Пространство и время в теории относительности Альберта Эйнштейна
Теория относительности Эйнштейна вскрыла непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из этой теории, гласит: пространство и время не существует без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т.е. гравитацией А. Эйнштейн, отвечал на вопрос о сути своей теории, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким – нибуть чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности в месте с вещами исчезли бы и пространство и время»
Субстанциональной концепции пространства-времени со времен Аристотеля противостояла релятивистская. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем Эйнштейн рассматривает относительность длин и промежутков времени, что приводит его к выводу о том, что понятие одновременности лишено смысла: «Два события, одновременные при наблюдении из одной координатной системы, уже не воспринимаются как одновременные при рассмотрении из системы, движущейся относительно данной». Получаем зависимость(см выше)Центральное понятие идеализма Бергсона — «чистая», т. е. нематериальная, «длительность» (отличаемая от «времени» как искаженного человеческим интеллектом представления о «длительности») — первооснова всего сущего. Материя, время, движение — лишь различные формы проявления «длительности» в человеческом представлении и в рассудочных схемах науки. Познание «длительности» доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное «узрение», «постижение», где «акт познания совпадает с актом, порождающим действительность». Анри Бергсон утверждал, что время может быть познано только нерациональной интуицией, а научные
концепции, представляющие время, как имеющее какое-либо направление, неверно интерпретируют реальность.
19. Понятие материи. Эгоцентрическая проблема. Критика субъективного и объективного идеализма. Деятельностное обоснование объективной реальности.
Мате́рия — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Локк «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции».
Джордж Беркли отрицал существование материи.
По Канту, «во всякой сущности составные части ее образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи – сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю.
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время
Универсальные законы существования и развития материи:
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон перехода количественных изменений в качественные
Закон отрицания отрицания
Идеализм: первичность духа по отношению к материи
Объективный идеализм
существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности
отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств
Первооснова мира - всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).
Субъективный идеализм
отрицают существование независимой от воли и сознания субъектареальности
мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта
Критика Фейербахом идеализма
философия не может достигнуть истинных результатов до тех пор, пока она замыкается в рамках чистой мысли
Философская система, пытающаяся выйти за пределы и природы и человека, игнорирующая то и другое, является ничтожной и бессмысленной
природа существует независимо от какой бы то ни было философии, от мышления, сознания человека, значит она первична
сознание есть порождение материи
У Гегеля(идеалист) истинная философия соединяется с религией. У Фейербаха истинная философия берет свое начало там, где она отграничивает себя от религии
Объекти́вная реа́льность — существование мира независимо от сознания человека
материалисты: некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние
религия: этот механизм создан богом. и он может вмешиваться в его развитие
агностики: объективная реальность = истина, не доступна человеку
естественные науки:квантовая теория доказывает, что наличие наблюдателя изменяет наблюдаемое (парадокс наблюдателя).
20. Идея развития. Объяснительная функция диалектики. Философское обоснование жизни и сознания.
Идея развития: необратимое, направленное, закономерное изменение
● Древняя философия: нет развития, т.к время циклично, все изменяется по
заданной заранее программе
● Христианство: линейное изменение мира
● Эмпиризм: формирование естественных наук и космология (коперник, галилей,
ньютон)
● Немецкая классическая философия, Гегель: диалектика,борьба и
противоположность
● Марксизм: развитие свойство материи
Стадии развития общества
● Теологическая стадия (объяснение явлений на основе сверхъестественного);
● Метафизическая стадия (объяснение явлений на основе отвлечённых сущностей,
причин, понятий, категорий);
● Позитивная стадия (собственно естественнонаучная: объяснение явлений на
основе фактов
Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии
бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.
Принципы отражают фундаментальные основы бытия и познания, имеют статус
философских аксиом. Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и развития
Закон выражает общие свойства и отношения действительности, проявляется в течение
продолжительного времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате
объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные
законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей.
● единства и борьбы противоположностей,
● взаимного перехода количественных и качественных изменений,
● отрицания.
Сознание состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной
переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об
этих событиях.
