Севастьянов Михаил Александрович

Севастьянов М.А.

ФИЛОСОФИЯ

Конспект лекций

Учебное пособие

Москва - 2009г.

ББК С Рекомендовано к изданию кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Московского экономико-лингвистического Института

Севастьянов Михаил Александрович

Философия. Конспект лекций. Учебное пособие.-М.:НОУ МЭЛИ 2009г.

В учебном пособии раскрываются основные мировоззренческие проблемы философской науки. Учебное пособие в краткой и доступной форме знакомит студентов с ее основными разделами: историей философии, онтологией, гносеологией, философией истории и философскими проблемами будущего.

При рассмотрении философских проблем, особое место уделяется осмыслению человека и личности в современных исторических условиях.

Издание рекомендовано для использования в учебном процессе ВУЗов

Рецензенты – доктор философских наук, профессор Беляев Г.Г.

Доктор исторических наук, профессор Вититнев С.Ф.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………..….4 - 7

Тема 1. Мировоззрение: понятие, структура, исто-

рические типы.……………………………….8 -12

Тема 2. Место и роль философии в жизни человека

и общества …………………………………..13 - 19

Тема 3. Исторические типы философии ……….…20 - 95

Тема 4. Философия бытия …………………………96 - 118

Тема 5. Теория познания ………………………….119 - 126

Тема 6. Философия общества …………………….127 - 134

Тема 7. Философия истории ..……………………..135 - 141

Тема 8. Философские проблемы будущего ………142 -146

Философия в современном мире …………………147 - 148

(вместо заключения)

Литература и источники …………………………..149

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ по всему курсу………….150 - 153

ВВЕДЕНИЕ

Философия открывает перед человеком удивительный мир так называемых вечных проблем (природа человека и мира, пределы и цели познания, источники и способы бытования человеческих ценностей и т. д.), их интеллектуального штурма, интуитивного прозрения, художественного видения. С приобщения к этим проблемам начинается формирование мировоззренческой культуры, без которой нет и не может быть у человека полноценного бытия.

Приступающие к изучению философии, однако, испытывают нередко шок от неопределенности, пестроты и полемической центробежности философского знания. По этой причине, надо заметить, философия многим и не нравится. Человек ищет ответ, а ему предлагают ответы, из которых к тому же еще предстоит выбрать “правильный”. Это разочаровывает и огорчает. Но тут уж ничего не поделаешь — такова природа философии. Ее истины нельзя положить в карман, расписать по формуле "дважды два - четыре". Они рождаются в споре и живут лишь до тех пор, пока этот спор продолжается. Дискуссия, спор, полемика - для них это вполне естественная и даже комфортная среда. Философские истины открыты постоянному развитию, уточнению и опровержению.

Ну а почему так получается? Наверно, не потому, что философский ум страдает какой-то изначальной слабостью, неполноценностью или порочностью. Разумеется, нет. Причина — в самом предмете философии. Он настолько сложен и многозначен, что до однозначного и научно-доказательного его представления пока очень и очень далеко. Попытайтесь, к примеру, определиться со смыслом человеческого бытия, и вы непременно почувствуете упругость и неподатливость самой этой проблемы, а через нее - и философской тематики в целом. Его, этот смысл, давно и упорно ищут. И находят, но только - смыслы, разные, даже противоположные, но не смысл. Смысл всегда впереди, он ждет все новых и новых поколений исследователей. Философские проблемы постоянно решаются. Этот процесс, процесс решения или поиска и есть их единственно возможное решение

Правильной, т. е. определенной, устоявшейся, бесспорной, точки зрения в философии просто нет. Философия как раз показывает, что правильная точка зрения тоже лишь одна из многих, что все истины относительны, а доказательство убеждает нас лишь потому, что мы верим в науку, ее ценности, нормы и идеалы.

