Греция: жречество и мифология
Примечания
1 Цицерон. Об ответе гаруспиков. IX. 19 / Пер. В.О. Горенштейна.
2 О «двойном кодировании» в культуре см., напр.: Дженкс Ч. Язык архитектуры. М., 1985.
3 Рхот А. Основы индийской культуры // Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М., 1987. С. 367.
4 Платон. Государство. X. 606 е / Пер. А.Н. Егунова.
5 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II. И / Пер. М.Л. Гаспарова.
6 Попова ТВ. Гомер в оценке неоплатоников // Древнегреческая литературная критика. М., 1975. С. 441.
7 Платон. Ион. 533 е—534 Ь / Пер. Я.М. Боровского.
8 Там же. 536 а.
9 Гесиод. Теогония. 22 ел. / Пер. А.В. Лебедева.
10 См.: Тит Ливии. XXIX. 27 / Пер. М.Е. Сергеенко.
11 Распаров М.Л. Поэт и поэзия в римской культуре // Распаров М.Л. Избранные труды. М., 1997. Т. 1: О поэтах.. С. 60-61.
12 Еврипид. Вакханки. 298-301 / Пер. И. Анненского.
13 Там же. 73-83.
14 Тит Ливии. XXIX. 8-19. !5Тамже. 13.
16 Еврипид. Вакханки. 485-487.
17 Тит Ливии. XXIX. 13.
18 Тамже. 18.
19 Там же. 15.
20 РШШгскиз. МогаИа. Рг. 178 / Ед. Ьу Е.Н. Зашйэасп. Ьопдоп, 1969.
21 Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. Спб., 1995. С. 116.
22 См.: Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987. С. 132.
23 Тит Ливии. XXVI. 19.
24 См.: Порфирий. Жизнь Пифагора. 38.
25 Шичалин Ю.А. Статус науки в орфико-пифагорейских кругах // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997. С. 38—39. Другой взгляд на соотношение орфических и пифагорейских представлений см.: Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. Спб., 1994.
26 Ямвлих. Жизнь Пифагора. 46 / Пер. В.Б. Черниговского.
27 Там же. 45.
28 Там же. 46.
29 Платон. Государство. 600 с.
30 Там же. 600 Ь.
31 Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М., 1977. С. 88.
32 О фронтонной композиции в греческой трагедии см.: Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.
33 Распаров М.Л. Неполнота и симметрия в «Истории» Геродота // Распаров М.Л. Избранные труды. Т. 1. С. 485.
34 Миллер ТА. Греческая литература классического периода (V—IV вв. до н. э.): Проза // История всемирной литературы. М., 1983. Т. 1. С. 381.
35 Цит. по: Авл Геллий. Аттические ночи. V. 8.
36 См.: Распаров М.Л. Римская литература III—II вв. до н. э. // История всемирной литературы. Т. 1. С. 432.
37 Фукидид. История. II. 41 / Пер. Ф. Мищенко.
38 Там же. 37.
39 Тамже.40.
40 Плутарх. Перикл. 12 / Пер. С. Стратановского.
41 Фукидид. II. 41.
42 См.: Лурье С. Геродот. М.; Л., 1947. С. 7-28.
43 Софокл. Антигона. 1348-1353 / Пер. Ф.Ф. Зелинского. 44Там же. 332-333.
45 Диоген Лаэртский. IX. 51 / Пер. М.Л. Гаспарова.
46Там же. 52.
47 Платон. Горгий. 491 е - 492 а / Пер. СП. Маркиша.
48 Там же. 492 a-b.
49 Diets. 81 В 25 / Пер. С.Н. Трубецкого.
50 Миллер Т.А. Аттическая проза V в. до н. э. // История всемирной литературы. Т. 1. С. 387-388.
51 Платон. Федон. 86 с / Пер. СП. Маркиша.
52 Там же. 94 c-d.
53 Платон. Критон. 54 b / Пер. М.С. Соловьева.
54 Gorg., 11 // Diets. 82 / Пер. В.И. Исаевой.
55 Платон. Кратил. 388 с / Пер. Т.В. Васильевой.
56 Платон. Государство. 600 е, 601 а-с.
57 Платон. Софист. 234 b-с / Пер. С.А. Ананьина.
58 Исократ. Панегирик. 8 / Пер. В.И. Исаевой.
