Зенон Китийский и школа стоиков
Основал направление стоицизма. Он основал течение, противоположное и киренаикам, и киникам. Его учение – о мире.
v Все в мире закономерно, все подчиняется причинам, нет ничего случайного.
v Все предрешено, значит у человека есть судьба.
v Каждый человек должен обладать важнейшим качеством души - смирением перед судьбой.
v Нам что то вверено судьбой, иначе быть не может.
v Достоинство человека состоит в том, чтобы прожить жизнь гордо, мужественно принять и жизнь, и смерть.
v человек должен стремиться к добродетели
v Стоический человек должен быть нравственным, соблюдать законы государства.
v Человек должен думать только о тех вещах, которые находятся в его власти и ориентироваться на то, что он может реально сделать для увеличения добродетели.
v Существуют только вещи реальные. Ничего другого не существует.
v Крайний номинализм, то есть за вещами нет бытия.
v Мир идеален, надежен, прочен
Человек стремится к выживанию.
причины зла:
v Логическое: Всякое сущее требует себе противоположного.
v Этическое обоснование: зло дается людям для упражнения. Люди должны преодолевать зло, показывать свое достоинство, добродетель.
v Космологическое: Зло необходимо с точки зрения мироздания в целом.
v Физическое оправдание зла: Бог хочет добра, но он не всесилен. Костная материя стоит на его пути и производит некоторые эффекты, которые мы называли злом.
.
Эпикур и эпикурейство
берет учение Демокрита. Есть причинно-следственная связь, нет случайности.
Мир состоит из атомов, движ. с одинаковой скоростью (Демокрит утверждал, что скорости различны).
вводится феномен случ. отклонения, для обоснования существования тела при паралл. движении атомов.
атомы движутся вниз по прямой линии - это естественное движение тела.
v Разум не может ни прибавить, не отнять у нас чувств.
v Разум _ надстройка над чувствами.
v Реальность дана нам в виде системы ощущений.
v что человеческий разум мыслит скачками (заложена некоторая случайность).
v Сформулировал понятие интуиции. Интуиция - это бросок разума - как от набора фактов перейти к идее?
v Человек должен стремится к наслаждению, но человек здесь должен разумно себя ограничивать.
v Никому не надо завидовать, никуда не надо стремиться. Проживи незаметно.
Состояние равновесия духа - цель человеческой жизни.
Пиррон и Корнеяд (школа скептиков)
Пиррон:
v Не только чувства ненадежны, но и разум: философы ничего так достоверно и не поняли.
v Лучше всегда отвечать .не знаю. Из незнания следует бесстрастность и уверенность, как из знания у стоиков.
v Я знаю что я ничего не знаю. И не могу знать.
v Полное бесстрастие - вот цель мудреца.
Корнеяд:
v Нет никаких доказательств, ибо все доказываемое основывается на недоказанном.
v В мире слишком много зла. Нет никакого различия между истинностью и ложностью.
v Ввел понятие вероятности.Все только вероятно. Есть вещи с большой вероятностью, есть с маленькой.
v Истинного, окончательного знания для Пиррона и Корнеяда нет. Истинная логика
v невозможна.
6. Римский стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
Сенека: . “корень зла не в вещах, а в душе”
основатель “новой Стои” или позднего стоицизма. Он был воспитателем Нерона и был умерщвлен по его же приказу.
философия - средство утроения человека в мире.
философия делится на этику, логику и физику. В его философии доминирует интерес к этике.
v Знание!= мудрость, знание необходимо для достижения мудрости.
v Материя - косная. Она приводится в движение разумом, который отождествлялся им с причиной.
v душа телесна и бессмертна.
v перед судьбой все люди равны. Истинный мудрец должен подчиняться и покорно переносить все невзгоды, с презрением относиться к бренному человеческому существованию.
v Условием покорности судьбе выступает познание Бога (Боги добры)
v природа без Бога невозможна. Бог - сила, придающая всему целесообразность.
v Он призывал не к изменению условий жизни, а к исправлению его духа.
v жить надо, стремясь приносить пользу ближнему, проповедовал непротивление злу, всепрощение.
v богатство все же предпочтительнее бедности, так как оно дает возможность служить людям. (мудрому не стоит бояться богатства, ведь он не позволит ему себя подчинить.
v Наделение людей богатством - испытание.
v Каждый принявший благодеяние должен принести благодетелю пользу.
v собственность - средство для творения благодеяний.