Было бы неверно, однако, сводить специфику философии к одним только ограниченностям и недостаткам. Есть тут и свои преимущества -— на фоне и по сравнению, уточним, с естественнонаучным и техническим знанием. Вспомните на минутку свои школьные годы. Допустим, вы изучаете физику и у вас очередная тема: “Закон сохранения и превращения энергии”. Ну и что вы можете? Что в этой ситуации в вашей власти? Если отбросить перспективу "не учиться вообще", которая грозит провалом на экзамене, то ситуация сужается до безвыходности — смириться с неизбежным, с тем, что уже давно и подробно описано. Смириться, приобщиться и усвоить, что энергия не создается и не исчезает, а лишь передается от одного тела к другому или превращается из одной формы в другую в равных количествах. Никто в школе не предлагал вам и сочинения на тему: “Закон всемирного тяготения”. А вот тяготение, называемое любовью, дружбой, симпатией, было и остается дежурной темой школьных сочинений. В сочинении на такую тему можно не только что-то сообщить, но и самовыразиться, заявить о своем “Я”. С оценкой, правда, хуже — она не гарантирована. Но, может быть, в этом отражается какая-то негарантированность самого нашего бытия.

При изучении курса философии складывается совершенно иная ситуация. Возьмем в качестве примера закон зависимости общественного сознания от общественного бытия ("в хижинах мыслят не так, как во дворцах"). С самого начала вы подключаетесь к неординарному поиску, поскольку содержательно этот закон так и не завершен, не доведен, что называется, до конца. Вы можете указать на то, что данный закон многими авторами отрицается или оспаривается, что мы знаем немало случаев, когда человек (Ганди, Толстой) буквально выстраивает свое бытие в соответствии со своими идеями, сознательно отказывается от "дворца" в пользу (и защиту) "хижины", что, наконец, среди ученых нет согласия относительно того, что считать собственно общественным бытием, впрочем как и общественным сознанием. Приглашение к творчеству, самоутверждению, личной инициативе входит в философию естественно и органично. И это прекрасно. На вашей стороне здесь свобода дерзать, начинать все сначала, сомневаться в очевидном, быть потрясающе оригинальным, никем не заменимым. Тут простор для творчества: каждый может присоединиться и попробовать свои силы — а вдруг он окажется удачливее других? Разве не уравновешивает, а, возможно, и перевешивает все это хорошо известные нам грехи философии? Ее неопределенность, многообразие, пестрота, оказывается, тоже могут идти не только со знаком минус.

Стоит остановиться на еще одной неоднозначности. При осмыслении философских проблем нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами, ни другими столь же точными и надежными средствами. Все или почти все заменяет здесь сила абстракции. Да, но многие почему-то предпочитают говорить в данной связи не о силе, а как раз наоборот — о слабости. Сила приписывается скорее конкретности и конкретному. На абстракции, абстрактность у некоторых прямо-таки аллергия. Что ж, давайте, разберемся, стоит ли пугаться абстрактности, нужно ли и как преодолевать аллергию на абстракции.

Абстрактность, если популярно и кратко, — это отвлеченность, односторонность, оторванность. Абстрактно — это не только когда рассуждают о целом, не видя или не признавая его частей, но и когда застревают на части, не интересуясь ее связью с целым, или, что еще точнее, когда о целом мыслят исключительно по аналогии с его частью. Не видеть за лесом деревьев так же абстрактно, как и наоборот, за деревьями — леса.

Вовсе не обязательно заниматься высокими философскими материями, чтобы быть абстрактным. Односторонностью и в этом смысле абстрактностью страдают чаще не теоретики, а практики. Гегель прекрасно показал это на примере рыночной торговки. Зарисовка его настолько яркая, сочная и убедительная, что нельзя не привести ее полностью.

"Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! - говорит покупательница торговке. - Что? - кричит та. - Мои яйца тухлые?! Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар! Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь, целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким - самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала! - Короче говоря, она и крупицы доброго в обидчице не замечает. Она мыслит абстрактно и все - от шляпки до чулок, с головы до пят, вкупе с папашей и остальной родней - подводит исключительно под то преступление, что та нашла ее яйца тухлыми. Все окрашивается в ее голове в цвет этих яиц, тогда как те офицеры, которых она упомянула, - если они, конечно, и впрямь имеют сюда какое-нибудь отношение, что весьма сомнительно, - наверняка заметили в этой женщине совсем иные детали".

