Историческое осмысление категории бытия
Термин «бытие» был введен в философию древнегреческим философом Парменидом.
Согласно Пармениду, бытие – это то, что действительно есть, что является подлинным миром, находящимся за миром предметно-чувственным.
Бытие есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; оно есть вся возможная полнота совершенства, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.
Оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени.
Бытие можно постигать только мыслью, умом.
Бытие – это не субъективная мысль человека, а Логос – космический Разум. Логос – не только слово, но и всеобщее основание вещей, которое непосредственно открывается человеку в его мысли.
Гераклит под бытием понимал чувственно-воспринимаемый мир, непрерывно изменяющийся. В основе мира находится огонь.
Платон рассматривает бытие как идеальное, бестелесное образование – идею. Он различает «бытие по мнению» - видимая внешняя реальность и «истинное бытие» - доступное лишь философскому разуму.
В эпоху средневековья философы выделяют бытие творящее (Бога) и бытие сотворенное (тленный мир).
В эпоху Возрождения бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает в процессе своей деятельности.
В Новое время человек, его сознание и мышление стали рассматриваться как нечто подлинно первичное, как то, что действительно есть (это идеалистическая концепция бытия). Декарт сделал мысль бытием: «Я мыслю, следовательно, существую». Бытие стало субъективным, человекоразмерным, определяемым человеческими способностями воспринимать его и действовать в нем.
Философский материализм ХУ11-ХУ111 вв – бытие отождествляется с природой, с миром чувственно-воспринимаемых вещей и явлений.
Представители немецкой классической философии (Кант, Гегель) сделали акцент на объективно-идеальном понимании бытия как процесса или истории, или вечного движения, или самой жизни. Сущность объективно-идеального бытия раскрывается через различные формы активно действующей идеальной субстанции.
Понятие бытия
Бытие– философская категория, служащая для обозначения всего того, что реально существует. Это и материальные явления и социальные процессы и творческие акты, происходящие в сознании человека.
Основные виды бытия:
· Материальное бытие;
· Идеальное (нематериальное) бытие.
Структура материального бытия:
· Бытие природы
- бытие 1-й естественной природы (неживой и живой);
- бытие 2-й природы: мир вещей и процессов, которые явились результатом деятельности человека;
· Бытие человека
- специфическое человеческое бытие;
- бытие человека в мире вещей 1-й и 2-й природы;
- бытие человека в обществе.
· Бытие общества
- совместная жизнедеятельность людей;
- система общественных отношений.
Основные атрибуты природного бытия:
· Субстанция (субстанциальность);
· Движение;
· Развитие;
· Детерминизм;
· Закономерность;
· Структурность;
· Многомерность;
· Связь;
· Дифференцированность;
· Жизнь;
· Сознание.
К явлениям человеческого бытия относятся:
· Жизнь;
· Смерть;
· Любовь;
· Дружба;
· Общение;
· Сострадание;
· Игра (проявление себя каким-нибудь образом);
· Деятельность;
· Действия.
Основные виды отношений в обществе:
· Экологические;
· Экономические;
· Социальные;
· Политические;
· Правовые;
· Нравственные;
· Художественно-эстетические;
· Отношения свободы совести;
· Семейные;
· Научные;
· Информационные и др.
Бытие человека и общества осуществляется на основе:
· Целеполагания;
· Социальной активности;
· Творчества;
· Предвидения;
· Стихийные, самореализующиеся процессы и др.
Структура духовного бытия:
· Индивидуальное сознание (различные знания, отражение эмоционально-чувственных и волевых состояний, ценностные ориентации).
· Общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философия, наука).
Способ существования и формы проявления бытия:
· Способом существования бытия является движение.
· В широком смысле движение – это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут (то есть неотъемлемое свойство).
Свойства движения:
· Абсолютность,
· Относительность.