Основополагающие догматы средневековой философии
Догмат творения. Согласно догмату творения:
· Бог сотворил окружающий мир из ничего;
· Творение мира есть результат акта Божественной воли;
· Мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
· Природа не может творить саму себя;
· Единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
· Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
· Подлинным бытием обладает только Бог;
· Сотворенный Богом мир не есть подлинное бытиме, мир вторичен по отношению к Богу;
· Поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле Бога, он непостоянен, изменчив и временен;
· Нет четкой границы между Богом и Его творением.
· Догмат откровения. Согласно догмату откровения:
· Мир можно познать, только познав Бога;
· Бог недоступен для познания;
· Несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
· Единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;
· Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
· Проблема добра и зла:
· Окружающий мир всецело сотворен Богом;
· Бог является носителем и сосредоточием добра и справедливости;
· Следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
· Зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
· Поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается обманом своих темных целей;
· В мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добр, то добро в итоге одержит победу над злом.
Основные этапы в развитии средневековой философии:
Патристика и схоластика
Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв, имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
Патрис– значит «отец». Соответственно, «патристика» - учение христианских отцов церкви, заложивших теоретические основы христианского вероучения.
В рамках патристики выделяются этапы:
1) Апологетика2-3 в.в., которая характеризуется оформлением христианского мировоззрения, происходит теоретическая защита христианства от римского государства и языческой философии.
Представители:Климент Александрийский, Татиан, Юстин-мученик, Тертуллиан.
«Истинная философия, - утверждал Климент Александрийский, - есть христианская религия».
2) Классическая патристика 4-5 вв. -формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской мысли.
Наиболее яркие фигуры:Аврелий Августин, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.
Основные проблемы классической патристики:
· Тринитарная – учение о соотношении ипостасей Отца, Сына и Святого Духа.
· Христологическая – сочетание в Христе двух природ – божественной и человеческой.
· Антропологической – вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в аспекте искупления им грехов и спасения.
3) Заключительный период в развитии патристики 6-8 вв.В это время намечается стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во главе с теологией.
Наиболее яркие фигуру этого периода:Максим Исповедник, Иоанн Дамасскин, Михаил Пселл, Григорий Палама, Боэций.
Схоластика -господствующий тип средневековой теологической философии. Он несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola – школа.
Цель схоластики –философски рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение и догматы Церкви. Отсюда появление тезиса: «Философия – служанка богословия».
Периоды развития схоластики:
1. Период ранней схоластики 9-12 вв. Иоанн Скот Эриугена, Росцелин, Пьер Абеляр, Ансельм Кентенберийский.
2. Период зрелости 13 в. Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот.
3. Период заката 14-15 вв. Уильям Оккам, Николай Орем.
Отличительные черты схоластики
· Оторванность от реальной действительности;
· Замкнутость;
· Консерватизм;
· Крайний догматизм;
· Полное подчинение религиозным идеям; восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины;
· Схематичность;
· Назидательность;
· Учительство.