Видение мира и окружающей действительности с позиций древнейших китайских национальных школ

· Восприятие Китая как центра существующего мира.

· Осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов.

· Слитность отдельной человеческой личности с коллективом.

· Восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушания начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государство – объединяющей силой общества, обожествление личности императора.

· Восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших.

· Уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов.

· Понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности).

Даосизм

Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построение и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основоположником даосизма является Лао-цзы.

Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».

Понятие «Дао» имеет два значения:

1. путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

2. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

Понятие «Дэ»означает благодать, исходящую свыше; энергию, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Основные идеи даосизма

· Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями.

· Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во Вселенной – камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы.

· Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»).

· Познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении зконов даосизма, слияния с «Дао» - первоначалом.

· Необходимо во всем уступать друг другу.

· В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит единство. Борьба, взаимопроникновение и взаимопроникновение Ян и Инь.

· Не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека путем создания и изучения его образа (образа – понятия человека).

· Начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия.

· Не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти: человек – его дух – остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми, нуждаясь в питании, заботе. Он сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, наказан – в зависимости от поведения его потомков.

· Выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце.

· Воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества.

· Призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить ее продолжительность.

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.

Лао-Цзы (579 - 499 г. до н.э.)

Основные идеи конфуцианства

Конфуцианство – древнейшая философская школа. Основоположником школы является Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его учение сыграло большую роль в объединении китайского общества.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством

· Как необходимо управлять людьми, обществом?

· Как вести себя в обществе?

· В качестве примера управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

· Конфуцианское «золотое правило» поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Наши рекомендации