Становление, развитие и эволюция позитивизма.
Позитивизм – это течение западной философии II пол. 19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (положительного) познания могут быть только отдельные, определенные эмпирические науки, только знания доступные проверке и эффективные на практике. А философия, как особенная наука не может претендовать на самостоятельное исследование действительности.
Позитивизм пережил несколько периодов:
I позитивизм– Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог. Конт утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
В труде «Курс позитивной философии» Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальнойи технической.Вэтой связи философом были выделены:• 3 стадии интеллектуального развития общества;• три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развитияотносятся:• теологическая (мировоззрение основано на религии);• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);• положительная (базирована на науке).
К стадии технического развития относятся:
•обычное общество;
• доиндустриальное общество;
• индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг дружке:
• теологическая — традиционному обществу;
• метафизическая - доиндустриальному обществу;
• положительная (научная) — индустриальному обществу.
Джон Милль и Герберт Спенсер – начали разрабатывать позитивную философию в Англии. У Герберта Спенсера (1820-1903) философия не отвечает на вопрос «почему так?», а отвечает на вопрос «как это устроено?».
II позитивизм – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).
Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.
Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таковых понятий как материя, субстанция и остальных понятий. Мы живем среди этих понятий, но не знаем. Что это, и не надо задавать эти вопросы, т к они за пределами науки.В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия обязана заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики лицезрели задачку философии в установлении принципов упорядочивания явлений. Проблема позитивизма в том, что мы неизбежно возвращаемся к метафизическим понятиям, их полно в физике, например.
III позитивизм – неопозитивизм либо логический позитивизм (с середины 20х годов 20 века). Формировался в Венском кружке (Венский ун-т) физиками и маьематиками. Шлик, Карнап, Витгенштейн – попробовали обосновать тезис о том, что философия не имеет собственного самостоятельного предмета исследований.
Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мориса Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970).Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн начали работать над языком науки. Задача-разработка способов логического либо лингвистического анализа познания через способности выражения его в языке (научном, философском, обыденном). Представители неопозитивизма считают, что неправильное внедрение языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские. Неопозитивизм заявляет "метафизические" (т.е. обычно философские) выражения лишенными смысла , т.к. истинное (научное) обязано отвечать принципу верификации – доступности эмпирической проверке; потому задачка философии сводится к логическому анализу языка науки. Так развивалась семиотика, структурализм. Лингвистический поворот. Все привело к созданию аналитической философии: только там, где есть логика, можно рассуждать о философии.
IV позитивизм- пост-позитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии видел в проблеме демаркации - разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии.