Политическая философия Нового времени и эпохи Просвещения: теории общественного договора (социально–политические учения Гоббса, Локка, Руссо)

Общественный договор— социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права, как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права.

Томас Гоббсвыделяет в развитии общества 2 состояния - естественное и гражданское. Естественное Гобс характеризует как войну всех против всех, люди сражаются за привилегии, поэтому возникает необходимость перейти к состоянию гражданскому, чтобы не продолжать путь самоуничтожения. Признаком гражд сост является наличие сильной централизованной власти. Законы государства, по мнению Гобса, должны ограничивать свободы людей (отказ от части своих прав в пользу государства).

Государство - продукт общественного договора. Государство, как гарант мира, дает возможность каждому человеку реализовать его права (на жизнь, безопасность и т.д.), которые ему даны от природы. Гоббс являлся сторонником сильной абсолютной государственной власти. Все права суверену, а он будет для нас все делать по справедливости.

Государство Гоббс называет Левиафаном. Левиафан - это библейское чудище, которое выходило из моря и пожирало людей. В представлении Гоббса государство тот же Левиафан, захватывающий всех людей. Во главе государства становится монарх, располагающий неограниченной властью и дающий людям гарантию безопасности в государстве. Он вместе с правительством выполняет функцию мозга Левиафана. Бюрократический аппарат - это своего рода нервы, которые передают импульсы от головного мозга к различным частям общественного организма. Армия, полиция - мускулы общества. Есть также и костная система общества, опора общества - производители, предприниматели и другие.

Джон Локк (Два трактата о госуд правлении) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные. Граждан сост общества возникает на основе добровольного объединения людей и жертвования ими части своих прав. В естественном состоянии у человека есть право на жизнь и право на собственность (Локк – основоположник). Общественный договор должен касаться всего, кроме 2х этих прав. Д. Локк предложил разделить власть и строго оговорить обязанности каждого из её ветвей. Так же Д. Локк разделил органы государственной власти на исполнительную, во главе которой находится глава государства, и на законодательную власть, как высшую власть в государстве, которая поддерживается народом и ответственна перед народом за принятие разумных законов(Монтескье довел до логич завершения). В государстве должна сложиться система противовесов, когда ни одна из частей государства не обладает всей полнотой власти и действует в согласии с другой по определенным правилам.

Руссо, в отличие от Гоббса, считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония. По Руссо естественное состояние – благостное – все живут в согласии с природой, пока один из людей, восхищаясь природой, грубо говоря, не заявил свои права на «полянку в лесу». Вывод – частная собственность – зло.

Руссо понимает, что вернуться к утраченному раю «естественного состояния» невозможно и человек обречен жить в обществе. Общественный договор, в который, по мнению Руссо, вступают граждане, продавая свою свободу, является атрибутом их альтруистических побуждений, совместно улучшить условия и уровень жизни, тем самым облегчить существование всех членов общины равно и одновременно.

Между народом как сувереном (правителем) и народом как подданным стоит посредник — правительство, призванное организованно осуществлять волю народа. Правительство не может обладать самостоятельной властью: ведь тогда нарушатся принципы неотчуждаемости и неделимости суверенитета. Если же кто-то захочет захватить власть, то он должен быть объявлен узурпатором и свергнут.

Основные положения теории общественного договора Руссо:

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия; человек не обязан ничем тем, кому он ничего не обещал;

2) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения: законная власть возникает в результате добровольного соглашения свободных и добродетельных людей. При этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц;

5) по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;

6) сущность теории общественного договора заключается в передаче власти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами;

8) всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением. Народный суверенитет— основополагающий принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма правления— республика, тогда как форма организации управления может быть различной— монархией, аристократией или демократией

9) народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу;

10) подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.

Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм.

Теория познания Канта.

Иммануил Кант 1724 – 1804 — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Родился в небогатой многодетной семье шорника. Получил высшее теологическое образование. Был домашним учителем, менял семьи, стал доцентом в Кенигсбергском ун-те (много часов, мало денег), хотел стать профессором (мало часов, много денег). Когда профессор умер, должность сократили, и Кант не смог им стать. Не имел семьи, вел размеренную дизнь и прожил 79 лет.

Творчество делят на 2 части:

1) докритический период, его космология. 1756-1770. В работе «Всеобщая история и теория неба» выдвигает модель естественно возникновения Вселенной из материи, сотворенной Богом. В основу новой концепции была положена философия Лейбница, переосмысленная на основе механики И. Ньютона. Материальные частицы («монады»), обладающие силами притягивания и отталкивания, изначально находятся в состоянии смешении хаоса. Под влиянием сил притяжения они движутся друг к другy, образуя вихри, в центре которых из наиболее плотных части формируются звезды, солнце и планеты.