Эпиктет “Терпи и воздерживайся”
В учении бывшего раба Эпиктета (ок. 50 — 138 гг. н. э.)
v Учил как человеку жить в безжалостном, суровом обществе, как сохранить порядочность, не стать сутягой, вымогателем.
v Не во власти человека изменить ход вещей. Во власти людей находятся только их мнения, желания и стремления.
v Надо стремиться на основе знания правильно сделать выбор линии поведения.
v Не вызывай зависти невежд, не роскошествуй, будь разборчив в выборе друзей.
v непротивление злу, восславляет бедность, воздержание, терпение, смирение
v надо сузить свои потребности и довольствоваться только теми благами, которые человек в состоянии добыть себе сам.
v подлинное богатство — это мудрость.
v Он рекомендовал людям быть бережливыми, но не предаваться алчности.
v Равенство между людьми проблематично, т.к. результаты трудовой деятельности людей не.
v люди не желающие быть рабами, не должны терпеть рабства вокруг себя и обращать других в рабство. Он призывает господ к кротости. Ибо насилие порождает насилие. Право рабов защищаться он считает неотъемлемым правом, свойственным всем живым существам.
Марк Аврелий
Римский стоик император Марк Аврелий (121 — 180)
v Советует пренебрегать плотью
v Главное богатство — это жизнь и люди равны в обладании этим богатством.
v Идея о быстротечности жизни, зависящей от непостижимой судьбы.
v Мало вероятно, что будущее принесет исполнение желаний.
v При следовании к целям не следует пользоваться дурными средствами.
v Учил не заниматься сбором сведений об успехах других, не участвовать в интригах, а спешить своим путем, путем созидания.
v Рекомендовал полюбить скромное дело и в нем найти успокоение.
v Владение собственностью — это иллюзия, так как все, чем бы ни владел человек, может быть отнято.
v Взаимное стремление людей служить друг другу - долг людей и основа благополучия общества.
Стоицизм привлекателен для тех, кто озабочен не столько тем, как сохранить богатство, сколько тем, как бы сохранить жизнь. Стоик не станет бравировать богатством и бедностью. Если придется быть бедным, он мужественно будет переносить гнет бедности. Если же даровано судьбой богатство, то и в богатстве стоик будет жить как бедняк, терпеливо неся бремя богатства и умеренно пользуясь его благами.
Стоическое отношение к богатству в Древнем Риме диктовалось утратой уверенности в том, что его можно сохранить. Стремление аморальных людей поправить свои пошатнувшиеся дела за счет грабежа ближнего было широко распространено. Быть богатым становится опасно, так как богатство трудно скрыть. Не случайно поэтому родоначальник позднего стоицизма Сенека, будучи ближайшим сподвижником Нерона и богатейшим человеком своего времени, проповедовал бедность, обличал богатство и расточительность.
7. Патристика (Юстин, Тертуллиан, Ориген, Августин Аврелий)
Юстин (+110 . . .+160).
v догадался соединить античную философию с зарождающейся теологией.
v душа, исполнившая свой долг, получит воздаяние, а иначе её ждёт наказание.
v душа бессмертна не сама по себе, а от Бога
v Душа способна деградировать, и именно деградация души и ведёт к злу. Бог справедлив, а зло идёт от человека.
Юстин был казнен(отказался приносить жертвоприношения).
Юстин - первый философ, который стал христианином, и для защиты христианства он пытался использовать достижения античной философии.
мир создан Богом из ничего, материя тоже была создана Богом, или очень много противоречий.
