Философия Нового времени 16-17 вв
Особенности эпохи:
· Начало первых буржуазных революций (в Нидерландах и Англии) и утверждение капиталистического промышленного развития;
· Ослабление влияния церкви на социальные институты и процессы;
· Развитие капиталистических отношений;
· Формирование науки в современном ее значении;
· Появление новой философской ориентации – на науку.
Главный девиз философии Нового времени: не «наука для науки», а расширение власти человека над природой с помощью науки, совершенствование самого человека.
· В центре философствования поставлены проблемы познания, поэтому гносеоцентризмявляется характерной чертой философии этого периода;
· По гносеологическому основанию в философии Нового времени выделяют эмпиризм и рационализм.
Рационализм –(от лат. – «разумный») – направление в философии, сторонники которого признают разум основой познания и поведения людей;
· Основоположником европейского рационализма Нового времени считается Рене Декарт (1596-1650), видный французский философ и ученый-математик.
· Представителями рационализма были также Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Рене Декарт вошел в историю философии:
· Двумя произведениями: «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения»;
· «картезианским сомнением» (Картезий – латинизированное имя Декарта);
· Положением о ясности как критерия истины;
· Критикой эмпиризма;
· Обоснованием рационализма в гносеологии;
· Учением о субстанции, ее атрибутах и модусах;
· Дуализмом в понимании отношения материи и сознания, как попытке примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
· Выдвижением теории о научном методе познания и о «врожденных идеях».
Доказательства того, что в основе бытия и познания лежит разум:
· В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: «есть ли Бог?», конечна ли Вселенная?)
· Зато абсолютно в любом явлении можно усомниться;
· Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
· Но невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно – в реальности мысли;
· Сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит;
· Мыслить может реально существующий человек. Я мыслю, следовательно, я существую.
· Следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
· Поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум;
· В познании разум человека не нуждается в чувственных ощущениях, ибо истинность знания находится в самом разуме, в постигаемых разумом абстрактно-логических образах.
Содержание рационального метода в интерпретации Р. Декарта:
· В качестве научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле – от общего к частному, а в философском)
· Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверное знание и с помощью разума, используя достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания.
· При использовании метода Декарт предлагает применить следующие приемы исследования:
ü Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
ü Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
ü Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
ü Строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать в ней ни единого звена.
ü
Содержание рационального метода Р. Декарта состоит:
· В анализе;
· Разложении полученных знаний на отдельные компоненты;
· Доведение до уровня очевидного;
· Ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания. Начинать познания надо с методологического сомнения;
· Но каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании и то, что никакому дальнейшему сомнению не подлежит. Это само мышление.
· Сомнение есть акт мышления, сомневающегося мышления;
· В качестве мыслящего существа: я существую. Я мыслю, следовательно, я существую;
· Бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы.
Дуализм Р. Декарта
· Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой;
· Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека;
· С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: по его мнению, спор о том, что первично – материя или сознание – бессмысленен.
· Поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичными – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.