В принципе, мысля абстракциями (а по-другому, не абстракциями мыслить просто нельзя), можно мыслить и конкретно. Конкретное есть единство в многообразном. На него выходят тогда, когда пытаются охватить как можно больше сторон изучаемого предмета и дать затем его целостное (синтетическое) определение. Стоит подумать и над такими словами: "Когда люди думают серьезно, они думают абстрактно; они оперируют с упрощенными картинками действительности, которые зовутся концепциями, теориями, моделями, парадигмами. По словам Уильяма Джеймса, если нет такого интеллектуального материала, то остается лишь "цветущая жизненная неразбериха".

Абстракций, теперь уже философских, не следует бояться потому, что ничего странного, а тем более, чуждого в них нет. Они не монстры, не пришельцы какие-то из другого мира — их корни уходят в нашу повседневную жизнь, ее естественные заботы и ориентации. Все мы ведь пользуемся такими словами, как мир, человек, истина, добро, зло и т. д. Философский анализ превращает эти слова в абстракции тем, что вылущивает их из “мира вещей”, отделяет от привычных, но размывающих и затемняющих их жизненных связей, берет их в теоретической чистоте. В результате они как бы вырастают в размерах, делаются содержательно более емкими, открытыми, легко обозримыми. А в мысленных экспериментах-комбинациях с другими такими же абстракциями обнаруживают часто неожиданные свойства, что, безусловно, облегчает их понимание, а значит и использование.

Мировоззрение – это совокупность взглядов (мнений, суждений) человека или социальной общности на мир в целом и его место в этом мире, на отношение к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленных этими взглядами основные жизненные позиции людей, их верования, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познавательной и практической деятельности.

Эти взгляды человека и социальной общности основываются на переосмысленной совокупности знаний, которые определяют их отношение к природе, другим людям (обществу) и к самому себе.

1.1 Виды мировоззрения:

· Индивидуальное (личности);

· Общественное, которое находит преломление в формах общественного сознания, идеологии, в общественном идеале, общественной позиции.

· 1.2 Структура мировоззрения

1. Знания:

Уровни мировоззрения

1. Обыденное

Это мировоззрение, которое формируется стихийно на основе опыта и знаний людей, полученных в результате их повседневной жизнедеятельности.

Обыденное мировоззрение включает в себя:

ü Жизненный опыт;

ü Навыки;

ü Традиции;

ü Веру;

ü Предрассудки;

ü Ошибки и т.п.

2. Теоретическое мировоззрение

Оно формируется на основе сознательного освоения общечеловеческого опыта.

Теоретическое мировоззрение включает в себя:

ü Теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или принять «на веру».

ü Научно-теоретические знания, проверяемые экспериментально-конкретной предметной деятельностью.

Основной вопрос философии

«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Ф. Энгельс.)

Мышления к бытию»

Севастьянов Михаил Александрович - student2.ru

Структура философии.

Традиционные названия основных частей (дисциплины) философии

1. История философии.

2. Онтология – учение о бытии.

3. Гносеология (включающая логику) – учение о познании человеком бытия и самого себя.

4. Социальная философия и философия истории – учение об обществе.

5. Философская антропология – учение о человеке.

6. Аксиология – учение о ценностях.

7. Этика – учение о морали и нравственности.

8. Эстетика – учение о законах красоты.

2.7 Основные составные части (дисциплины) современной философии

1. Философия бытия.

2. Философия познания.

3. Философия человека.

4. Социальная философия.

5. Философия истории

6. Философия морали.

7. Философия культуры.

8. Философия политики.

9. Философия права.

10. Философия науки и техники.

11. Философия религии.

12. Философия языка.

13.История философии.

По историческому признаку

· Философия древнего мира.

· Философия средневековья.

· Философия эпохи Возрождения.

· Философия Нового времени.

· Философия ХIХ – ХХ века.

· Современная (новейшего времени) философия.

По географическому признаку

· Восточная философия.

· Западная философия.

· Европейская философия.

· Индийская философия.

· Китайская философия.

· Арабская философия.

· Американская философия.