2) критический период. После 1770г происходит критический поворот, связано с влиянием агностика Юма(мы знаем то что дает нам знать наше ощущение, выйти за воспринимаемое невозможно). Кант начитавшись Юма, пишет докторскую и ставит под сомнения свои идеи о звездах. Стремление науки к естественному объяснению мира ведет к отказу от веры в Бога, которую И. Кант рассматривал в качестве необходимой основы морали.

Основные положения критической философии И. Канта излагаются в работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

Гносеология Канта – «Критика чистого разума» 1781г. Кант совершил коперниканский переворот. Все, что было до Канта – мир объектов. Вокруг объектов двигались субъекты и освещали объекты (солнце движ вокруг Земли). Кант ставит в центр субъект. Только если мы будем познавать способности субъекта, поймем суть объектов. Мы должны понять, как устроен наш разум. До Канта философы первым делом занимались онтологией, Кант же считает, что на 1 место надо поставить гносеологию.

Кант подробно исследует познавательные структуры человеческого сознания. В процессе научного познания сознание человека выступает не как пассивное отражение действительности, а как активное начало, которое заново творит мир из ощущений. Подобно скульптору, который из бесформенной глыбы мрамора создает оформленную статую, сознание из материала ощущений воссоздает целостную картину мира. При этом, как и в случае скульптора, создаваемая сознанием картина мира отличается от того, как мир существует объективно, независимо от сознания. Картину мира, воссоздаваемую сознанием, И. Кант обозначает термином «феномен», а мир сам по себе называет термином «вещь в себе» или «ноумен».

Три познавательные способности человека, три уровня сознания - чувственность, рассудок и разум. Каждая из них вносит свой вклад в обработку ощущений и формирование целостной картины мира. Учение о чувственности называется трансцендентальной эстетикой, учение о рассудке - трансцендентальной аналитикой, учение о разуме - трансцендентальной диалектикой. Чистый разум – разум, очищенный от влияния опыта и практических побуждений.

Условно процесс познания можно разделить на 3 этапа:

1. От ощущения к восприятию. Нечто неизвестное, то есть вещь в себе воздействует на органы чувств человека и порождает многобразие ощущений, которые упорядочивается с помощью априорных(доопытный, изначальный) форм чувственности(две ,по Канту, пространство и время ). На нас идет поток информации, который мы упорядочиваем, и предмет появляется в пространстве и времени. Значит, пространство и время изначально сущ как формы, упорядочивающие ощущения. Когда упорядочили, получили восприятие, которое носит индивидуальный и субъективный характер.

2. От восприятия к опыту. Восприятие превращается в опыт, а значит становится чем-то общезначимым и объективным. Мы начали использовать опознавательную функцию(рассудок который опирается на понятия и категории, подводит многообразие чувственного восприятия под понятие). Таким образом, рассудок конструирует предмет в соответствии с априорными формами или категориями. Главное у Канта- мы с помощью рассудка конструируем мир явлений, те понятия которые у нас есть позволяют нам описывать тот мир, который видим, объективируем ощущения, которые получили, подводя под единство понятия. Конструируем мир опыта, те границы, в которых рассудок действует. Есть 4 категории, участвующие в конструкции: кол-во,кач-во, отношение, модальность. Категории накладываются на то, что нам дано чувствами. Итог: мы можем познать только то, что сами создаем.

3. От опыта к идеям. Что руководит познавательной деятельностью? Большинство живет по разуму, но есть и те, кто пытается ответить на др вопросы. Рассудок задает три главных вопроса, что есть душа? Что есть космос в целом? Что есть Бог? Живя в мире опыта, хотим получить ответы на эти три вопроса. Идеи – это некие начала, мы хотим до них добраться, познавая мир. 1 начало – космос (космология), 2 – душа (психология), 3 – Бог (теология). А возможны ли космология, психология, космология как науки? Приходит к выводу, что невозможны, т к предмет познания наход за пределами рассудка. Но у нас есть ум, кот заставляет рассудок искать ответы. Тогда рассудок уходит в мир трансцендентального (за пределами опыта, духовный) и пытается ответить на эти вопросы. В трансцендентальном пространстве рассудок впадает в трансцендентальную иллюзию. Он в принципе не может найти ответы на эти вопросы.

Наши рекомендации