59 Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М., 1994. С. 14.
60 Nамже. С. 15.
61 Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения //Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 146.
62 Платон. Государство. 473 c-d.
63 Платон. Законы. 711 Ь. / Пер. А.Н. Егунова.
64 Аристотель. Политика. II. 9.1263 b / Пер. С.А. Жебелева.
65 Доватур А.И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 4. С. 52.
66 Ксенофонт. Киропедия. 1.1. 1-2 / Пер. В.Г. Боруховича.
67 Там же. 1.1.3.
68 Исократ. Эвагор. 24 / Пер. В.И. Исаевой.
69 Дройзен И. История эллинизма. Ростов н/Д., 1995. Т. 1. С. 5.
70 Арриан. Поход Александра. VII. 14. 4/ Пер. М.Е. Сергеенко.
71 Там же. I. 12. 1-4.
72 Тамже.УII. 30. 2.
73 Там же. III. 3. 2.
74 Тамже. IV. 8. 1-3.
75 Там же. VI. 28. 1.
76 Там же .V. 1.5.
77 Тамже.УП. 20. 1.
78 Там же. VII. 27. 3.
79 Там же. IV. 10. 6-7.
80 Там же. IV. 9. 7.
81 Левек П. Эллинистический мир. М., 1989. С. 6.
82 Арриан. Поход Александра. V. 26. 1—3.
83 Об этом см.: Свенцицкая И. С. Человек и мир в восприятии греков эллинистического времени // Эллинизм: восток и запад. М., 1992. С. 201-213.
84 Там же. С. 203.
85 Тамже. С. 207.
86 Об отношениях царской власти и полисов см., например: Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949; Бикерман Э. Государство Селевки-дов. М., 1985; Левек П. Эллинистический мир. М., 1989; Голубцова Е.С. Полис и монархия в эпоху Селевкидов // Эллинизм: восток и запад. М., 1992. С. 59-84.
87 Ранович А.Г. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950. С. 53. ^Аппиан. Сирийские войны. 61.
89 Плутарх. Деметрий. 38.
90 Левек П. Эллинистический мир. С. 145.
91 Диоген Лаэртский. VI. 11.
92 Тамже.У1. 8.
93 Платон. Федр. 260 Ь-с.
94 Свенцицкая И.С. Указ. соч. С. 233.
95 См.: Лукреций. О природе вещей. II. 292—293 / Пер. Ф.А. Петровского.
96 Кошеленко ГА, Маринович Л.П. Рождение стоической философии // Беседы Эпиктета. М., 1997. С. 12.
97 Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч. 1. С. 503. См. также: Фрагменты ранних стоиков/ Пер. и коммент. А.А. Столярова. М., 1998. Т. 1.Фр. 261-265.
98 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. II. 58. 1 Пер. М.К. Трофимовой.
99 Там же. II. 59.2.
100 См.: Трофимова М.К. Эллинистические утопии. С. 248—262.
101 Там же. С. 261.
102 Там же. С. 261-262.
103 Festugiere A.-J., NockA.D. Corpus Hermeticum. Paris , 1945-1954.
104 О Тоте см.: Тураев Б.А. Бог Тот. Лейпциг, 1898. В данном случае имеется в виду и язык как орган речи, и язык как средство общения; т. е. здесь налицо натурализованная метафора.
105 Левек П. Эллинистический мир. С. 154.
106 Герметический свод. X. 14 // Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., пер., коммент. К. Богуцкого. Киев; М., 1998. С. 51.
107 См.: Богуцкий К. Герметическая магия на греческом языке // Гермес Трисмегист... С. 235.
108 Цицерон. О дивинации. И. 6; XIX. 37; XX. 39.
109 См., например: «Тимей» и «Государство» Платона.
110 Платон. Законы, 909 b / Пер. А.Н. Егунова.
111 Чистяков Т.П. Эллинистический Мусейон (Александрия, Пергам, Ан-тиохия) // Эллинизм: восток и запад. М., 1992. С. 298.
112 Об александрийской филологии см., например: Фрейберг Л.А. Литературная критика в эпоху александрийской образованности // Древнегреческая литературная критика. М., 1975. С. 185-216.
113 Штаерман ЕМ. Эллинизм в Риме // Эллинизм: восток и запад. С. 167.
114 Левек П. Эллинистический мир. С. 122.
