Наукоучение» И. Г. Фихте. Диалектика Я и не-Я.
Иоганн Готлиб Фихте 1762-1814 — немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и германского идеалиста Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. С Фихте начинается период расцвета европейской философии.
Вначале разделяет идеи Канта. След этап - критическая оценка Канта. След этап - Кант молодец, но не прав, я создаем лучше. Развивал идею Канта о философии как науке, понимая ее как «учение о науке» - наукоучение. Считал, что философия – основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания.
Пытался устранить Кантовскую идею предметов самих в себе и вывести все содержание знания из деятельности нашего Я. Центром всего он признаёт неопровержимый факт самосознания. Я есть, значит Я тождественен самому себе. Субъект- Я, не просто который созерцает действительность, но и действует. Любое действие есть некое преодоление того, что находиться вне субъекта по отношению к этому субъекту – НЕ Я. Таким образом, чтобы быть Я это Я должно работать с НЕ Я, в этом действии становясь подлинным Я. Акт самосознания распадается на три неизбежных момента: 1) самоощущение Я, 2) представление о Не Я, 3) осознание того, что без Не-Я нет Я (то есть новое Я). То есть утверждение – тезис, отрицание – антитезис, отрицание отрицания – синтез.
Интуиции пространства и времени Фихте, в противоположность Канту, трактует не как нечто априорно данное человеку, а как создания самого нашего Я. Фихте вообще представляет сознание деятельным, тогда как Кант больше склонен считать его пассивно-созерцательным. В этом – корень различия между их системами, отсюда проистекают все главные их несходства.
Ничего нам не дано, кроме нас самих. Чтобы Я знало себя, оно должно действовать, но чтобы действовать ему нужно противоположное- НЕ Я (препятствие), чтобы найти себя. Весь мир - есть результат самопознание субъекта. Субъективный идеализм. Идеализм- утверждение первичности идеального и вторичности материального. Субъективный идеализм- результат длительной работы( я субъект и все мироздание- результат творчества чел сознания). Для Фихте подлинная реальность – единство субъекта и объекта.
Фихте предлагает противопоставить реальное событие воображаемому, существующему лишь в сознании. Согласно Фихте, внимание сознания может занять и факт, бывший в прошлом. Поскольку и при наблюдении реального события, и при воспоминании прошлых действий у человека как бы исчезает часть жизни, часть времени, то Фихте полагает возможным оба явления – воображаемое и реально существующее – объявить одинаково реальным. Критерий такой реальности - в субъекте. Воспринимая предмет или задумавшись о прошедшем, человек забывает себя. Самозабвение – это одна из особенностей человека, переживающего связь с действительностью. Отсюда определение действительности: то, что отрывает тебя от самого себя, и есть действительно происходящее и наполняющее данный момент твоей жизни.
Высшая цель деятельности Я состоит в том, чтобы одухотворить, интеллектуализировать противостоящее ему Не-Я, поднять его на высшую ступень сознания, подчинить его закону разума, совести. Но реализация моей свободы возможна лишь при условии, что я буду окружён не одними бездушными вещами, а и другими подобными мне свободными существами. Центральное место занимает проблема свободы человека. Свобода – априорное моральное самоопределение, проявляется в деятельности человека.
Все таки есть некое абсолютное Я (Бог), который является гарантом всех Я. Создание мира и познание- один и тот же процесс( действие Я). Нравственно действующий субъект, создающий мир у Фихте - человек. Фихтевское мышление не есть мышление какого-то индивида, это всеобщее мышление, проявляющееся в отдельной личности.
Помимо гносеологии Фихте в своей философской системе затрагивает вопросы права, истории, этики, религии и общественного воспитания. Наука, религия и нравственность соединены через субъект, т. к. субъект все создает.