· Русская философия.

· И т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое философия?

2. С постановки каких проблем начинается философия?

3. Чем характеризуется философское мировоззрение?

4. В чем заключается специфика философского знания и типа мировоззрения?

5. Определите объект и предмет научной философии?

6. Какова структура философии?

7. Сформулируйте основные функции философии и охарактеризуйте их.

8. В чем состоит значение философии для теоретической и практической деятельности человека?

9. Что такое «Основной вопрос философии»?

10. В чем специфика философской рефлексии?

11. Какова роль философии в развитии культуры?

Зарождение философии

· Разложение родовых отношений, переход к классовому рабовладельческому обществу;

· Отделение умственного труда от физического;

· Развитие языка и письменности.

Древняя Индийская философия

· Веды

· Пураны

· Брахманы

· Итихасы

· Араньяки

· Эпические поэмы

· Упанишады

Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.

Буддизм и его основные идеи

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии.

Основатель учения Гаутама Будда.

1. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

«Средний путь» - путь знания, мудрости, роазумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать (блаженство).

Древняя Китайская философия

· «Книга Песен»;

· «Книга Истории»;

· «Книга Перемен»;

· «Книга обрядов»;

· Летописи;

· Комментарий к «Книге Перемен»;

· Исторические рукописи.

Основные школы

· Натурфилософская (Цзоу Янь Чжоу Янь?)

· Конфуцианство (Конфуций).

· Даосизм (Лао-цзы).

· Моизи (Мо-цзы).

· Школа логиков (Гунсунь Лун).

· Легизм, или школа законов (Шан Ян, Ли Сы)

Менее значительные

· «Школа эклектиков».

· «Школа дипломатов».

· «Школа аграрников».

· «Школа литераторов».

Даосизм

Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построение и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.

Основоположником даосизма является Лао-цзы.

Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».

Понятие «Дао» имеет два значения:

1. путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;

2. субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.

Понятие «Дэ»означает благодать, исходящую свыше; энергию, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.

Основные идеи даосизма

· Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями.

· Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»), то есть сегодняшний человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во Вселенной – камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек станет «строительным материалом» иных форм жизни или явлений природы.

· Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»).

· Познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении зконов даосизма, слияния с «Дао» - первоначалом.

· Необходимо во всем уступать друг другу.

· В основе существования живой и неживой природы, всей окружающей действительности лежит единство. Борьба, взаимопроникновение и взаимопроникновение Ян и Инь.

· Не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущность человека путем создания и изучения его образа (образа – понятия человека).

· Начинает отсчет человеческой жизни не с момента рождения, а с момента зачатия.

· Не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти: человек – его дух – остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми, нуждаясь в питании, заботе. Он сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, наказан – в зависимости от поведения его потомков.

· Выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т.д.), а сердце.

· Воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и остальными живыми существами, не приветствует индивидуализм и противопоставление отдельной личности другим членам общества.

· Призывает ценить земной отрезок жизни, максимально продлить ее продолжительность.

Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.

Лао-Цзы (579 - 499 г. до н.э.)

Основные идеи конфуцианства

Конфуцианство – древнейшая философская школа. Основоположником школы является Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его учение сыграло большую роль в объединении китайского общества.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством

· Как необходимо управлять людьми, обществом?

· Как вести себя в обществе?

· В качестве примера управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

· Конфуцианское «золотое правило» поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Афоризмы КОНФУЦИЯ

· Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.

· Благородный муж винит себя, низкий человек винит других.

· Благородный муж думает о морали, долге и о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться и извлечь выгоду.

· Благородный муж знает о своём превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.

· Благородный муж не соперничает ни с кем, кроме тех случаев, когда участвует в стрельбе из лука.

· Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделённый отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделённый отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

· Благородный муж прям и твёрд, но не упрям.

· Благородный муж, впадая в нужду, стойко её переносит. Низкий человек, впадая в нужду, распускается.

· Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного человека - ветер; мораль низкого человека - трава. Трава наклоняется, куда дует ветер.

· Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем, что такое жизнь.