115 Гаспаров М.Л. Эллинистическая литература III—II вв. до н. э. С. 402. 46 Там же. С. 403.
117 Толстой И.И. Каллимах // История греческой литературы. М., 1960.
Т. 3. С. 54.
118 Толстой И.И. Поэзия эпохи эллинизма // История греческой литературы. Т. 3. С. 49-50.
119 Завьялова В.П. Ученый поэт в контексте культуры эллинизма // Античность как тип культуры. М., 1988. С. 199-210.
120 Палатинская антология. XII. 43 / Пер. Л. Блуменау.
121 Грабарь-Пассек М.Е. Буколическая поэзия эллинистической эпохи // Феокрит. Мосх. Бион: Идиллии и эпиграммы. М., 1998. С. 224.
122 Диоген Лаэртский. IX. 61.
123 Там же. IX. 94.
124 Там же. IX. 74.
125 Гаспаров МЛ. Римская литература Ш-Н в. до н. э. // История всемирной литературы. Т. 1. С. 424-425.
126 Гаспаров М.Л. Сюжетосложение греческой трагедии // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1. С. 452.
127 Плутарх. Катон. 22.
128 Полибий. Всеобщая история. XXXII. 11. 4-8 / Пер. Ф.Г. Мищенко.
129 Там же. XXXII. 11. 2-3, 8-9 / Пер. Ф.Г. Мищенко.
130 Диоген Лаэртский. VII. 128.
131 Полибий. Всеобщая история. I. 1.5.
132 См.: ТыжовА.Я. Полибий и его «Всеобщая история» // Полибий. Всеобщая история. М, 1994. Т. 1. С. 17-26.
133 Луцилий. XXVI / Пер. Е.Г. Рабинович.
134 Там же. XIV/ Пер. Е.Г. Рабинович.
135 Там же. XIX / Пер. М.Л. Гаспарова.
136 Там же. XXVII / Пер. М.Л. Гаспарова.
137 Там же. XXVI / Пер. Е.Г. Рабинович.
138 Там же. XXVII / Пер. М.Л. Гаспарова.
139 Там же. XV/ Пер. Е.Г. Рабинович.
140 Тит Ливии. XL. 29 / Пер. И.И. Маханькова.
141 Цицерон. О государстве. II. 28-29.
142 Тит Ливии. I. 18.2-4.
143 См.: Сервий. Комментарии к «Энеиде». II. 715; III. 104.
144 Полибий. X. 36. 1-2.
145 Штаерман Е.М. Эллинизм в Риме. С. 152.
146 Тит Ливии. IX. 10 / Пер. Н.В. Брагинской.
147 Там же. IX. 17-19.
148 Цицерон. О государстве. V. 1. 2.
149 Цицерон. Об ораторе. III. 14 / Пер. Ф.А. Петровского.
150 фраза приписывалась Протагору (см.: Авл Геллий. Аттические ночи. V.3).
151 Цицерон. Об ораторе. III. 15. :
152 Там же. III. 16.
153 Цицерон. Оратор. 33 / Пер. М.Л. Гаспарова.
155 Цицерон. Об ораторе. I. 51.
156 Там же. I. 52.
157 Там же. III. 17.
158 Цицерон. Тускуланские беседы. IV. 7 / Пер. М.Л. Гаспарова.
159 Цицерон. О природе богов. I. 118 / Пер. М.И. Рижского.
160 Там же. О природе богов. I. 118.
161 Августин. О граде небесном. IV. 31; VI. 5.
162 Лукреций. О природе вещей. III. 1076-1082; 1090-1092 / Пер. Ф.А. Петровского.
163 Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах: Предисловие / Пер. Н.Н. Трухиной.
164 Гаспаров М.Л. Катулл, или изобретатель чувства // Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 1. С. 104.
165 Там же. С. 109.
166 Цицерон. В защиту Марка Целия Руфа. XIV. 33.
167 См.: Происхождение «Книг Сивилл»//Книги Сивилл. М., 1996 С. 7-19.
168 Книги Сивилл. III. 370-380 / Пер. В.Е. Витковского.
169 Вергилий. Буколики. IV. 4 / Пер. С. Шервинского.
170 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. II. 53 / Пер.
МЛ. Гаспарова. m Там же. I. 77.