● изучение границ сознания и самого понятия
● сознание у тяжело больных/в коме
● нечеловеческое сознание
● момент зарождения сознания у человека
● могут ли компьютеры достичь сознания
21. Сенсуализм и рационализм. Деятельностное обоснование априорного знания.
Сенсуализм – направление: ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.
Основной принцип — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
Крупные философысенсуалисты: Протагор , Эпикур, Локк, Этьен Бонно де Кондильяк
● Сенсуализм сводит все знание к ощущению: разум все своё содержание получает
из ощущений, a ощущение — из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания.
● источник всего нашего познания — внешний мир
● подробный психологический анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь
определить значение ощущений в познании
Рационализм - метод, согласно которому основой познания является разум
● сократ: душа делится на иррациональную часть (мысли чувства) и рациональную
(мысли разум), которая составляет личность
● Спиноза Декарт Лйбниц, противопоставление эмпиризму (выводят все из опыта).
считали,что знание нужно выводить чисто логически дедуктивным методом
Априорное знание – по канту, полученное до опыта или независимо от него.
это знание, формируемое универсальной практической ориентацией мышления. Второе положение, которое мы будем здесь защищать, состоит в том, что априорное знание _знание реальное, отражающее объективные условия акта деятельности. Если некоторая функционирующая система является частью другой более широкой системы, то в своих функциях она неизбежно подчинена целям этой системы, и общие законы ее развития могут быть поняты только при рассмотрении этого функционального соподчинения. Этот абстрактный системный принцип должен быть руководящим и при анализе
процесса.
22. Диалектика абстрактного и конкретного в познании. Изменение в понимании связи между опытом и теорией в начале 20-го века. Понятие закона у Э.Маха и А.Эйнштейна.
v теория открывает пусть для новой практики
v мах: принципы должны быть очевидными
v эйнштейн: могут быть отклонения от очевидности
v физика: гипотезазаконподтверждение
v
Конкретное и абстрактное находятся в диалектическом взаимодействии.
Абстрактное расширяет конкретное, дает возможность предсказывать новое конкретное и т.д. Два полюса взаимодействия, постоянно требуем новых принципов.
Теории нужны как механизм получения конкретных данных. Человека интересует действие, а теория открывает путь для новой практики.
Бэкон: Как поднимаемся от конкретного к абстрактному? Схема индукции.
Мах: Принципы должны быть очевидными.
В теории Эйнштейна есть отклонения от очевидного.
С развитием физики выдвигали гипотезы, формулировали законы, подтверждали гипотезы.
Конструкция: Конкретное -> интуиция -> Абстрактное -> индукция -> Конкретное
Карл Поппер (1902 – 1994): плоскость конкретного инвариантна, теории могут менятся.
Наука- динамическая система, предполагающая непрерывное изменение и рост знания.
отныне задача философии сводилась не к обоснованию знания, как это было в неопозитивизме, а к объяснению его изменения на основе критического метода.
в "логике научного открытия" Поппер пишет: "центральной проблемой теории познания всегда была и остается проблема роста знания", а "… наилучший же способ изучения роста знания – изучение роста научного знания"
методологический инструмент: принцип фальсификации(проверка теоретических утверждений эмпирическим опытом)
новый критерий познания - "критерий фальсифицируемости". Теория лишь тогда научна и рациональна, когда она может быть фальсифицируема.
Между верификацией (подтверждением) и фальсификацией существует явная ассиметрия. Миллиарды подтверждений не способны увековечить теорию. Одно опровержение и теория подорвана.
Томас Кунн (1922 – 1996):
рост научного знания тогда, когда ученые работают в определенный период между научными революциями (т.н. период "нормальной науки") в рамках нынешней научной парадигмы. Потом происходит научная революция - смена парадигмы.
Кун заявляет, что принцип фальсификационизма Поппера не применим на практике и в науке наблюдается не выдвижение и опровержение новых теорий, а иррациональная смена парадигм. В период "нормальной науки" роста научных знаний (по Куну) практически не происходит.
