Важнейшие проблемы схоластической философии
· Рациональное доказательство бытия бога;
· Креационизм;
· Соотношение веры и разума;
· Свобода воли и теодицея;
· Провиденциализм;
· Борьба с пантеизмом и аверроизмом;
· Проблема универсалий.
Проблема универсалий, то есть природы общих имен, или понятий. Суть проблемы: обладают ли понятия самостоятельным бытием, или же они только имена для обозначения единичных вещей.
В зависимости от ответа на этот вопрос схоласты делились на номиналистов и реалистов.
· Реализм – направление теологической философии, сторонники которого, реалисты, утверждали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия – универсалии. Представителями реализма с средневековой философии были: Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
· Номинализм (от лат. nomen – имя) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а универсалии воспринимали как имена вещей. Универсалии, согласно их мнению, существуют не до, а после вещей. Понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и есть лишь имена дляобозначения вещей. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Иоанн Дунс Скот.
В любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание.
Абеляр Пьер (1079 - 1142 г.)
Утверждения Альберта Великого в попытке примирения номиналистов и реалистов:
· Универсалии существуют до вещей в уме Бога;
· Универсалии существуют в вещах, как единое во многом;
· Универсалии существуют после вещей, как отвлеченные понятия о вещах в человеческом уме.
Суть теории двойственной истины в учении Уильяма Оккама:
· Истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются равноправными формами постижения божественной сущности мира.
Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг)
· Христианский теолог, епископ заложил основы католицизма.
· Один из основателей ранней схоластики.
· Основные произведения: «О граде Божьем», «О порядке», «О прекрасном и пригодном», «Против академиком», «Исповедь».
Основные положения философии Аврелия Августина (Блаженного):
· Логически обосновал тринитарность Бога и его сущность, соотношение веры и разума, добра и зла.
· В своем труде «О граде Божьем» писал, что в мире существуют два государства: «Божий град» - церковь и «град земной» - собственно государство, земная жизнь.
· Ход истории, жизнь общества – это борьба двух противоположных царств: земного (грешного) и Божественного.
· Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах.
· Божественное царство представлено священнослужителями, которые объединены в христианскую церковь.
· Церковь – единственная сила, способная объединить мир.
· Любовь к Богу порождает град Небесный.
· Зло как любовь к себе составляет основу града земного.
· Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет побеждено Божественным царством.
· В связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти.
· Бедность, зависимость от других, подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеясь на лучшее.
· Высшее благо – счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины.
· После смерти праведники в награду от бога получают загробную жизнь.
Размышления Августина Блаженного о Боге:
· Бог существует;
· Главным доказательством существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
· Все – материя, душа, пространство и время – являются творениями Бога;
· Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
· Знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостоверны, однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога;
· Онтологическое доказательство существования Бога выводится из существования его творения – окружающего мира.
Значение философии Августина Блаженного в том, что:
· Уделено большое внимание проблеме истории;
· Церковь объявлена безусловной властью наряду с государственной властью;
· Обоснована идея господства Церкви над государством;
· Выдвинута идея социального конформизма (смирения с бедностью и чужой властью);
· Воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность:
· Человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Афоризмы Августина Аврелия
Время врачует раны
Воля в нас всегда свободная, но не всегда добрая
Верь, чтобы понимать
Если зла нет, то сам страх перед ним есть зло
Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину
Совершенство есть знание человека о своём несовершенстве
Тот кто добр – свободен даже если он раб; тот кто зол – раб, даже если он король
Жизнь говорящего имеет больше значения, чем любая речь.
Люди испытывают страдания ровно настолько, насколько поддаются им.
Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.
Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое - это грех, второе - наказание... Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет.
Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину.
Когда тебя прославляют, презирай себя. В тебе прославляется тот, кто через тебя действует.
Человек начинает умирать с момента рождения... вернее, он живет и умирает одновременно.
В необходимом - единение, в сомнительном - свобода, во всем - любовь.
Фома Аквинский (1225-1274)
· Доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма, - направления католической Церкви. Разработчик основ католицизма.
· Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии (Против язычества)», Комментарии к Библии, Комментарии к произведениям Аристотеля.
· В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма, а сам он был причислен к лику святых.