172 Дион Кассий. Римская история. 53. 15.
173 Гораций. Юбилейный гимн. 57-60 / Пер. Н.С. Гинцбурга.
174 Тит Ливии. История Рима от основания города. I. Предисловие. 9 / Пер. В.М. Смирина.
175 Там же. I. 4. 1.
176 Там же. 1.55. 3-6.
177 Там же. III. 7. 1.
178 Там же. Предисловие. 4.
179 Вергилий. Энеида. VI. 847-853 / Пер. С. Ошерова; Под ред. Ф. Петровского.
180 Гаспаров МЛ. Греческая и римская литература I в. до н. э. // История всемирной литературы. Т. 1. С. 459.
181 Гаспаров МЛ. Поэт и поэзия в римской культуре // Гаспаров МЛ. Избранные труды. Т. 1.С. 80.
182 Тацит. Анналы. IV. 33 / Пер. А.С. Бобовича; Под ред. Я.М. Боровского.
183 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. IV. 22.1.
184 Там же. IV. 22. 2.
185 Там же. IV. 22. 4.
186 Сенека. О гневе. I. 20.
187 См.: Дион Кассий. Римская история. 28. 59.
188 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. IV. 26. 2. Подпоясанными — для удобства движений — ходили обычно рабы-прислужники.
189 Там же. IV. 19.1-3.
190 Там же 1. 40. 2.
191 Там же. VI. 22. 3.
192 Трагедиями в это время назывались представления, которые были своеобразными оперными и балетными переработками древних трагедий; они были очень популярны в эпоху Империи.
193 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. VI. 21. 3.
194Тамже.\Ч. 38. 1-2.
195 Там же. II. 99. 1.
196 Там же. VI. 49, 3.
197 Тацит. Анналы. XV. 34.
198 Сенека. Нравственные письма к Луцилию. 70. 24/ Пер. С. Ошерова.
199 Тацит. Анналы. XV. 62. 200Тамже.Х^63.
201 Гаспаров МЛ. Греческая и римская литература II—III вв. и. э. // История всемирной литературы. С. 486.
202Тамже. С. 489.
203Лукиан. Пир, или Лапифы. 35 / Пер. Н. Баранова.
204 Тамже.48.
205 Лукиан. Менипп, или Путешествие в подземное царство. 21 / Пер. С. Лукьянова.
206 Плутарх. Об Исиде и Осирисе. 67 / Пер. Н.Н. Трухиной.
207 Ориген. Против Цельса. V. 41 / Пер. А.Л. Хосроева.
208 цит по : Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979. С. 21.
209Тамже. С. 17. 210Тамже. С. 41.
211 Там же. С. 34.
212 Плутарх. Моралии. 178. 200. 213Тамже. 178.
214 Плотин. Эннеады. VI. 7; VI. 9 и др.
215 Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн. 1.С. 266.
21б Тамже. С. 286.
217 Ириней Лионский. Пять книг против ересей. I. XXIII; Ипполит. Философумены. IV. 51; VI. 7-20; X. 12; Епифаний. Против ересей. XXI.
218 Ириней Лионский. I. XXIII.
Греция: жречество и мифология
Иная картина наблюдается в архаической Греции. Здесь существует богатая и разветвленная мифология, уходящая корнями в микенский период истории и связанная с мифологией Крита. Мифы бытуют в свободной форме: их рассказывают певцы-аэды, позднее рапсоды.
Такое "свободное" функционирование рассказов о богах влияет на особенности религиозного сознания греков: их представления о "божественном" гораздо менее магичны, чем у римлян, и включают не только нерассуждающее выполнение обрядов, связанных с договором людей и богов, но и размышления как о самих богах - их происхождении и иерархии, - так и о мироустройстве в целом.
Важно, что задаваться вопросами о богах и давать на них свои ответы может отнюдь не только человек, непосредственно причастный к делам культа. Древнейший свод тео- и космогонических представлений древних греков - это не жреческий текст, но и (что очень существенно) не безличные фольклорные сказания.
На рубеже VIII-VII вв. до н. э. появляется "Теогония" Гесиода, - автор произведения, посвященного происхождению богов и стихий, выступал в качестве рапсода, но одновременно всю жизнь оставался мелким землевладельцем.
