Деятельность Перикла и его круга: социально-культурное проектирование
В середине V в. до н. э., в "золотой век Перикла", жители Афин, казалось бы, находят искомую "вселенскую гармонию" и воплощают ее в социальном устройстве полиса.
Реформы Солона и Клисфена способствовали развитию представлений об "исономии", равенстве; деятельность Перикла укрепила демократию в Афинах, а сам феномен афинской демократии одновременно усиливал тенденцию к рефлексивно-понятийному осмыслению действительности.
В знаменитой речи Перикла, переданной Фукидидом, отражен взгляд творцов "золотого века" на самих себя; афинское государство было, конечно, не таким "идеальным", как изобразил его Перикл, но в самом характере изображения прочитываются черты мышления, свойственные преобразователям. Перикл восхваляет афинское равноправие, афинскую свободу, афинский образ жизни и воспитания, любовь афинян к мудрости и красоте, наконец, их стремление к предварительному обсуждению и "уяснению" предстоящих дел в речах.
Свой панегирик Афинам Перикл подытоживает высказыванием: "Говоря коротко, я утверждаю, что все наше государство - центр просвещения Эллады"37. Из высказываний Перикла ясно, что он считает Афины обществом, близким к "идеальному", своего рода социальным и культурным эталоном, - и самое главное, что этот эталон возник не в результате "подражания" каким-то древним или чужеземным образцам, а благодаря собственному творчеству афинян:
"Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим"38. Афиняне сами создают свои законы и культурные нормы - причем их нормотворчество, как следует из речи Перикла, основано на рациональном постижении реальности, связанном с всесторонним "про-мысливанием" фактов: "Мы сами обсуждаем наши действия или стараемся правильно оценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда, по нашему мнению, происходит от того, если приступать к исполнению необходимого дела без предварительного уяснения его речами. Превосходство наше состоит также и в том, что мы обнаруживаем и величайшую отвагу и зрело обсуждаем задуманное предприятие; у прочих, наоборот, неведение вызывает отвагу, размышление же - нерешительность"39.
Перикл фиксирует здесь важнейшую отличительную особенность афинян: их деятельность основана на "размышлении", знании, тогда как у "прочих" основанием действий является "неведение". Эти слова можно отнести прежде всего к самому Периклу, для которого характерно философское и историческое осмысление собственного социального и культурного реформаторства.
Главным в деятельности Перикла являлось укрепление демократического государственного строя и стремление превратить Афины в "образцовый" город - при этом образцом должен был стать не только способ управления государством, но и сам облик Афин, зримое воплощение "победы разума" во всех областях жизни.
При Перикле новый облик получил Акрополь, разрушенный персами: были построены Парфенон (храм Афины), Эрехтейон (храм, посвященный первому легендарному царю Афин Эрехтею), Тесейон (храм Гефеста); был заново отстроен Пирей, превратившийся из небольшой гавани в огромный порт. Предшественники Перикла тоже уделяли внимание новым застройкам и украшению города: Писистрат снабдил город водой, построил агору и монументальный вход в Акрополь; Кимон заложил Тесейон и построил Цветной портик.
Однако их усилия по обновлению вида Афин были спорадическими, - у Перикла же строительство принимает характер осуществления социально-экономического и культурного проекта.
Как говорит Плутарх, Перикл "предложил народу обширный план сооружений и проекты многочисленных работ по разным отраслям ремесла, рассчитанные на продолжительное время, так, чтобы население, остающееся дома, могло наравне с отъезжающими моряками или воинами, несущими гарнизонную или походную службу, получать со держание от казны и иметь долю в прибылях"40.
Таким образом, одновременно решалось несколько задач: во-первых, широкое строительство привлекало иностранцев, увеличивалась торговля Афин, повышался заработок ремесленников ("строители, скульпторы, кузнецы, каменотесы, ювелиры по золоту и слоновой кости, живописцы, эмалировщики, резчики, ...купцы, матросы и лоцманы, ...каретники, извозчики, погонщики мулов, ...канатные мастера, ткачи, седельщики, рабочие, занимающиеся прокладкой дорог, ...рудокопы"40), одним словом, практически весь город получал теперь жалованье у государства.
