабильное государство в условиях нестабильной общественно-политической ситуации того времени в Европе. Макиавелли выделял три формы государственного правления - монархию, аристократию и демократию. Макиавелли считал, что названные формы нестойкие, примером для него являлся Рим эпохи республики, где консулы были элементом монархическим, сенат аристократическим, а народные трибуны демократическим. Для Макиавелли нет лучшей формы правления, по его мнение самое главное это результат политической деятельности. Поэтому сильный правитель всегда необходим для разрешения и недопущения конфликтов в государстве. Идеи Макиавелли не отрицают предпринимательства, наоборот идеи о равенстве всех перед законом и предоставлении прав только поддерживает развитие экономики, однако, по мнению Макиавелли за этим должен следить сильный правитель, экономика должна быть под контролем.

Помимо Николло Макиавелли в эпоху Возрождения существенный вклад в развитие философско-правовой мысли внесли Томас Мор (1478-1535), Марсилио Фичино (1433- 1499), Дизедерий Эразм Роттердамский (1469-1536).

На уровне философского осмысления права в период Возрождения происходит процесс преодоления средневековой схоластики, при помощи европейской реформации.

Одним из самых значимых фигур реформаторского движения является Мартин Лютер. Права и обязанности человека как члена общества Лютер обосновывает с религиозно-моральной точки зрения. Так свобода веры по совести должна быть равным для всех, правовой защиты заслуживает не только вера, но и ее предпосылки, свобода совести предполагает свободу слова, печати и собраний.

Возможно, данные права не касаются экономики, однако идеи о светском государстве является одним из элементов правового государства, государство в котором экономика является свободным.

Идеал светского государства также поддерживал французский юрист и публицист Жан Воден (1530 - 1596). Однако наилучшим способом для поддержания правопорядка он считал сильную монархию, ибо монарх - единственный источник права и суверенности. Воден также выделяет три формы правления: монархия, аристократия, демократия.

Особое отношение к государству и праву было у Томаса Мора и Томмазо Компанеллы.

Томас Мор, канцлер английского короля Генриха VIII, в своей книге «Утопия» выступает с резкой критикой современного ему английского общества и описывает жизнь на вымышленном острове. Там царят справедливость, мудрое управление, равные права в труде и распределение его продуктов, а также общественная собственность на средства производства. Томас Мор выступает против отмены частной собственности, в которой видит основную причину социального неравенства.

Подобные идеи развиваются и итальянским натурфилософом Томаззо Кампанеллой. В книге «Город Солнца» показывается реализованное идеальное общественное устройство.

Французский философ Мишель Монтень(1533-1592) утверждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь. Все законы он разделил на две группы - нравственные («законы чести») и юридические («законы правосудия»). И те, и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие. Скажем, месть правомерна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов правосудия». Говоря о взаимосвязи обычного и позитивного права, писанных и неписанных законов, он полагал, что чем действеннее позитивный закон, тем адекватнее он выражает требования обычного права. И если эти законы согласованы, оснований для их изменения нет.

Заключение

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Однако эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии.

Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в середине 16 в. в области астрономии: с гелиоцентрической системы мира великого польского астронома Н. Коперника, подрывавшей самые основы религиозного взгляда на мир, «... начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии...» (Энгельс Ф., в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в 16 в. основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растет объём знаний и в других областях науки. Так,

Великие географические открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды немецкого учёного Г. Агриколы, итальянского учёного В. Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естественных наук, ренессансная философская мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17-18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как многокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии - к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму - совершился в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона, итальянского учёного Г. Галилея.

Наши рекомендации