Тертуллиан
Квинт Тертуллиан жил в Риме и был одним из апологетов христианства
v Мы верим в то, что абсурдно.
v Божий сын мёртв, но восстал из гроба.
v против внедрения философии в религию. Кто верит, тому не надо философских изысков.
v Материя не нуждается в Боге, поэтому материя первична, значит неправильно считать, что Бог создал материю.
Ориген (+185 . . .+254). Он был похож на Филона. Его отец был казнён как христианин. Ориген откоммен-
тировал Ветхий Завет. Знал много языков.
Библию можно читать трояко:
- можно взять материальную часть (буквально),
- можно прочитать душевно
- можно прочесть духовно(истинный взор)
- вера должна предшествовать знанию.
- математики тоже должны быть фанатиками. И тогда они что-то сделают. Так вот это и имел в виду Ориген, говоря, что без веры истина не может быть познана.
- То, что делает человека острым, философия и диалектика.
- Философия - основание теологии.
- ничего не сказано о том, свободен ли человек, когда рождается ангел и т. п. Там где не сказано, там надо
- осторожно исследовать.
- многие выводы были отвергнуты соборами как ересь.
1. Он говорит, что Бог создал много миров. Он же всемогущ, так что почему бы и не?. . .
2. Все души могут быть прощены, а христианство говорит, что есть непрощённые грехи.
3. Троица (БО, БС, БДС). Все они единосущны, но не одинаковы.
Августин Аврелий, aka Августин Блаженный(354 . . . 430).
Высшей точки соединение философии и теологии достигло во взглядах Августина Аврелия.
Августин - самый большой мыслитель времен патристики. По сути, на нем патристика и заканчивается.
Основные положения теории Августина:
- бог - существо непостижимое, трансцендентное, нематериальное, находящееся вне мира, невообразимое и не раскрываемое понятие.
- Функции бога: творец мира, мировой разум, утешитель всех страждущих, спаситель мира.
- идея непрерывного творения, чего раньше не было (после того как он сотворил мир он его постоянно поддерживает)
- Все в мире создается причинами (большинство вещей). Но бог может вмешаться в любой ход событий. В мире возможно чудо.
- Бог создал мир вместе со временем. Бог находится в вечности, для него время не существует. До акта творения времени не было. А значит вопрос, что было до, абсурден.
- Чувственность не оказывает влияния на познание. Человек познает разумом. Это – греческий суперрационализм.
- За основу берется Платон. Познание по Платону есть припоминание. А вот по Августину, припоминание переходит в откровение, соединение с высшим существом, Богом. Не каждый индивид может вспомнить, а только тот, кто правильно живет
- Человек должен стремиться к мудрости, но не к знанию.
теория Зла: берется из теории стоиков. Ничто не совершается без воли бога, тогда почему в мире столько зла?
- Зло Метафизическое: Человек умирает - для его близких это великое горе, но с точки зрения мира это неизбежно -» может быть оправдано с точки зрения мира в целом -» благо.
- Моральный источник зла: бог создал человека и дал ему свободу. Человек подобен богу по уму и по обладанию свободой. Человек столь же свободен, как бог. Свобода как испытание (потакание своим низменным желаниям)
- Третий источник зла: (первородных грех) В этом виноваты лично товарищи Адам и Ева, но поскольку это были порождающие человечества -» страдают все. Это физический грех.
Но зло не так сильно как добро.
Религия должна давать надежду. Августиновская
философия связана с идеей прогресса. Есть детство человечества, отрочество, юность, зрелость, старость. А
после пришествия Христа начался седьмой период, который закончится вторым пришествием.
8. Схоластика (Ансельм, П.Абеляр )
Ансельм Кентерберийский (1033 − 1109). Глава английской церкви.
Ансельм эмпирически доказывает существование бога:
v Мир состоит из случайностей, но все существует из необходимости, иначе бы оно исчезло. Эта случайность есть бог.
v Бог идеален и обладает всеми идеальными свойствами, в том числе и свойством бытия, то есть существует.