Во-вторых, участвующие в строительстве словно "заражались замыслами Перикла" - мысль о превращении Афин в "центр просвещения Эллады" становилась близкой всем афинским гражданам. Сам вид новых храмов и построек, их оформление способствовали утверждению идей гармонии, победы разума над стихиями - в новом архитектурном облике Афин воплощалась новая греческая ментальность.
Такой грандиозный замысел возник у Перикла, по-видимому, не без влияния его друзей: в "кружок" Перикла входили философ Анаксагор, историк Геродот, поэт Софокл, скульптор Фидий, архитектор Гипподам, музыкант Дамон - общим у них было поклонение разуму, закономерности, равновесию и гармонии; каждый пытался воплотить эти принципы в своей сфере.
Геродот видел равновесие в цикличности истории и реализовывал его в симметрии своего сочинения; Софокл прославлял разум и силу человека, подчинившего себе действительность, и одновременно настаивал на необходимости соблюдать меру; Дамон считал музыкальную гармонию аналогом гармонии общества; Гипподам впервые в Греции выдвинул принцип прямоугольной городской планировки и осуществил его в застройке афинского Пирея, а также на Родосе, в Милете и в новой афинской колонии Фуриях.
Гипподамова схема, предусматривавшая четыре главные улицы и три поперечные, была основана на рассуждениях о государстве (деление граждан на ремесленников - землепашцев - военных) и на представлениях о гармонии. Своего рода философским резюме всех этих воззрений было положение Анаксагора о том, что миром правит "нус", вселенский Ум -творящая и упорядочивающая причина сущего.
Общение с просвещенными друзьями давало Периклу возможность посмотреть на свою деятельность с разных сторон, одновременно подчинив ее идее рационального проектирования. Проявившаяся уже у Пифагора тенденция социального "моделирования", опирающегося на знание божественных законов, оборачивается в деятельности первого стратега попыткой создания "реального идеального полиса".
Конечно, в усилиях Перикла по созданию "центра просвещения Эллады" играли роль конкретные социальные и экономические причины, - но более важным для последующей истории греческой культуры оказался тот фактор, что социально-культурные преобразования имели подобие концептуального обоснования и представали в сознании их творцов как реализация некоего всеобщего разумного закона.
В Риме инициаторы любых реформ, как правило, апеллировали к прошлому - несмотря на то что необходимость изменений диктовалась самой действительностью и новыми потребностями общества, реформаторы мотивировали необходимость своих предложений и обосновывали их правильность тем, что они соответствуют традиции и нравам предков.
Так, аграрная реформа Гракхов мотивировалась необходимостью преодолеть возникшее имущественное неравенство, вернуть прежнюю соизмеримость земельных владений, восстановить справедливость. Это не отменяло введения новшеств - однако "прогрессизм" выступал в Риме чаще всего как обоснование конкретных прагматических мероприятий и не возвышался до самоосознания, до теоретического осмысления.
У Перикла, напротив, мы видим признание ценности нового: когда он говорит, что афинские установления не похожи ни на какие другие, а их основа - разумное обсуждение вариантов предстоящего, в этом прочитывается позиция "новатора", высоко ставящего самостоятельное "изобретение" обращенной в будущее "идеальной нормы". Хотя Перикл не подвергает осуждению старые традиции, пафос его речи, переданной Фукидидом, - в восхвалении нового, созданного творчеством афинян:
"Создавши могущество, подкрепленное ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями в то время, когда истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление"41.
Как видим, здесь Перикл достаточно явно противопоставляет традицию и современность - последняя выступает у него в первую очередь как более "разумное", нежели гомеровская архаика, состояние общества и ее девизом становится "истина, основанная на фактах".