Главный недостаток теории Куна – психологизм: "Открытие совершает не логика, а психология". (любая критика возможна и происходит только в существующей парадигме, когда имеется согласие в основных принципах)
Признавая, что в период "нормальной науки" не происходит роста научного знания, Кун запрещает процессу роста происходить. И сам процесс выглядит как нечто мистическое, мифическое.
То, что смена парадигм - рациональный процесс, хорошо показывает сам Поппер на примере Т.О..
В некоторых науках есть несколько господствующих теорий, успешно и плодотворно дискутирующих. И рост научного знания происходит именно из-за опровержения и критики существующих теорий - "каркасов". Причем критики рациональной, логической!
Кун размывает границы науки и возвращает в науку мистику. Отрицая логику науки и превращая рост научного знания в "смену догматов, которые нельзя критиковать",
Эффект практики (19 – начало 20 века): Теория1->Теория2->Теория3... Стремятся к истине.
Мах
попытка разрешить кризис в физике с помощью нового истолкования исходных понятий классической физики. Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Мах противопоставил релятивистское понимание этих категорий, которые, по Маху, субъективны по своему происхождению. мир - «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь описывать эти «ощущения».
Эйнштейн: научные теории, как и научные понятия, не могут возникнуть в отрыве от действительности, что они - результаты переработки информации о внешнем мире, данной нам через ощущения. «Теоретические идеи, - подчеркивал он, - ...не возникают отдельно от опыта и независимо от него; их также нельзя вывести из опыта чисто логическим путем. Их возникновение есть творческий акт. Коль скоро теоретическая идея возникла, ее следует строго придерживаться до тех пор, пока она не приведет к противоречию»
23. Понятие истины. Критерии истины. Практика как критерий истины. Марксизм и прагматизм.
Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря,
это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении
абсолютная истина полное, исчерпывающее знание о действительности в целом
Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его уточнение
по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются
новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями
критерии — средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения
● Декартькритерием истинных знаний считал их ясность и отчетливость.
● Л. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных
● локк опыт
● общезначимость признание многими людьми
● прагматизм:то что полезно и выгодно истина
● практика
v если у человека имеется система знаний, претендующая на описание объективного
мира, то он может узнать о ее соответствии своему предмету, изучая лишь свойства
самой системы. Необходим выход за пределы некой системы знаний.
v Кант: "всеобщий материальный критерий истинности невозможен", ибо "знание,
истинное в отношении одного объекта, может быть ложным в отношении другого"
v марксизм: Не только природа, но и общество поддаются познанию. Задача не только познание, но и изменение
v нельзя практикой доказать истинность или ложность научных теорий о происхождении жизни и
человека на Земле
24. Место философии в развитии научного знания. Примеры из истории математики.
Философия представляет собой специфическую область знания, которую нельзя
безоговорочно отнести ни группе общественных, ни к группе естественных наук.
Предметом философии является всеобщее, поэтому она в равной степени исследует эти
области действительности и играет большую роль в развитии как естественных, так и
общественных наук.
Философия нуждается в союзе с естествознанием, поскольку развитие философии
немыслимо без использования и обобщения его достижений, теоретическое
естествознание не может успешно развиваться без философских выводов и обобщений.
История науки показывает, что чем крупнее естествоиспытатель, чем весомее его
личный вклад в науку как теоретика, тем больше его интерес к философским проблемам.
А. Эйнштейн ''наука без теории познания становится примитивной и пустой ''.
● дифференциация наук около 15 тыс дисциплин
● интеграция, взаимодействие научных знаний, напр астрофизика, геохимия,
биофизика
● новые понятия на основе переосмысления базовых, философский анализ
● Философия расширяет кругозор ученого, позволяет ему с более широких позиций
взглянуть на изучаемый им объект, выяснить его место среди других объектов.
Нередко знание истории способствует и прогрессу конкретных математических
дисциплин; например, древняя китайская задача (теорема) об остатках сформировала
целый раздел теории чисел.
25. Логика развития общества по Марксу.
● основа общества — материальное производство, источник всех процессов в обществе и определяет общественное сознание
● Исторический процесс - последовательная и закономерная смена общественноэкономических формаций, обусловленная ростом и
совершенствованием способа производства
Общество развивается эволюционно изза постепенного развития производительных сил,
и революционно с помощью социальных революций, обусловленных борьбой за
установление новых производственных отношений.
