Какой такой принцип в основе нравственности заставляет действовать так или иначе?
Правило: Поступай так, чтобы твоя максима могла быть возведена в императив!
v Главный принцип нравственности - это долг.
v Категорический императив априорен.
v гедонизм разрушает человека и не соответствует человеческой сущности.
v быть счастливым и быть нравственным не одно и то же, они почти противоположны
v нравственность не имеет отношения к полезности. Нр. идет от общества, порождается общественной жизнью.
Как связаны нравственность и религия?
Категорический императив существует сам по себе, но религия не априорна, так что они никак не
могут быть связаны.
Но религия зависит от нравственности.
Человек, который выполняет все требования категорического императива, приближается к святости.
Он становится святым, но более всего обделенным жизнью.
Чтобы преодолеть этот абсурд, предполагается наличие бога.
Первый постулат практического разума: мы предполагаем бога карающего и воздающего.
Второй постулат практического разума: душа бессмертна.
Третий постулат практического разума: человек свободен.
Бог - это несобственная точка, фикция, но ее естественно предположить, потому что она полезна. Бог - затычка в картине мироздания. Мы говорим, что христианский бог произошел из иудейской теологии, где бог карал.
Вывод: теоретический разум не может ни доказать, ни опровергнуть
бога, но практический разум требует бога. Религия возникает как требование нравственной жизни. Практический разум шире и говорит, что бог есть. .Не все решает сознание.
Есть некий изъян кантовской системы в разделении мира духовного и мира
механического. По Канту они полностью независимы.
17. Понятие причинности. Обоснование объективной случайности. Научный и философский детерминизм. Детерминизм и телеология.
философ-материалист Левкипп (500-400гг. до н.э.)мысль о всеобщности причинности в определённой форме
«Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости».
Ученик Левкиппа Демокрит (460-370гг. до н.э.) подчеркнул большое значение этого принципа для объяснения природы:
«Я бы предпочёл найти одно причинное объяснение, нежели приобрести себе персидский престол.»
отражение в их атомистической теории: атом - это мельчайшая неделимая, неизменная частица вещества, отличающихся от подобных себе положением в пространстве, формой и порядком, но качественно тождественная другим атомам. Все вещи и явления природы образуются в результате механического взаимодействия этих вечно движущихся частиц.
причина - результат взаимодействий атомов.
Здесь появляется понятие о детерминизме – учении о всеобщей обусловленности объективных явлений, основная его идея: «нет событий без причин». Исходя из этого принципа, Демокрит утверждал, что «в мире нет ничего случайного», «случайность придумали невежды, чтобы скрыть своё невежество».
Обобщение и дальнейшее развитие взглядов древних греков на причинность было сделано Аристотелем (384-322гг. до н.э.): он указал, что познать вещь - значит познать её причину. Аристотель рассматривает теорию четырёх причин: формальная, материальная, движущая и целевая, и описывает их: «одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи; другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то, откуда начало движения; четвёртой, причину противолежащую последней, а именно «то, ради чего» или благо (ибо благо есть цель всякого возникновения и движения).»
Движущая причина, по Аристотелю - это всё, что делает, изменяет, порождает другое явление. Материальная и формальная причины выражают различие между возможностью и действительностью. Понятие целевой причины необходимо для объяснения практической деятельности людей, основывающейся на познанных связях явлений природы и общества.
Перед философами стояла трудность в решении вопроса, где искать первопричину различных причинно – следственных рядов, если отсутствует взаимопреход причины в следствие и обратно. Одно явление будучи следствием предшествующего явления , порождает последующее явления, а это – другое последующее и т. д.». В этой связи возникает вопрос, где причина этого последующего явления.
Давид Юм отвергал априорное, доопытное происхождение понятие причинности и утверждал, что убеждения человека относительно существования вещей есть факт веры: мы верим в то, что одни вещи порождают другие, имеется причинная связь, но это недоказуемо. Поэтому мир непознаваем: мы его ощущаем, создаём схемы и модели ощущений, но невозможно доказать, что они относятся к миру. Таким образом, мы не познаём мир сам по себе, а упорядочиваем наше восприятие. Согласно Юму, представление о причинности, как всякое представление, могло бы содержаться либо в наших ощущениях, либо в наших идеях, представляющих логическую обработку ощущения. В ощущениях человеку даются отдельные впечатления, но не их связь.
В отличие от Юма Кант считал, что понятие причинности имеет априорный характер. Наши восприятия всегда последовательны и случайны. По Канту, мы отличаем случайную последовательность восприятия от необходимой лишь при помощи априорного, врождённого понятия причинности. Необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах; случайное же привнесено в эту область извне, не детерминировано ею и, следовательно, не предсказуемо. Причинность по Канту, состоит в необходимой связи двух событий. Если одно событие предшествует другому и не может быть без того, чтобы последнее не следовало за ним по определенному правилу, но первое есть причина, а другое событие – следствие.
18. Пространство и время. Философское и научное истолкование пространства и времени (сравнение позиций А.Бергсона и А.Эйнштейна)