Политическая философия Николо Макиавелли (1469-1527)
Основное произведение «Государь».
· Человек обладает изначально злой природой;
· Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
· Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
· Для обуздания низменной природы человека создается особая организация – государство;
· Правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
· Правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату;
· Ни в коем случае государь не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
· В борьбе за освобождение родины от иностранного владычества, за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Нерешительные государи, как правило, выбирают невмешательство, чтобы избежать ближайшей опасности, и, как правило, это приводит их к крушению.
Люди, привыкнув к определенному укладу жизни, не любят его менять, особенно, когда они не сталкиваются со злом лицом к лицу...
Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно?
Макиавелли (1469 - 1527 г.)
Томас Мор (1478-1535) – основатель утопического социализма
Основное произведение «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нет) выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.
Основные идеи по поводу устройства общества и государства будущего. Согласно Т. Мору в Утопии:
· Не существует частной собственности;
· Все граждане участвуют в производительном труде;
· Труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
· Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;
· В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов;
· От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;
· Самые грязные работы выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники;
· Первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (практически – трудовой коллектив);
· Все должностные лица избираются прямо или косвенно;
· Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);
· Жители Утопии верят в Бога, но на острове полная веротерпимость.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) – создатель проекта идеального общества. Основное произведение «Город Солнца»
Согласно Кампанелле, в Городе Солнца:
· Отсутствует частная собственность;
· Все граждане участвуют в производительном труде;
· Результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;
· Труд совмещается с одновременным обучением;
· Жизнь соляриев (жителей города) регламентирована от подъема до отхода ко сну;
· Солярии все делают вместе: ходят на работу, трудятся, едят, отдыхают;
· Большое внимание уделяется воспитанию. С рождения ребенок отбирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, правилам поведения Города Солнца;
· Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Словарь основных терминов
· Возрождение (или Ренессанс) – термин, обозначающий переходную эпоху от средневековья к Новому времени. Хронологические границы эпохи Возрождения – 14 – 16 (17) вв.
· Антропоценризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможности;
· Гуманизм – система взглядов, выражающих признание человека как высшей ценности, его прав на свободу, развитие, счастье и равенство;
· Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов;
· Пантеизм – наделение природы божественными свойствами; слияние Бога с природой, растворение в ней;
· Гелиоцентризм – система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной;
· Натурфилософия – философия природы; в средние века – учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям.