О значении и смысле изучения философии
Непосредственному знакомству с философией следует предпослать вопрос о её значении и смысле изучения. Ответ на первый вопрос прост: философия есть один из способов интеллектуального развития человека. Подобно тому, как спорт является одним из видов физического развития человека. Последнее может осуществляться иначе, в процессе работы: грузчики, кузнецы, землекопы развиваются физически не менее спортсменов. Аналогично, интеллектуальное развитие может следовать разными путями. Можно, например, решать геометрические задачи, анализировать шахматные партии, изучать древнегреческие трагедии. Почему же человечество сравнительно недавно (около 2,5 тыс. лет назад, примерно за 500 лет до возникновения христианства) занялось философией всерьёз?
Возможно, причиной возникновения философии стал, с одной стороны, достигнутый уровень рационального (не мифологического) мышления, позволяющий задаваться вопросами об отношении к другим и к самому себе, о вере и надежде, о причинах страданий, о смерти и жизни, а, с другой стороны, отсутствовало учение, позволяющее обоснованно ответить на них. Этические и социальные проблемы – исходные проблемы философии. Вопрос «есть ли какая-либо жизнь после смерти человека?» служит, скорее всего, основанием для возникновения религии. Отношение к умершему человеку более уважительное, чем к живому! Удивление, в котором Аристотель видит причину, может быть лишь эмоциональным основанием возникновения философии.
Можно предположить, что причиной развития и распространения греческой философии было и недовольство действиями правителей. Если правители были бы философами, считал Платон, то они правили бы более справедливо, более мудро. Тогда бы народный суд, состоящий из 500 человек, не приговорил бы Сократа к смерти. Мудрость же, по Сократу, заключается в знании о своём незнании, т.е. в продукте рефлексивной способности человека. Как же можно развить рефлексивную способность? Познанием значения и смысла сказанного, сделанного человеком. Именно анализом значения слов и занимался Сократ, полемизируя со своими оппонентами. Диалог – наиболее эффективная форма выявления своего незнания, формирования и развития рефлексии. Ею и пользовались различные древнегреческие школы: эпикурейцев, киников, киренаиков, стоиков, скептиков
(см.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_08.php,
http://fevt.ru/load/uchenija_pozdnej_antichnosti/30-1-0-884,
http://www.docme.ru/doc/822620/e-pikurejcy-i-stoiki,
http://texts.news/raznyih-stran-filosofiya/pirronizm-29428.html).
Понимание мудрости в Древней Греции было различным. Так, Аристотель под мудростью понимал знание первопричин и первоначал всего существующего. Такой взгляд на мудрость сродни научному, но в те времена философия и наука практически не различались. Да и сейчас при ответе на вопрос древних о пределе делимости тела физика микромира даёт философский ответ: меньшее состоит из большего. Т.е. элементарные частицы состоят из «частиц» больших масс и энергий, человек «состоит» из общества.
И в науке, и в философии есть область определённого и неопределённого знания. Для выражения неопределённого или частично определённого знания в философии используется слово идея. Слова красота, справедливость, свобода обозначают соответствующую идею, применимую к отдельным объектам или процессам. Наличию учения об идеях мы обязаны Платону. Посредством отношения значения слова (или высказывания) к его идее определяется его смысл.
Значение понятия определяется прежде всего по правилам формальной логики. Диалектическому учению о понятиях в большей степени мы обязаны Гегелю. Термины – слова, значение которых определяется наиболее строго, соглашением специалистов той или иной области знания.
Смысл философии определяется отношением интеллектуального развития человека (народа, человечества) к целям его (их) жизни. Значение же философии, как было уже сказано, заключается в интеллектуальном развитии человека. Вопрос лишь в том, нужно ли человеку развивать интеллект? Иначе сказать, нужно ли развивать рефлексивную способность, повышать уровень методологической культуры, осознавать своё единство с миром, оценивать свои и других людей действия и отношения? Ответ на этот вопрос для нас с вами даёт Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Поэтому нас и ждёт впереди экзамен.
О ЛОГИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
I. О природе философии
1. До возникновения философии на протяжении десятков тысяч лет господствующим мировоззрением была мифология. Ей сопутствовали ранние формы религиозных верований: анимизм, фетишизм, магия, тотемизм.
Мифология образно выражает единство человека с природой. Силы природы как тогда, так и теперь, превосходят силы человека. Человек, как и животные, зависимое от природы существо, а каждый в отдельности зависит от других людей, от общества.
2. Благодаря производительной деятельности человек выделился из мира природы, обрёл начальную степень свободы действий, но зависимостьот природы осталась. Синтез достигнутого уровня свободы и осознание своей зависимости задаёт степень самостоятельности человека. Зависимость от природы не может прерваться – человек дитя природы, часть её. Жизнь человека зависит от состояния (жизни) природы. Человек вынужден охранять природу, заботиться о ней, это его долг. Иначе сказать, долг есть выражение зависимости человека от природы, других людей или общества. Осознание долга ведёт к возникновению моралии/илинравственностичеловека.
