Социальная сфера общественной жизни
Социальная сфера жизни общества - это необходимая подсистема, содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.
Основными критериями социальной жизни общества выступают: статус личности в обществе и его реальное воплощение в жизни; положение различных демографических, профессиональных, социальных и других общностей в гражданском обществе; качество деятельности государства в данной сфере; качество и уровень жизни людей. Сфера предназначена для регулирования процесса удовлетворения членами общества своих потребностей и интересов, реализации гуманистического содержания жизнедеятельности людей.
Структура социальной сферы жизни общества может быть представлена по субъектам: а) в демографическом аспекте: положение в обществе младшего поколения (детей и молодежи), среднего и старшего поколений, мужчин и женщин; б) по профессиональной деятельности: положение в обществе различных профессиональных групп; в) по социальному признаку: положение в обществе пенсионеров, инвалидов, бесквартирных, многодетных и т.д.
Но структуру социальной сферы можно представить иначе - по основным слагаемым статуса личности и социальной общности: 1. Права личности и социальных общностей, гарантии их реализации в обществе; 2. Свободы личности и социальных общностей, гарантии их осуществления; 3. Обязанности субъектов перед собой и в обществе; 4. Ответственность личности или социальной общности перед собой и другими.
Иногда структуру социальной сферы жизни общества представляют по основным видам (системе) общественных отношений. Она может учитываться при изучении, но в ней существует некоторая размытость, выход за рамки собственно данной сферы, когда, например, такие виды отношений, как экономические, политические, правовые, нравственные, духовные приходится одновременно относить и к другим сферам.
Духовная жизнь общества
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.
Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, искусство, религия и право.
Духовная жизнь общества— это деятельность людей, связанная с производством и потреблением духовных (т.е. идеальных, в отличие от материальных) ценностей.
Культура является существенной характеристикой жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Культура — это основной отличительный признак, разделяющий человека и животный мир. Культура является специфически человеческой сферой деятельности. В процессе своей жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. В связи с этим не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой «меру человеческого в человеке».
Термин «культура» произошел от латинского слова cultura, что в переводе означает — возделывание, воспитание, развитие. В самом общем смысле под культурой понимают совокупность видов и результатов производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества. Наука, изучающая культуру, называется культурологией . Как правило, выделяют материальную культуру (то, что сделано руками человека) и духовную культуру (то, что создано человеческим разумом).
Социальные ценности — это жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:
o смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
o универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
o ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
o ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
o демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальные нормы рекомендуют или требуют соблюдение определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе.
Культура — постоянно развивающаяся система. Каждое поколение привносит свои, новые элементы, как в материальную, так и в духовную сферу.
Субъектами (творцами) культуры являются:
- общество в целом;
- социальные группы;
- отдельные личности.
Выделяют три уровня культуры (рис. 4.1 ).
Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу — профессиональными творцами. Это «высокая литература», «кино не для всех» и т.д. Она ориентирована на подготовленную аудиторию — высокообразованную часть общества: литературоведов, киноведов, завсегдатаев музеев и выставок, писателей, художников. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Это сказки, легенды, народные песни и танцы, народные промыслы, тосты, анекдоты и т.д. Функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Зачастую произведения народного творчества существуют и передаются устно из поколения в поколение. Этот уровень культуры адресован широким слоям населения.
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Это телесериалы, книги популярных авторов, цирк, блокбастеры, комедии и т.д. Этот уровень культуры адресован всем слоям населения. Потребление продуктов массовой культуры не требует специальной подготовки. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.
Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство .
Основные направления искусства:
- танцы;
- музыка;
- живопись, скульптура;
- архитектура;
- литература и фольклор;
- театр и кино;
- спорт и игры.
Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.
Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ) .
СМИ — это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т.д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. Но законодательство налагает определенные запреты на эту свободу.