"Теогония" оказала огромное воздействие на эволюцию греческих космогонических представлений: одна из двух основных тенденций этой эволюции выразилась в развитии индивидуального мифотворчества (например, Ферекид Сиросский, Эмпедокл), другая - в возникновении натурфилософии, преодолевающей антропо- и зооморфизм древних космогонических мифов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
В обоих случаях специфическое бытование мифологии - в виде индивидуального и внекультового творческого ее осмысления и оформления - являлось выражением гораздо большей, чем в Риме, религиозной свободы.
Жрецы различных божеств в греческих полисах, как и в Риме, избирались, - но существовали важные исключения: во-первых, жречество мистериального культа Деметры (Элевсинских мистерий) считалось наследственным, и жрецов этого культа можно было выбирать только из рода Евмолпидов, потомков элевсинских царей; во-вторых, особый статус имели жрецы дельфийского храма Аполлона.
Дельфы начинают играть большую роль в жизни Греции в VII в. до н. э.: здесь находится главный греческий оракул, к которому принято было обращаться по всем наиболее важным вопросам общественной и личной жизни.
Дельфийская сакральная коллегия истолковывала пророчества, даваемые Пифией, и эти истолкования оказывали влияние на тот или иной ход событий: посредством оракула Аполлона жрецы давали советы в пору неурожаев, засухи, эпидемий, что часто приводило к установлению новых культов; могли смягчать законы войны, очищать запятнавших себя убийством, будь то отдельные люди или общины; за счет истолкований священных пророчеств Дельфы в определенный период направляли колонизационное движение (когда
бог повелевал основывать новую колонию). Дельфы проводили активную политику по объединению культа Аполлона в самой Элладе и за пределами Греции: присоединение к дельфийской амфиктионии (священному религиозно-правовому союзу) храма Аполлона в Кумах (италийская Кампания) привело к распространению культа Аполлона в Риме: туда были перенесены оракулы Кумской Сивиллы ("Сивиллины книги"), для толкования которых в Риме была создана специальная сакральная коллегия.
Однако дельфийское жречество, отделенное от "государства", не инкорпорированное в структуру власти и систему гражданских должностей, обладало другим типом влияния на социальную жизнь, нежели жречество в Риме: жрецы Дельф имеют большой "идеологический" авторитет, но не занимаются непосредственным скрупулезным регламентированием социальных и культурных норм.
Такое положение соответствует общему достаточно раннему ослаблению жречества в греческих полисах, и прежде всего в Афинах, что связано с особенностями афинской демократии.
В V в. до н. э., когда в Риме жречество является главным авторитетом в области права, в Афинах сфера гражданского судопроизводства полностью переходит к народному суду присяжных (гелиэе), а рассмотрение отдельных религиозных преступлений принадлежит Ареопагу; сами жрецы, включенные в систему выборных должностей, ведают исключительно делами культа.
В Греции, как и в Риме, нет единых закрепленных религиозных "догм", - но нет и жесткого религиозного "магического" прагматизма; обрядовая "формульность", которая была своеобразной заменой догматики в Риме, не становится в Греции идеологическим ограничителем и тормозом для развития религиозных представлений.
Отсутствие жесткого "жреческого контроля" в сфере религии, с одной стороны, и наличие множества мифов о богах и героях - с другой, создает предпосылки для внежреческой "теологической рефлексии": ее сфера оказывается ненормированной, достаточно свободной для выстраивания самых разных концепций мироустройства и взаимоотношений между богами и людьми.
"Библия греков": поэмы Гомера
Относительная религиозная свобода греков соответствует иному, нежели в Риме, способу бытования "идеальных норм" культуры, -если у римлян они определялись историческим преданием, то у греков были включены в мифопоэтическое пространство, где легендарные герои действовали непосредственно рядом с богами. "История" благодаря этому приобретала другое измерение, выходя за рамки общины и полиса в сферу "космического".
Укорененность идеальных норм в мифологической традиции - черта большинства архаических обществ, но у греков непосредственно слитая с мифологией легендарная история начиная с VIII в. до н. э. передается не в виде фольклора, а в форме авторского поэтического творчества: сгустком культурного самосознания греков становится гомеровский эпос, из которого черпаются религиозные, этические, эстетические представления.