3. Цена свободы – нарушение естественных связей с миром природы. В результате человек «согрешил». Стремление к свободе свойственно и животным, можно сказать, качество природное. Видимо, всё дело – в степени свободы. Различают свободу «от» и свободу «для». У Фромма есть работа «Бегство от свободы». Может быть, следовало написать книгу «Бегство от зависимости»?
Вопрос: от чего зависим современный человек?
4. По мере развития интеллекта человека его стремление к свободе усиливалось. Культовые религиозные действия не вели к увеличению его свободы. Тотемизм, например, есть выражение зависимости человека от природы. (См.: «Первобытное мышление» Клода Леви-Строса.) Человек в ранних формах религии (тотемизме, фетишизме, анимизме, магии) искал способы уменьшения своей зависимости – основы страха.
Вопросы:
Есть страх у животных?
Страх – природное качество человека?
Как можно повлиять на силу страха?
5. В качестве новых способов уменьшения зависимости человека от природы и общества и выражения достигнутого уровня свободы стали спорт, искусство, философия, а позднее наука. В то же время искусство пробуждает (развивает) в человеке природное начало – чувства. Спорт развивает природные (физические) силы. Не будем забывать о решающей роли в этом процессе производительной деятельности человека (труда), начавшейся с изготовления орудий труда и приведшей к созданию техники. Орудия защищали человека от угроз сил природы и других людей. В целях защиты человека (а позднее и природы) от «свободных» действий других людей было создано право. Потребность в освоении созданных средств и способов взаимодействия человека с природой и обществом обусловила возникновение обучения и воспитания человека, образованияего. Созданные людьми средства и способы взаимодействия с природой и обществом стали именоваться предметами культуры. Под культуройпонимается уважаемая, или почитаемая, людьми деятельность, её результаты. Основой уважения служит исторически сложившаяся система ценностей какого-либо общества. Культура – основа цивилизации.
Вопросы:
Какова природа труда, спорта, искусства, философии, права, науки, образования?
Каковы функциональные различия труда, спорта, искусства, философии, права, науки, образования?
Верно ли, что учение есть труд?
Что Вы думаете о цели, значении и смысле образования человека?
Есть ли нечто общее между физической и духовной культурой?
6. Таким образом, историческая миссия философии заключается в нахождении гармонии (меры) между объективной зависимостью человека от природы и общества и субъективным стремлением человека к освобождению от неё. То или иное единство свободы и зависимости человека задаёт степень его самостоятельности. Наука стремится к освобождению человека от сил природы, а искусство – к единению человека и природы. Философия – опосредствующее звено между наукой и искусством: наука – философия – искусство. В XIX веке К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, задача же заключается в том, чтобы его изменить». Изменить в направлении развития свободы человека, повышения уровня его самостоятельности. Но человек прежде всего должен сохранить мир.
Вопросы:
От чего зависит уровень самостоятельности человека?
Каким образом философское знание может способствовать изменению и сохранению мира?
Верно ли, что искусство спасёт человека?
Выполняет ли философия интегративную функцию человеческого знания?
7. Интересно, что зарождение христианства связано с верой в пришествие спасителя – освободителя от господствующей в жизни несправедливости. Христиане в вере нашли свой путь к свободе, к равенству (перед Богом) и к справедливости. Ф. Ницше выступил с критикой христианской морали (см.: его «Антихрист»). Но христианская мораль – во многом и общечеловеческая мораль.
Буддизм ориентирован на изменение человека, на достижение им состояния нирваны.
Вопрос:
Каковы средства и способы достижения нирваны в буддизме?
На изменение человека или общества (внешнего мира) ориентирован ислам?
Каковы средства достижения цели и смысла жизни человека согласно исламу?
II. О развитии философии
2.1. Философия, как отмечал Гегель, – понятийное знание или понятийное мышление. Учение о понятии и об идее (понятие есть один из возможных способов выражения идеи) лежит в основе философской культуры. Сами же понятия, идеи и учения являются инструментами познания и, следовательно, уменьшения зависимости человека, увеличения степени его свободы. Можно сказать, – инструментами борьбы человека со страхами, с грозящими ему бедами.
2.2. Временное (историческое) измерение философии отражено в высказывании Гегеля: «Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». Ему же принадлежит формулировка основного вопроса философии: вопроса об отношении мышления и бытия. Иначе сказать, вопрос об отношении того, что находится в голове человека к тому, что находится вне головы человека.
2.3. В истории европейской философии выделяют следующие этапы: Античный, Средневековый, Возрождения, Нового времени, Просвещения, философию XIX –XX веков и современную (модерн и постмодерн).
2.3.1. Античность создала новые инструменты познания: учение о понятии (категориях) и об идеях. Аристотель создаёт науку о правильном мышлении (мышлении по правилам) – логику. Скептики развивают критическое мышление – основу прогресса. Киники демонстрируют возможный уровень индивидуальной свободы человека.