Сознание, его происхождение и сущность
Понятие «сознание» ввёл французский философ Нового времени Рене Декарт.
С философской точки зрения, сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. В дальнейшем эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животного и, наконец, психики человека.
Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная деятельность людей, опосредованная речью.
Одним из важнейших свойств сознания человека является его активность, благодаря которой сознание способно:
а)отражать мир целенаправленно и избирательно;
б)конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
в)разрабатывать прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
г)служить основой преобразовательной деятельности человека.
Носителем сознания всегда выступает человек. Однако индивидуальное бытие человека включено в общественное бытие. Поэтому в акт сознания всегда включены определённые общественные нормы и ценности.
Самосознание—неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще как индивиду, так и социальным группам, которые поднимаются до понимания своих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения, переживают, страдают, сражаются за утверждение своих идеалов.
Идея развития в философии
В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. Самая общая их градация может быть проведена как разделение их на качественные и количественные. Количественные изменения – это прежде всего процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии и т. п.; качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета.
Такое разделение, конечно, носит относительный характер, так как качественные и количественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Внутри качественных изменений, в свою очередь, можно выделить обратимые и необратимые изменения. Примером первых являются изменения агрегатных состояний. Так, вода переходит при соответствующих условиях в лед, и наоборот. Эти изменения исследуются частными науками.
Философию в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые и называются развитием.
Развитие как одну из характеристик бытия изучает диалектика, на основании чего ее часто определяют как учение о развитии.
Как атрибут бытия развитие характеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего это – всеобщность: развитие имеет место на всех уровнях бытия, хотя и носит разный качественный характер. Вместе с тем высказывается и иное мнение, согласно которому правомерно говорить о всеобщности движения, но не развития, так как не все предметы развиваются. Например, этот процесс отсутствует в неорганической природе. Однако если исходить из того, что непременным атрибутом развития являются качественные изменения, то утверждение о всеобщности развития представляется справедливым, так как подобные изменения характерны для всех уровней бытия. Иное дело, что процессы развития на разных уровнях носят различный характер и требуют самостоятельного изучения.
Развитие характеризуется также необратимостью, которая трактуется как появление не существовавших ранее качественно новых возможностей.
Наконец, для развития характерна направленность изменений. Это означает, что развитие базируется на взаимосвязи элементов системы, а поэтому любые, даже кажущиеся случайными, изменения носят взаимосвязанный характер, т. е. возникают как результат некоторых взаимодействий и, в свою очередь, порождают другие изменения. Развитие как направленное изменение обеспечивает преемственность между качественными изменениями на уровне системы.
Таким образом, можно сказать, что развитие – это упорядоченное и закономерное, необратимое и направленное изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы жизнедеятельности человека, развития общества, мирового политического процесса и т. д.