Доказательство Фомой Аквинским существования Бога:
1. движение – все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим, следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
2. причина – все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего – Бог;
3. случайность и необходимость – случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
4. степени качества – все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.), следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
5. цель – все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
Исследование Фомой Аквинским проблемы бытия всего сущего:
· разделяет сущность(эссенцию) и существование(экзистенцию);
· в качестве сущности (эссенции) подразумевает «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
· подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт существования вещи;
· считает, что любая вещь есть сущность, которая приобрела существование по воле Бога (то есть, «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
· доказывает, что бытие и благо обратимы, то mtcnm Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить;
· сущность и существование едины только в Боге: Бог вечен, всемогущ, постоянен и независим от внешних факторов;
· все существующее создано Богом «из ничего», управляется Богом;
· жизнь каждого человека предначертана Богом;
· главный смысл служения человека состоит в служении Богу;
· все в мире расположено по ступеням божественной иерархической лестницы: внизу – неодушевленные вещи, выше – человек, еще выше – ангелы, святые и, наконец, Господь Бог.
Фома Аквинский о соотношении формы и материи:
· все состоит из материи и формы (идеи);
· суть любой вещи – единство формы и материи;
· форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
· идея (форма) любой вещи троична: существует в божественном разуме, в самой вещи и в восприятии (памяти) человека.
Исследование проблемы познания приводит Фому Аквинского к следующим выводам:
· откровение и разум (вера и знание) – ни одно и тоже, а различные понятия;
· вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
· вера и разум дают истинное знание;
· если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
· все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
· разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и т.д.;
· не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, Троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
· Истина одна и она от Бога;
· Философия и теология – разные науки;
· Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
· Все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего, для католической церкви):
· Даны пять доказательств существования Бога;
· Систематизирована схоластика;
· Закреплено разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
· Доказаны (с точки зрения католицизма) существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей, Бога над окружающим миром;
· Выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом, только в случае соответствия разума вере;
· Разделены философия и теология, причём философия поставлена в подчинённое положение по отношению к теологии.
Афоризмы Фомы Аквинского
Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бесполезны
Историческое значение средневековой теологической философии:
· Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения;
· Способствовала выделению в философии гносеологии – самостоятельного учения о познании;
· Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
· Положила начало появлению в будущем эмпирического (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии;
· Пробудило интерес к осмыслению исторического процесса;
· Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении.
Основные понятия:
· Теоцентризм – в центре философствования средневековья находился, прежде всего, Бог, а уже после – его творения. Учение, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.
· Креационизм – догмат о сотворении Богом мира «из ничего» по своей воле, а не в силу природной необходимости;
· Теодицея – оправдание Бога за существование в мире зла;
· Эсхатология – учение о конечности существования мира (о конце света);
· Провиденциализм – истолкование истории как осуществление божественного плана;
· Монотеизм – поклонение одному богу, единобожие;
· Догмат – положение, которое принимается на веру;
· Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв.
· Схоластика – «школьная философия», представители которой стремились рацианально обосновать и систематизировать христианское учение;
· Томизм – учение Фомы Аквинского;
· Теология – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога;
· Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии;
· Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – только имена.
· Политеизм – поклонение многим богам, многобожие;
· Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества;
· Деизм – учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося (после творения) по своим собственным законам;
· Эссенция – сущность вещи;
· Экзистенция – существование вещи;
· Универсалии – общие понятия;
· Аверроизм – учение Ибн-Рушда (Аверроэса), включающее учение о двойственной истине – истине философии и истине религии – которые не противоречат друг другу. Религия предписывает человеку, как поступить, а философия постигает абсолютную истину;
· Клерикализм – влияние, вторжение церкви и религии в общественную и частную жизнь общества.
В конце концов у всех одна судьба -
Смерть ждет и властелина и раба.
Был прав мудрец, сказал нам в назиданье,
Что не бывает зла без наказанья.
Порою зоркость нам нужней, чем сила,
Беспечность многих сильных погубила.
Кто уст не запирает на замок,
Теряет голову свою не в срок.
И помни, что уменье что-то скрыть
Порой ценней уменья говорить.
Мудрец глупеет от любви к вину,
Глупец еще быстрей идет ко дну...
Сынам своей или чужой земли
Того, что дать не можешь, не сули.
Злым людям люди глупые сродни,
Способны только враждовать они.
Юсуф из Баласагуна (жил в XI веке)
3.5 Философия эпохи Возрождения (Ренессанса)
Это особый этап в истории философии, характеризующийся утверждением новой формы философствования, строящийся на принципах независимых от философской схоластики.
Периоды философии Ренессанса:
1.Ранний 14-15 в.в. (литературный гуманизм). Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпонацци.
2.Реформаторский 15-15 вв. (демонополизация католической церкви). Представители: Эразм Роттердамский, Томас Мюнцер, Мишель Монтень, Томас Мор, Никколо Макиавелли.
