Философия французского Просвещения.
В 18 веке человек ощущает свой разум и себя как субъекта познания и действия. Убеждается в том, что соц отн-ия и соц порядок зависят от использ разума. Развитие науки, прогрессивность движения. Идеи естественного порядка и прогрессивного развития были углублены просветителями, сделавшими научное знание достоянием широкого круга представителей “третьего сословия” (люди свободных профессий, журналисты, публицисты, инженеры).
В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж.Толанда, А.Коллинза, А.Э.Шефтсбери, А.Смита, Д.Юма и многих других мыслителей, в Германии носителями идей Просвещения стали Г.Лессинг, И.Гердер, И.Кант и другие. Однако классическую форму просветительская идеология, получила во Франции в трудах Ф.Вольтера и Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро и Э.Кондильяка, П.Гольбаха и Ж.Ламетри.
Наиболее интенсивное развитие философии - между 1715 (год смерти Людовига XIV, положившей конец эпохе “блистательного” абсолютизма) и 1789 (штурм Бастилии) годами. Кульминацией этого периода можно считать реализацию крупнейшего проекта французских просветителей - издание “Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел” (в 1751 году вышел первый из 35 томов “Энциклопедии”), вобравшей в себя все достижения человечества. Главный идеолог проекта - Дени Дидро и его ближайший помощник - Д'Аламбер считали,что уже сам факт систематически представленного прогрессивного знания сможет привести к изменениям общественной действительности. Характерная особенность идеологии Просвещения - последовательная критика практически всех существующих порядков, характерных для феодального абсолютизма. Это произвол властей и церкви, религиозный фанатизм, заблуждения и суеверия. И.Кант называет Просвещение состоянием совершеннолетия человечества и определяет его как способность каждого человека пользоваться собственным рассудком самостоятельно. Способность к самостоятельному суждению становится важной характеристикой личности, рождающейся внутри гражданского общества, что отличает ее от члена прежней феодально-иерархической структуры, ориентированной на несамостоятельное, авторитарное мышление. В этом случае можно говорить о формировании новой рациональной культуры, требующей установления в жизни “царства разума”. Отличие рационализма просветителей от классического рационализма XVII века состоит в том, что просветители в своих рассуждениях идут не от разума к природе, как это делал, например, Декарт, обнаруживая в душе каждого врожденные идеи, полученные от Высшего разума, разума божественного, а наоборот, - от природы к разуму. То есть идет критика метафизики. Разум человека получен от природы и, будучи разумным, человек должен следовать природе, ее естественному порядку. Обосновывалось тождество естественного и разумного, а значит полезного и законного и потому познаваемого и осуществимого. Это отражает материалистическую ориентацию просветителей, их гносеологический и исторический оптимизм, убеждение в том, что при определённых условиях человек сможет выпытать у природы все тайны.
Одним из центральных в философии Просвещения было учение о природе, отражавшее материалистическую и антиметафизическую направленность.
Материалистические воззрения представлены в двух формах - деистической и атеистической. Согласно деисту Франсуа-Мари Вольтеру (1694-1778), природа сотворена богом, однако в дальнейшем она развивается по своим собственным законам. Просветители, отрицавшие бога, утверждали самоценность, самодостаточность, несотворимость и неуничтожимость природы. Например атеист и материалист Поль-Анри Гольбах (1723–1789) в “Системе природы” (1770) на основе обобщения достижений ньютоновского естествознания утверждает неуничтожимость природы, понимая под природой совокупность веществ, действующих в силу собственной энергии. Ньютон, полагал, что природу сотворил Бог, приведя ее в движение, а Гольбах говорит о самодвижении универсума.
Согласно Дидро, природа как материя существует вечно, ей присуще разнообразие элементов, а пространство и время выступают как формы их организации. Таким образом, под материей он понимает, с одной стороны, конкретную физическую реальность, а с другой - философской понятие для обозначения этой реальности.
Гносеологии разрабатывалась как система последовательного сенсуализма. Например, у Кондильяка (1715–1780)в “Опыте о происхождении человеческих знаний”, “Трактате об ощущениях” и других. По мнению Кондильяка, когда человек появляется на свет, он не только ничего не знает, но и не умеет ощутить. Все это приходит к нему через опыт. Переход от чувственного к абстрактному мышлению происходит как непрерывный процесс, при этом рассудку отводится лишь пассивная роль систематизатора.
Французские материалисты против приписывания идеям самостоятельное существование, ибо познание = пассивное отражение материальной реальности.
Интерпретируя явления природы, просветители осмысливали достижения механики. Был выработан метод исследования механицизм. Любое движение можно истолковать как механическое и свести все свойства тела силе. Это механистический материализм. Сведение биологического к физическому, а последнего - к механическому. Редукционизм - сведение сложного к простым частям. Если свести человека к простому животному, будет понятнее, как всё устроено. Чел - сложная, но поддающаяся разборке и последующему познанию машина. Однако он не позволял увидеть специфику живой природы в отличие от неживой, специфику человека в отличие от животных, специфику мышления в отличие от других физиологических функций человека.
Другая особенность механицизма - механистическое толкование причинности, так называемый механический детерминизм. Понимание движения в механике, утверждающей однолинейную связь последовательных состояний (например, знание начального положения, скорости и направления движения позволяет однозначно указывать местонахождения предмета в каждый последующий момент времени). Признание однолинейной жесткой зависимости между причиной и следствием фактически означало утверждение фатальной предопределенности всего происходящего в мире. Распространение фатализма на область социальных явлений во многом определило взгляды просветителей на природу человека и общества.
Представления о человеке и обществе складывались как реализация последовательного натурализма. Человек понимался как природное существо, все свойства и потребности которого телесны и определены природой. В этом случае ум, здравый смысл выглядят как “естественный свет”. Все психические процессы зависят от состояния тела. Смерть тела - причина прекращения всей психической деятельности человека, естественное завершение земной жизни. Наиболее полно такое понимание человека выражено в трактате «Человек-машина» Ламетри (1709–1751). Следствием развития таких взглядов стала теория разумного эгоизма. Каждый человек, стремясь к самосохранению, хочет получить удовольствия и избежать страданий, но, будучи просвещен светом разума и воспитан, человек понимает необходимость согласования свое личного интереса с интересами других, причем из любви к себе; следовательно речь идет о разумном эгоизме, выступающем в качестве гаранта спокойной совместной жизни.
Развивая эти взгляды, Гельвеций (1715–1771) приходит к выводу, что именно материальные интересы лежат в основе всех крупных и малых исторических событий. Такой подход при всех его недостатках позволил отказаться от теологического понимания истории и начать рассматривать жизнь общества и исторический процесс в целом как естественный процесс.