· Когда в государстве осуществляются правильные принципы, то можно прямо говорить и прямо действовать. Когда же в государстве не осуществляются правильные принципы, действовать можно прямо, но говорить осторожно.

· Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.

· Человек измеряется не с ног до головы, а от головы до неба

· Когда видишь мудрого человека подумай о том, чтобы уподобиться

· ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвеь свои собственные поступки.

· Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно

· Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь я слушаю слова людей и смотрю на их дела.

· В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать - я обрел са­мостоятельность. В 40 - я освободился от сомнений. В 50 - познал волю неба. В 60 - научился отличать правду от неправды. В 70 - стал следо­вать желаниям своего сердца.

· Народ можно принудить к послушанию но его нельзя принудить к зна­нию

  • Когда глупец на свое несчастье овладеет знанием, оно уничтожает его удачливый жребий, разбивая ему голову.

Когда народ глуп, им легко управлять.

Шан Ян (390 - 338 г. до н.э.)

Древнегреческая философия

Древнегреческой называется философия (учения, школы) выработанная греческими философами, проживающими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.

Философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия».

Основные этапы развития античной философии:

1. демократический (досократический) - 7 – 6 в. до.н.э.

2. Классический (сократический) – сер 5 – конец 4 вв до н.э.

3. Эллинистический – конец 4 – 2 вв до н.э.

4. Римско-эллинистический – 1 век до н.э. – 5 век н.э.

Афоризмы ПИФАГОРА

Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Будь другом истины до мученичества, но не будь её защитником до нетерпимости.

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в будущем.

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и лёгким.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Что такое друг? Пифагор сказал, что это "второе я", и упомянул о "дружественных" числах 284 и 220.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни - дружба.

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) существовала в Древней Греции в 6 в. до н.э., получила свое название от города, где была основана.

Философы милетской школы

1. выступали со стихийно материалистических позиций;

2. занимались наряду с философией точными и естественными науками;

3. пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»);

4. искали первоначало – субстанцию, - из которой возник окружающий мир.

Фалес (640 – 560 гг до н.э.)

Основатель милетской школы, один из выдающихся греческих ученых-философов, математик, астроном, политик, писатель, учитель, торговец.

Фалес считал:

· первоначалом («архэ») всего сущего воду;

· представлял Землю в Сиде плоского диска, который покоится на воде;

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (был гилозоистом – то есть одушевлял все сущее);

· допускал наличие множества богов;

· считал центром Вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года в 365 дней;

· сделал ряд математических открытий.

Анаксимен (546-526 г.г. до н.э.)

Ученик Анаксимандра.

· Первоначалом всего сущего считал воздух: все вещи представляют его порождения, образуясь путём его сгущения или разрежения.

· Другие изменчивые свойства вещей (например, тепло или холод) являются производными от этого основного процесса.

· «Беспредельный воздух» - источник дыхания и жизни, весь мир окружен и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой.

· Широко пользовался методом аналогий.

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.

Все свое я ношу с собой.

Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)

Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвест­ностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)

Сама по себе каждая вещь и велика, и мала.

На вопрос: "Ради чего лучше родиться, чем не родиться?" - Анакса­гор ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса!"

Анаксагор (500 - 428 г. до н.э.)

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, - ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов - твоим другом.

Все свое я ношу с собой.

Биант из Приены (жил в VI веке до н.э.)

Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвест­ностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов.

Анаксимен из Милета, (585 - 525 г. до н.э.)

Какая наука самая необходимая? Антисфен ответил: "Наука забывать ненужное".

Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается: ибо все, что принадлежит другим, принадлежит и ему.

Удел царей: делать хорошее и слышать дурное.

Парменид (5 в до н.э.)

· Мир – это единое, вечно существующее бытие;

· Мир неизменен, постоянен, всегда один и тот же;

· Все есть бытие, небытия в мире нет;

· Бытие всегда находится в покое, вне времени;

· Бытие подобно шару, равномерно везде распределено;

· Чувственное познание является ложным; истинное знание о природе дает нам только разум.

Афоризмы Парменида

На свете всё полно и дневного света и тёмной ночи.

Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.