Бытие общества (базис) формирует его сознание (надстройку).
Базис Способ производства — сочетание производительных сил (трудящихся людей и
средства производства) и производственных отношений.Основа и первопричина всех
процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве выделяются два
противоположных класса — трудящиесяпроизводители (эксплуатируемый класс) и
собственники средств производства (эксплуатирующий класс).
Надстройка совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а
также нравственных, эстетических,философских воззрений в нем, служащих в классовом
обществе господствующему классу для контроля над эксплуатируемым классом с
помощью идеологии выгодной самому господствующему классу. Надстройка сознание
общества. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной
самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и
опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие
общества.
● Первобытнообщинный строй (первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus).
Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия
примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта.
Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в
общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность —
только коллективная.
● Азиатский способ производства
На поздних этапах существования первобытного
общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт.
Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением.
Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением.
Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и
материальные блага, что привело к появлению частной собственности,
имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению.
Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно
трансформируясь в государство. Существование азиатского способа
производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось
темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и
Энгельса он также упоминается не везде.
Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft). Существует частная собственность
на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный
классрабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у
рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но
не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют
производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом,
побуждающим к труду является насильственное принуждение, страх физической
расправы рабовладельца над рабом.
● Феодализм (нем. Feudalismus). В обществе выделяются классы феодалов —
собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в
личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное)
ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное
общество характеризуется монархическим типом правления и сословной
социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является
крепостное право, экономическое принуждение.
● Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства
производства. Выделяются классы капиталистов (буржуазия), — владельцев
средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами
производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют
производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими.
Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но
наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть
принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).
Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое
принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным
способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.
● Коммунизм. Теоретически предполагаемое, никогда ещё не существовавшее на
практике, устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При
коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности
(не государственной), частная собственность на средства производства
полностью устранена, следовательно классовое разделение отсутствует. Изза
отсутствия классов нет классовой борьбы коммунизм последняя формация
общества. Высокий уровень развития способа производства, по сравнению с
ранее существовавшим в других формациях, освобождающий человека от тяжелого
физического труда, человек занят только умственным трудом (сегодня считается,
что эту задачу выполнит полная автоматизация производства, машины возьмут на
себя весь тяжелый физический труд). Товарноденежные отношения отмирают
изза их ненадобности для распределения материальных благ (материальных благ
хватает каждому человеку благодаря высокому уровню развития способа
производства). При этом общество предоставляет любые доступные блага
каждому человеку. Достижения и вклад человека в улучшение жизни всего
общества высшая ценность человека и общества. Предполагается, что человек,
мотивированный уже не экономически, а отношением окружающих людей и всем обществом к нему, трудится сознательно, стремится принести обществу
наибольшую пользу, и тем самым получить признание и уважение за проделанную
работу. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем
обществом в целом, на основе самоуправления, государство отмирает. В качестве
общественноэкономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается
социализм, при котором происходит обобществление средств производства (переход из частной
собственности в собственность общества), но сохраняются товарноденежные отношения (в силу
пока, что еще недостаточно развитых производительных сил), экономическое
принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для
капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого
по его способностям, каждому — по его труду».
26. Цивилизационная теория развития общества Н.Я.Данилевского.
Опровержение теории Дарвина
нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный,
замкнутый характер развития раскрытые через призму идей славянофильства
По теории Данилевского, на долю народа выпадает 3 роли:
v Положительная деятельность культурноисторического типа
v Разрушительная деятельность, придающих смерти одряхлевшие цивилизации
v Служение чужим целям в качестве «этнографического материала»
Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурноисторическим типам - законы культурноисторического движения:
v Всякое семейство народов составляет самобытный культурноисторический тип, если оно способно к историческому развитию.
v Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы пользовались
политической независимостью.
v Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип
вырабатывает их для себя.
v Цивилизация достигает расцвета только при разнообразии этнографических элементов.
v Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета
относительно короток и «истощает раз и навсегда их жизненную силу».