Основополагающие догматы средневековой философии

Догмат творения. Согласно догмату творения:

· Бог сотворил окружающий мир из ничего;

· Творение мира есть результат акта Божественной воли;

· Мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

· Природа не может творить саму себя;

· Единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

· Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

· Подлинным бытием обладает только Бог;

· Сотворенный Богом мир не есть подлинное бытиме, мир вторичен по отношению к Богу;

· Поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен;

· Нет четкой границы между Богом и Его творением.

· Догмат откровения. Согласно догмату откровения:

· Мир можно познать, только познав Бога;

· Бог недоступен для познания;

· Несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;

· Единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

· Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.

· Проблема добра и зла:

· Окружающий мир всецело сотворен Богом;

· Бог является носителем и сосредоточием добра и справедливости;

· Следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

· Зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;

· Поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается обманом своих темных целей;

· В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добр, то добро в итоге одержит победу над злом.

Основные этапы в развитии средневековой философии:

Патристика и схоластика

Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

Патрис– значит «отец». Соответственно, «патристика» - учение христианских отцов церкви, заложивших теоретические основы христианского вероучения.

В рамках патристики выделяются этапы:

1) Апологетика2-3 в.в., которая характеризуется оформлением христианского мировоззрения, происходит теоретическая защита христианства от римского государства и языческой философии.

Представители:Климент Александрийский, Татиан, Юстин-мученик, Тертуллиан.

«Истинная философия, - утверждал Климент Александрийский, - есть христианская религия».

2) Классическая патристика 4-5 вв. -формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской мысли.

Наиболее яркие фигуры:Аврелий Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.

Основные проблемы классической патристики:

· Тринитарная – учение о соотношении ипостасей Отца, Сына и Святого Духа.

· Христологическая – сочетание в Христе двух природ – божественной и человеческой.

· Антропологической – вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в аспекте искупления им грехов и спасения.

3) Заключительный период в развитии патристики 6-8 вв.В это время намечается стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией.

Наиболее яркие фигуру этого периода:Максим Исповедник, Иоанн Дамасскин, Михаил Пселл, Григорий Палама, Боэций.

Схоластика -господствующий тип средневековой теологической философии. Он несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola – школа.

Цель схоластики –философски рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение и догматы Церкви. Отсюда появление тезиса: «Философия – служанка богословия».

Периоды развития схоластики:

1. Период ранней схоластики 9-12 вв. Иоанн Скот Эриугена, Росцелин, Пьер Абеляр, Ансельм Кентенберийский.

2. Период зрелости 13 в. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот.

3. Период заката 14-15 вв. Уильям Оккам, Николай Орем.

Отличительные черты схоластики

· Оторванность от реальной действительности;

· Замкнутость;

· Консерватизм;

· Крайний догматизм;

· Полное подчинение религиозным идеям; восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины;

· Схематичность;

· Назидательность;

· Учительство.

Наши рекомендации