Учение Ф. Бэкона о методе познания

· Бэкон выдвинул главным методом познания индукцию. Этот метод философ разрабатывает в своем главном труде «Новый Органон». «Органон» - в пер. с греч. – означает орудие, инструмент, средство познания, исследования;

· Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов;

· Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Р. Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания;

· Недостаток индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – ее вероятностный характер;

· Путь преодоления главного недостатка индукции (её неполнота, вероятностный характер), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания;

· Именно Бэкон стоял у истоков разработки методологии экспериментального естествознания. Выводы науки должны основываться на фактах. От них необходимо идти к широким обобщениям. Экспериментальному знанию соответствовали методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Процесс обобщения знаний есть индукция. Индукция исходит из отдельных фактов, основывающихся на чувственном опыте, постепенно поднимаясь до самых общих положений.

· Суть индукции, по мнению Бэкона, образует:

ü Наблюдение фактов;

ü Их систематизация и классификация;

ü Отсечение ненужных фактов;

ü Разложение явления на составные части;

ü Проверка фактов на опыте;

ü Обобщение знаний.

· Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувственный опыт;

· Верный путь следования человеческого разума в познании мира должен начаться с ощущений;

· Бэкон провозгласил важность опытного исследования, основанного на экспериментальном методе от знаний об единичном и простейших умозаключений – к самым общим положениям.

Конкретные пути, с помощью которой может проходить познавательная деятельность:

· «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы»;

· «путь паука» - способ получения знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Этот путь отрывает исследователя от реальной действительности, он догматичен, эти исследователи «ткут паутину мыслей из своего ума», принижают роль конкретных фактов, практического опыта;

· «путь муравья» - способ получения знаний , когда во внимание принимается исключительно опыт; все внимание сосредоточено на сборе фактов. Таким образом, эти исследователи получают внешнюю картину знаний, но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых явлений;

· «путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Суть его такова: философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья». Следуя по «пути пчелы» необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему снаружи) и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность;

· Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление фактов) в сочетании с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Причины («призраки», «идолы»), препятствующие человеку получить истинное знание:

Ф. Бэкон определяет четыре их разновидности:

1. призраки рода;

2. призраки пещеры;

3. призраки рынка;

Призраки театра.

· «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

· «Призраки пещеры» - заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек людей (их предрассудков, заблуждений – «пещера»);

· «Призраки рынка» - это неправильное, неточное употребление понятийного аппарата: слов, выражений, дефиниций;

· «Призраки театра» - связаны со слепой верой в авторитеты.

· Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени.

Классификация наук, предложенная Ф. Бэконом:

· Основания классификации – свойства человеческого ума:

ü Память;

ü Воображение;

ü Рассудок.

· Памяти соответствуют исторические науки;

· Воображению – поэзия;

· Рассудку – философия, составляющая основу всех наук.

· Философию Ф. Бэкон определяет как науку о:

ü Боге;

ü Природе;

ü Человеке.

· Природу человек познает непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

· Бога - через природу;

· Себя – через рефлексию (то есть, обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Вопрос об отношении веры и разума:

· Ф. Бэкон придерживался идеи «двойственной истины» - истины веры и истины разума. Истинами веры (откровения) ведает теология. Истинами разума – философия.

· Провозглашая материалистические принципы, он вместе с тем допускал существование Бога и в общем идеалистически толковал закономерности общественной жизни.

Значение философии Ф. Бэкона в том, что им:

· Было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

· Была определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности;

· Предпринята первая в Новое время попытка классификации наук;

· Дан импульс антисхоластической, буржуазной философии;

· Обоснована ведущая роль теории познания; гносеология становится важнейшим разделом любой философской системы.

Афоризмы Ф. Бекона

Законы подобны паутине: мелкие насекомые в них запутываются

Нет больше вреда для державы, чем принимать хитрость за муд­рость.

Что самое главное в государственных делах ? - Смелость. Что на втором и третьем месте ? - Тоже смелость. И вместе с тем сме­лость дитя невежества

Истина - дочь Времени, а не Авторитета.

Знание само по себе сила. (Знание - сила.)

Хромой, бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Существует три источника несправедливости: насилие как таковое,

злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона.

Бэкон Френсис (1561 - 1626 г.)

Афоризмы Э. Роттердамского

Лишь одним дуракам даровано умение говорить правду, никого не ос­корбляя.

Большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад.

Начать войну легко, а закончить трудно.

Невежество - мать высокомерия, а ученость рождает скромность.

Фортуна любит людей не слишком благоразумных, но зато отважных. Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь

мудрецов, живущих в бедности, в голоде... повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают.

Эразм из Роттердама (1469 - 1536 г.)

Красота - это обещание счастья.

Нужда есть меньший позор, чем глупость.

Гоббс Томас (1588 - 1679 г.)

Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил, Насмешка - это наиболее утонченный способ выставить недостатки

других.

Действия людей - лучшие переводчики их мыслей.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или бесполезными, - благодаря воспитанию.

Локк Джон (1632 - 1704 г.)

Страх возникает вследствие бессилия духа.

Понимание - начало согласия.

Мы деятельны, лишь поскольку мы познаем.

Для человека нет ничего полезнее человека.

Невежество не есть аргумент.

Не плакать, не смеяться, не ненавидеть, а понимать!

Спиноза Барух (1632 - 1677 г.)

Идейное содержание французского Прсвещения

Просвещение – идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, которое было обусловлено следующими идеологемами:

- установление царства разума

- атеизм

- политические свободы

- гражданское равенство

Длилась 100 лет – между двух Великих революций

Главная особенность – рациональность, т.е. способность человека взглянуть на бытие, Бога, самого себя так, чтобы становились очевидны какие – то закономерности. Это выработка методов, при помощи которых представление о мире станут системой государственных законов, культурных традиций и т.д

Методы - разнообразны. Например низвержение Бога, насильственный перелом сознания, культуры и т.д

Главное – создать такой социальный строй, который бы соответствовал представлению о счастье. Бог – соперник в господстве ученого над мировоззрением человека.

Наши рекомендации