онтологическое доказательство существования бог: Пусть глупец скажет, что бога нет. Он, тем не менее, думает, что это нечто совершенное. Но совершенное обладает всеми атрибутами (всемогущество). В том числе и бытиём. А когда глупец говорит, что его нет, он отрицает тем самым его бытиё, и тем самым противоречит самому себе.
Пьер Абеляр (1079 − 1142) (крайняя форма рационализма - понимать, во что верим)
Замечал, что разные представители церкви говорят разные вещи, и это может привести к расколу. Впервые поставил проблему исторического и смыслового анализа Библии.
опираться нужно только на священное писание.
Бог дал человеку ум, позорно верить в то, чего не понимаешь.
Абеляр написал книгу Да и Нет. Это 150 тезисов, противоречий в трактованиях .Чему же будет верить паства, если мы говорим и да, и нет? Это была серьёзная критика богословия.
Новая трактовка троицы:
• бог-отец - полное могущество
• бог-сын – мудрость
• бог-дух - благодать.
Грех - бунт тела против души, происходит из нашей низменной сути. Главный грех - говорить и думать разные вещи. Люди не грешны сами по себе по своей природе. Адам передал не грех, а кару за него
Отошел и то реализма, и от номинализма, придя к концептуализму: есть и конкретные вещи, и
общие понятия, а не либо одно, либо другое.
Нарушение закона по незнанию нельзя вменять в вину.
Свободной воли достаточно, чтобы сотворить благо.
По поступкам только нельзя судить человека, если не знать его мотивов
9. Парижские аверроисты. Ф.Аквинский и новое философское обоснование теологии.
Фома Аквинский (1225 − 1274). Хотел учиться на богослова. Братья были против, пытались совратить его куртизанками, год заточали под замком, но ничего не вышло.
Фома Аквинский строит новый подход к религии, говорит, что познание природы тоже необходимо, но не только познание души и бога. «По следам бога мы увидим его сущность»
Три вида познания:
• ум (вся сфера духовных способностей)
• интеллект (способность умственного познания)
• разум (способность к рассуждению)
О душе: она бессмертна, нематериальна, но достигает своей полноты только с единении с телом и потому телесность важна.
Человек промежуточен между тварями и ангелами, высшее существо среди телесных.
Бывают откровения разума и откровения божественные. Благодаря гармонии мира они никогда не вступят в противоречие.
Форма не единственная причина вещи, потому что иначе вещи не были бы различимы. Значит, есть еще причина в виде внутренней сущности и природной уникальности.
Сформулировал пять доказательств существования бога:
v Кинетическое: Все, что движется, чем-то когда-то было приведено в движение. Значит, есть цепь, которая в итоге может привести только к богу.
v производящая причина: У всего есть причина. Аналогично существует в цепи максимум.
v необходимость и случайность: Все вещи могут обладать потенциальным или реальным бытием, и именно бог меняет статус.
v От степеней совершенства: У всех вещей есть своя степень совершенства. Максимальная степень - это бог.
v от божественного: есть целесообразность деятельности -» существует существо, задающее эти цели.
Все, что касается природы, можно доказать. Нельзя доказать триединство, божественное сотворение мира.
Но по следам бога мы видим его сущность. Ввел ограничения на рассуждения в религии.
10. Начало Новой философии. Бекон и Декарт.
Френсис Бэкон (1549 − 1626) (эмпирик, обращался на опыт)
Не нужно учиться по книгам: есть природа.
Истина -дочь времени, а не авторитета.
опыт + эксперимент = абсолютная истина
Бэкон предлагает не изучать книги древних, подвергает критике Аристотеля. Истина и полезность суть одно и то же. Когда что-то не сопоставлено с практикой, надо рассеять. Так вот, надо заменить логику Аристотеля новой логикой.
Аристотель от опыта идет сразу к высшим принципам, понимая ими мир. Не нужно воспарять
так сразу. Физику Аристотель хотел выводить из опыта, а Бэкон из эксперимента.