Философские идеи милетской, пифагорейской и элейской школ.
Ионийская (или милетская школа) школа- древнейшая натурфилософская школа. Ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы-монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий.
Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным.
Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него.
Анаксимандр считал началом всего бесконечную природу, нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс.
Анаксимен считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь ветром, водой и землей.
С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел. Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.
Элейская школа связана с именами трех философов - Парменидом, Зеноном и Мелисом.
Мир для Парменида - единое, вечно существующее бытие. Он неизменен, постоянен, всегда один и тот же. По мнению Парменида, все есть бытие, небытия в мире нет. Бытие не конкретно, это не вода, не огонь, не земля, не воздух. Оно всегда находится в покое, вне времени.
Его ученик Зенон считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а, следовательно, не истинно. Он создал целый ряд опорий, доказательств, направленных против признания и истинности движения.
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» - любимое изречение Сократа.
Философские идеи Гераклита, атомистов, Эмпедокла, Анаксагора.
Гераклит
1. Огонь как начало мира. Гераклит создал учение, которое было подобно ионийскому; он искал «архе» и нашел его еще в одном виде материи – в огне. Огонь становился морем, воздухом, землей и вновь возвращался к самому себе.
2. Изменяемость вещи. Гераклит обнаружил что принципиальным качеством природы является изменяемость. Образом реальности является река и смерть. Природа представляет собой непрерывное умирание и рождение в целом она всегда иная. Истинно только то, что мы меняемся. Эту теорию всеобщей изменчивости, «всеобщей вариабельности» – называют гераклитизмом.
3. Относительность вещи. Нигде нет явно выраженной границы, всегда имеет место длительный переход. Все характеристики относительны. Убежденность в изменчивости и длительности явлений привела Гераклита к релятивизму. Природа вещи настолько удивительна, что противоречия становятся их основой.
Гераклит критически относился к чувственному познанию.
Эмпедокл.
1. Теория материи. «Ничто не может произойти из того, чего не существует, невозможно и неслыханно, чтобы то, что есть, погибло» - простые элементы, сложные вещи - становящиеся и гибнущие. Поскольку неизменные элементы могут соединяться и разъединяться сами по себе, не подвергаясь изменениям, постольку изменяется только их соотношение; вещи же, которые из них состоят, становятся и гибнут
2. Теория сил. Рассматривал вопрос изменения материи в другом аспекте, нежели ионийские философы.
3. Биологические и психологические теории. Создал общую теорию мира. Появление органических существ Эмпедокл представлял себе, как дело случая. Предполагал теории отбора и эволюции.
Анаксагор.
1. Теория материи. Тезис Парменвда – «то, что есть, не может перестать быть». Элементы мира неизменны, но, соединяясь и разъединяясь друг с другом, они создают различные системы.
2 Теория духа. Отделил силу от материи. Изменение материи происходит за счет некоего изначального импульса – Духа. Движение мира есть дело Духа.
3.Теория восприятия. Мы воспринимаем не то, что похоже на нас, но то, что нам противоположно.
Атомисты- материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) “строительным материалом”, “первокирпичиком” всего сущего считали микроскопические частицы - атомы.
Демокрит
· материальный мир состоит из атомов;
· атом - мельчайшая частица, “первокирпичик” всего сущего;
· атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
· атомы имеют различную величину, форму;
· между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
· атомы находятся в вечном движении;
· существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
· атомы невозможно увидеть путем чувственного познания.