Атомисты

Материалистическая философская школа (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит– основоположник материалистического направления в философии.

· Весь материальный мир состоит из атомов и пустоты;

· Атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего.

· Атом невидим;

· Атом неделим;

· Атомы имеют различную величину и различные формы.

· Между атомами существует пространство, заполненное пустотой.

· Атомы находятся в вечном движении.

· Существует кругооборот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира.

Истина скрыта на дне глубокого колодца.

Напрасный труд увещевать человека, полагающего, что он умен.

Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию.

Богат тот, кто беден желаниями.

Жизнь без праздников - это длинный путь без заезжего двора.

Слово - тень дела.

Не делать никаких уступок жизни есть признак безрассудства.

Смелость - начало дела, но случай - хозяин конца.

Мужество делает ничтожными удары судьбы.

Демокрит (460 - 360 г. до н.э.)

Софисты

Философская школа, существовавшая в 5 – пер. полов. 4 вв до н.э. (Протагор, Горгий, Продик, Критий). «Софисты» - мудрецы, учителя мудрости. Они выступали в качестве философов-педагогов, обучавших философии, ораторскому искусству.

Софизмы – это логические приемы, уловки, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывается в собственных мыслях.

Для софистов характерно:

· Критическое отношение к окружающей действительности;

· Стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

· Отрицание старых традиций, привычек, правил;

· Неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

· Стремление доказать условность государства и права, их несовершенство.

· Восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

· Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Протагор (5 в до н.э.)

Основное кредо Протагора: «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»

· Критерием оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека;

· Вне человеческого сознания ничего не существует;

· Нет ничего раз и навсегда данного;

· Что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

· Окружающий мир относителен;

· Объективное (истинное) познание недостижимо;

· Существует только мир мнений;

· Окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека. «То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким».

· Бытие и познание относительны. «Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей». «Смерть есть зло для умирающего, но благо для могильщиков и гробовщиков».

Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют.

Протагор из Абдеры (480 - 410 г. до н.э.)

Афоризмы Сократа

Брак, если говорить правду, зло, но необходимое зло.

Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность.

Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.

Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь.

Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

Государственные законы - это то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержаться.

Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают.

Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, есть ли это деяние доброго или злого человека.

Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.

Женишься ты или останешься холостяком - всё равно придётся раскаяться.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.

Красота - это королева, которая правит недолго.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

Кто что знает, в том он и мудр.

Лучшая приправа к пище - голод.

Лучше всего ешь, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья.

Невозможно живущему в обществе и в семействе и обращающемуся с людьми не испытывать печалей.

Ни корабль не должно ставить на одном маленьком якоре, ни жизнь не должно основывать на одной надежде.

Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Откуда бы ни исходил порядок, если только он основан на силе, он есть акт насилия, а не закона.

Пустые мехи надувает ветер, а бессмысленных людей мнение.

Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.

Слабые умы, берясь за философию, наносят только ущерб её достоинству.

Сократить свои расходы - это брать в долг у самого себя.

Страх смерти не является мудростью, поскольку никто не знает, не является ли смерть для человека величайшим из всех благ.

То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно.

Три основных добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Тщеславный есть публичный разглашатель собственной своей глупости.

Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.

Честный человек не может долго прожить, если он занимается государственными делами.

Существует только один бог - знания, и только один дьявол - неве­жество.

Сократ (469 - 399 г. до н.э.)

Философия Платона

Платон (427-347 гг до н.э.) – ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, создатель системы объективного идеализма. Наиболее важные сочинения Платона: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».

Основные философские идеи Платона:

· Окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей»;

· Реально существуют лишь «чистые (бестелесные) идеи»;

· Эти идеи истинны, вечны и постоянны;

· Мир и любая вещь в нем является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи;

· Материальные вещи изменчивы, непостоянны и конечны;

· Окружающий мир («мир вещей») временен и изменчив, он не существует как самостоятельная субстанция.

Учение о познании Платона:

· Предметом познания должны стать «чистые идеи» поскольку материальный мир является всего лишь отображением «чистых идей»;

· «чис

Наши рекомендации