Представители: Вольтер (1694-1778); Ш. Монтескье (1689 -1775); П. Гольбах (1723-1789); Ж.Ж. Руссо (1712—1778); Д.Дидро (1713-1784)

Вольтер. Для него Бог, это Нечто, что отстоит от людей и спокойно наблюдает за их делами, он безучастен, равнодушен и рационален. Для Него нет человека, есть только народ. Вольтер бросает в лицо церкви дерзкий призыв: «Раздавите гадину!»- и активно включился в борьбу против религиозных форм восприятия действительности. Бог в глазах просветителей дискредитировал себя, потому что его именем пользовались олигархи для обмана народа и укрепления власти. Но Бог нужен для поддержания нравственных начал в народе. Вольтер выступает за гуманное отношение к народу, но идеалом правления считает просвещенную монархию

МонтескьеЕго взгляды во многом совпадают с Вольтером. Идея приоритета закона и классическое распределение властей на 3 ветви; история делается людьми, а не является божественным промыслом.

Гольбах:религиозные идеи ослепляют в равной степени и правителей и народы Долг связывает не человека и Бога, а человека и общество

Руссо видел в боге мировой разум и мировую волю, считал материю вечной и объективно существующей всегда

- человек состоит из смертного тела и бессмертной души

- считал, что мир познаваем не до конца

- главная причина противоречий в обществе – частная собственность

- власть должна осуществляться не через парламент, а через народное собрание

- дети должны воспитываться изолированно от общества представителями нового свободного типа людей

В своих произведениях Руссо приходит к выводу, что обществу нужна революция для искоренения зла, причину которого он видит в цивилизации

Революция нужна не обществу, а против общества

Дидросоздал одну из самых стойких утопий идеального общества:

- отмена частной собственности

- право на существование и на труд

- всеобщая обязанность трудиться

Каждый гражданин должен приносить пользу, а все продукты распределяются через общественные склады по принципу « потребности»

Немецкая классическая философия (сер. 18 – сер. 19 вв.)

Представители немецкой классической философии – И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.

· В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

ü Объективный идеализм (И. Кант, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

ü Субъективный идеализм (И. Фихте);

ü Материализм (Л. Фейербах).

· В этот период были разработаны:

ü Учение о познании;

ü Диалектический метод;

ü Диалектическая логика;

ü Учение о закономерностях процесса развития;

ü Философская антропология;

ü Взгляд на историю как целостный процесс, что позволило говорить о ней как о целостном явлении.

В немецкой классической философии были продолжены прогрессивные традиции философии раннего Нового времени:

· Вера в могущество разума, в способности человека с его помощью познавать и изменять мир;

· Признание рациональности, целесообразности, взаимосвязанности и закономерности бытия, общества, человеческих действий и поведения;

· Вера в гуманность человека и его способность нацти решение социальных проблем с позиции гуманизма;

· Признание основной задачей философии раскрытие закономерности функционирования самого человеческого разума, процесса познания и получения достоверного знания, приведенного к стройной логической системе.

Каждый из немецких философов классического периода создал свою систему философии, хотя вместе взятые, они представляют собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

· Полнота и глубина разработки философских проблем;

· Высокая степень доказательности;

· Признание за философией роли критической совести культуры;

· Отношение к философии как специальной системе философских дисциплин, категорий, идей, отграничение философии от других наук и религии;

· Разработка целостной концепции диалектики, изучение связей бытия в их взаимодействии и изменении.

Философия И. Канта (1724-1804)

· Основоположником немецкой классической философии считается И. Кант. Творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: (1) докритический – до начала 70-х годов 18 века;

(2) критический – начало 70-х годов 18 века.

· В течение докритического периода философский интерес И.Канта был направлен на проблемы бытия, естествознания и природы:

Философские выводы И.Канта, сформулированные в докритический период:

· Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака;

· Природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

· Природа находится в постоянном изменении и развитии;

· Движение и покой относительны;

· Все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции;

В критический период интерес И. Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.

· Свое наименование – критический период – получил в связи с названием вышедших философских произведений И.Канта: Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждения.

Наши рекомендации