3.Натурфилософский 16-17 вв. (пантеизм). Представители: Джордано Бруно, Николай Кузанский, Франческо Патрицы, Томмазо Кампанелла.
Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения:
· Крупные экономические изменения – переход от цеховой организации ремесла к мануфактуре;
· Кризис феодализма;
· Развитие ремесла и торговли;
· Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры;
· Укрепление европейских государств, усиление светской власти. Складывание национальных монархий.
· Развертывание процессов секуляризации в духовной сфере жизни общества;
· Кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
· Повышение уровня образованности в Европе в целом;
· Великие географические открытия (Колумба, Васко де Гамы, Магеллана);
· Научно-технические открытия (изобретения пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, медицинские, астрономические и др. открытия);
Характерные черты философии эпохи Возрождения:
· Широкое использование античного наследия;
· Переход от теоцентризма к антропоцентризму и гуманизму – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
· Пантеизм;
· Оппозиционность к Церкви, сделавшей себя посредником между Богом и верующими;
· Отрицание и критика схоластики;
· Перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
· Тесная связь с развитием естествознания – научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной);
· Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
· Возрастание нового самосознания человека и его общественной позиции: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта;
· Ослабление представлений о греховности человека и испорченности человеческой природы, в результате чего он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения;
· Почитание разносторонности развития и дарования личности;
· Художественные формы изложения философских взглядов.
Философские воззрения конкретных представителей Возрождения:
Данте Алигьери (1265-1321) –автор «Божественной Комедии».
В своем произведении Данте:
· Воспевает христианство, но одновременно высмеивает догматы христианского учения;
· Восхваляет человека;
· Признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
· Верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Афоризмы Данте Алигьери
Следуй своей дорогой и пусть люди говорят что угодно
Самые жаркие уголки в аду оставлены для тех, кто во времена великих нравственных переломов сохранял нейтралитет
Франческо Петрарка (1304-1374) –автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру».
С точки зрения Петрарки:
· Человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
· Человек имеет право на счастье в реальной жизни;
· Человек должен жить не для Бога, а для себя, наслаждатья жизнью и любить;
· Человеческая личность должна быть свободной как физически, так и духовно;
· Человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
· Человек может добиться счастья, опираясь только на себя и на свои силы, для этого он имеет достаточный потенциал;
· Загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
· Внешний вид и внутренний мир человека прекрасны.
Афоризмы Петрарки
Можно и прекрасное любить постыдно
Личное присутствие вредит славе
Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем
Жизнь человека на земле не просто воинская служба, а бой
Мне зеркало сказало напрямик:
«Твой взор потух, твои скуднеют силы,
Твой дух поник, усталый и остылый,
Не обольщайся, ты уже старик.
Так примирись! Кто понял и постиг
Закон вещей, тот дальше от могилы»
Афоризмы Себастьяна Бранта
Три вещи мир бросают в дрожь
(Четвертой не переживешь):
Вдруг ставший барином холоп,
Обжора, пьяный остолоп,
И тот, кто плоть и дух свой слабый
Связал со злобной, грубой бабой.
Ловушек нет страшней на свете ,
Чем тайные силки и сети,
Что женщины с покон веков
Плетут для ловли дураков
Николай Коперник (1473-1543).
Основные положения картины мира, предложенной естествоиспытателем:
· Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
· Солнце является центром, Земля вращается вокруг Солнца;
· Все космические тела движутся по собственной траектории;
· Космос бесконечен;
· Процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Философские идеи Джордано Бруно (1548-1600):
· Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
· Вселенная не имеет центра и бесконечна;
· Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
· Звезды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
· Число миров во Вселенной бесконечно;
· Все небесные тела обладают свойством движения;
· Не существует Бога, отдельного от Вселенной; Вселенная и Бог – одно целое;
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.
Истина происходит от чувств, но не заключается в них.
Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф.
Ваш приговор мне более страшен для вас, чем для меня!
Сжечь - не значит опровергнуть!
Бруно Джордано Филиппо (1548 - 1600 г.)
Галилео Галилей (1564-1642)
На практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
· Изобрел телескоп;
· С помощью телескопа исследовал небесные тела;
· Доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
· Обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне;
· Открыл спутники вокруг других планет;
· Исследовал динамику падения тел;
· Доказывал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
· Наблюдении;
· Выдвижении гипотезы;
· Расчетах воплощения гипотезы на практике;
· Экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.