Гегель. Энциклопедия философских наук
«Энциклопе́дия филосо́фских нау́к» 1817 — третья после «Феноменологии духа» и «Науки логики» крупная работа Гегеля.
Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей: 1. Наука Логики. 2. Философия природы. 3. Философия духа.
Наука логики:Одна из основных проблем- проблема соотношения природного бытия и того мира, который представлен в нашем сознании. Чистое бытие бессодержательно. Оно не отличается от чистого ничто, а значит оно – бытие ничто. Первое понятие сразу же переходит в противоположное. Бытие становится ничем; но, с другой стороны, и ничто, поскольку оно мыслится, не есть уже чистое ничто: как предмет мышления оно становится бытием (мыслимым). Таким образом, истина остаётся не за тем и не за другим из двух противоположных терминов, а за тем, что обще обоим и что их соединяет, именно за понятием перехода, процесса «становления». Истина – в процессе. Но и процесс – это процесс чего-нибудь: что-нибудь из бытия переходит в ничто, то есть исчезает, и из ничто переходит в бытие, то есть возникает. Значит, и понятие процесса, чтобы быть истинным, должно пройти через самоотрицание. Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности составляют две первые части гегелевской логики (логика объективная). Третья часть есть учение о понятии (в широком смысле), или логика субъективная, куда включаются и основные категории обыкновенной формальной логики (понятие, суждение, умозаключение).
Если посмотрим на философию Гегеля, он идеалист, признает сущ некой идеальной сущности, абсолюта. Есть абсолют, некий высший разум, мир некое иное бытие этого абсолюта, предстал в качестве мира природы. Абсолютная идея, развиваясь, обнаруживается в разнообразных формах жизни. Абсолютный разум – это Бог. Множество вещей – это реализация каких-либо понятий. Они саморазвиваются, порождают новые понятия. Понять любое явление жизни-значит усмотреть логическую необходимость его существования. Логическую или разумную связь этой формы со всеми другими формами. Отсюда по Гегелю весь мир принимает форму стройной логической системы идей. С точки зрения Гегеля, абсолютная идея-некий мыслящий себя субъект. Понять что-то - значит выразить в понятиях, и вы это можете сделать так как сами являетесь идеями.
Ф природы:Логика переходит в философию природы, состоящую из трёх наук: механики, физики и органики, из которых каждая разделяется на три. В механике вообще преобладает материальная сторона природы; в физике выступают на первый план стихии, физ процессы; в органике – минералы, животные и растения. В своем развитии абсол идея воплощается в природе, как бы пронизывает ее, шествует, принимая на себя различные матер формы ,одна форма сменяет другую. Природа не развивается, она лишь пассивный материал, через который идет абсолютная идея. В результате возникновения органической жизни возникает человек.
Ф духа: Учение об умственном развитии человечества вообще. Учение о развитии индивидуального и общ сознания, об умственном общении чела. Чем чел отличается от всех- способность к самопознанию. Осущ самопознание мы пытаемся раскрыть в себе свою сущность. Третья главная часть гегелевской системы — философия духа — сама разделяется на три части. Субъективный дух, рассматривается как зависящий от природы в характере, темпераменте, различиях пола, возраста, сна и бдения и т. п.; всем этим занимается антропология. Представляется в своем постепенном восхождении от чувственной уверенности через восприятие, рассудок и самосознание к разуму. Это феноменология духа. И еще рассматривается психология как самораскрывание духа. В объективном духе рассматривается право и история. Право как осуществление воли. История – процесс развертывания абсолютной идеи. История чела и его развития- процесс от низшего к высшему, от простого к сложному, преодоление старого и приобретение нового прогрессивного. Изначально чел не знает что он свободен, но в процессе истории, познаёт и становится свободным. Эпохи осознания свободы: первая- восточная(культура где чел не осознает собственной свободы, поэтому Гегель отказ в статусе философии), вторая античная( свободен хоть и рабское сознание, которое преодолевается), третье германская или христианская( именно в этом мире происходит осознание человеком собственной свободы в рамках государства). Свобода проявл в формах права, морали и нравственности. А нравственность – в семье, гражд обществе и гос-ве. Гос-во – высшая разумная сила общества. Абсолютный дух – это искусство (абсолют в форме образа), религия (чувственное представление об абсолюте) и философия (позволяет выразить дух в форме понятия).
На объективно-идеалистической основе он создает логически стройную теорию взаимоотношения всеобщих законов и категорий
Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса.
Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. Противоречие проходит три ступени («триада»): тезис (утверждение) — антитезис (отрицание) —синтез (совмещение частей утверждения и отрицания в новом качестве).Развитие происходит по спирали, при повторении отдельных элементов на новом, более высоком качественном уровне. Центральным понятием его философии является «развитие». Развитие свойственно и абсолютному (божественному) духу, управляющему движением во всем мире. Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности.
Гегель формирует законы диалектики:
1. Единство и борьба противоположностей. Внутренние противоположности служат источником развития. Их единство обеспечивается взаимодействием и общим признаком (посредствующим звеном при переходе одной противоположности в другую). Подчиняет себе два остальных закона.
2. Отрицание отрицания. Всякое изменение, развитие предполагает отрицание своего предыдущего состояния, но и то, что сейчас отрицает, тоже будет затем отрицаться.
3. Переход количественных изменений в качественные и обратно. При накоплении количественных характеристик однородного происходит качественный скачок. «Обратно» означает количественное накопление произошедших качественных изменений (качество переходит в количество) и (или) переход обратно в свою противоположность.
Категории отражают всеобщие свойства природы и духовной жизни, которые также противоположны: ничто и нечто; часть и целое; единичное, особенное, общее и всеобщее; сущность и явление; содержание и форма; причина и следствие; возможность и действительность и т д.
Божественный, или «абсолютный дух» создает из самого себя «абсолютную идею» мироустройства, которая предписывает миру всеобщие законы и свойства, подчиняющие себе всякое существование в духовной и материальной сферах. Это движение проходит по трем последовательно восходящим ступеням:
1. Начинается в области чистой мысли, в понятии («абсолютная идея»).
2. Мысль об устройстве мироздания путем метаморфозы находит
свое внешнее выражение в природе, растворившись в ней. Природа есть инобытие абсолютной идеи.
3. Духовная жизнь общества в виде общественных форм сознания (религия, мораль, право, идеология, политика, наука, искусство и философия). В своем абстрактном отвлечении от частностей мироустройства и при одновременном их учете философия поднимается (возвышаясь над всяким отдельным знанием) до постижения сущности абсолютной божественной идеи мироздания, которая лежала в его основе.
Г. фил. проникнута глубоким противоречием. Метод, разраб Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его явл. абс. дух, а целью - самопознание этого абс. духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познават. ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл. сама фил. Гегеля. Т.о., противор. методом и системой Г. есть противоречие между конечным и бесконечным.