У римлян "национальный" мифологический эпос, ставший осмыслением судьбы Великого Города, - "Энеида" - появляется только в эпоху Августа, будучи своего рода итогом предшествующего развития римской культуры; у греков эпос - не итог, а исток. Основа гомеровских поэм - героические сказания и фольклор микенских и послемикенских времен; однако они переплавлены в "Илиаде" в уникальное художественное целое, сильно отличающееся от известной нам фольклорной эпики.
Гомер - фигура легендарная, но убеждение древних греков в существовании этого "божественного поэта", единолично создавшего великие эпопеи, говорит о стремлении эллинов поставить Гомера над сферой безличной устной традиции. Эпос Гомера называли впоследствии "Библией греков", он представлял собой нечто вроде "священного текста", - однако эту аналогию можно провести только в связи с огромным влиянием "Илиады" и "Одиссеи" на всю область греческой культуры. Если сравнивать роль гомеровского эпоса в Элладе со статусом "священных текстов", например, в Древней Индии, то отличия очень велики. В Индии существовали собственно священные тексты, Веды, предназначенные для жрецов-брахманов; к поздневедической литературе относятся религиозно-философские тексты Упанишад, само формальное построение которых обнаруживает их главную цель - передачу священного знания от учителя к ученику. В Греции таких "теоретических" жреческих текстов не было.
Гомеровский эпос сопоставим не с этими собственно религиозно-философскими священными текстами, наиболее древние части которых принадлежали исключительно жреческой традиции, а с эпическими поэмами "Рамаяна" и "Махабхарата", в которых соседствуют рассказы о мифических и легендарных событиях, приключенческие сюжеты, любовные истории, дидактические поучения.
Здесь в описываемых событиях наряду с героями-людьми непосредственно участвуют мифологические и божественные персонажи - и это способствует сакрализации повествования.
Такая "двойственность" текстов, или, говоря языком современной теории культуры, "двойное кодирование", подразумевает обращенность культурного феномена к двум слоям воспринимающих: тем, кто обнаруживает в нарративе скрытые сакральные смыслы, и тем, кто видит в нем прежде всего занимательные приключения или конкретные этические примеры2. Ауробиндо Гхош пишете значении эпоса для индийской культуры следующее:
""Махабхарата" и "Рамаяна" - на санскрите ли, или переведенные на региональные языки, или доносимые до масс через катхаков - чтецов, рассказчиков, - стали и остаются до сих пор одним из главных средств массового образования и культурного просвещения; они формировали мысли, характеры, эстетическое и религиозное сознание людей, привнося даже в умы неграмотных толику философских, этических, социальных и политических идей, эстетических эмоций, поэзии, литературы и романтики"3.
То же самое можно сказать о воздействии поэм Гомера на греческую культуру.
Платон в "Государстве" приводит распространенную точку зрения на гомеровский эпос как на "жизненное руководство": "...поэт этот воспитал Элладу, и ради руководства человеческими делами и просвещения его стоит внимательно изучать, чтобы согласно ему построить всю свою жизнь..."4. Примерно до середины V в. до н. э. воспитание юношества строится на основе образа "идеального героя", выводимого из поэм Гомера: образованный благородный молодой человек должен, помимо
физического совершенства, обладать знанием поэзии и определенными "мусическими" навыками, т. е. умением играть на музыкальных инструментах. Образовательная и воспитательная программа, сформировавшаяся благодаря Гомеру, сильно отличается от способов воспитания римских "добродетелей": римская молодежь заучивает наизусть не поэмы, а "Законы XII таблиц" (составлены в 450 г. до н. э.) - основу римского законодательства и одновременно нравственности.
Итак, в Греции был Гомер, но отсутствовали свои "Веды", т. е. канонические сакральные тексты с философско-теологическим содержанием.
Подобная ситуация способствовала усилению сознательного "двойного кодирования" определенных групп читателей по отношению к эпосу: по Гомеру учились, воспитывались, в его тексте находили нормы греческих "добродетелей", - но в то же время обнаруживали и "теологию", и скрытые аллегорические смыслы, представляя Гомера в качестве "божественного учителя", передающего через рассказы о легендарных событиях стройную концепцию мироздания.
Так, уже в VI в. до н. э. появляется аллегорическая трактовка гомеровских поэм пифагорейцем Феагеном Регийским, считавшим, что гомеровские боги и герои - это иносказательное описание космических сил и "состояний души".
Следующие известные нам представители аллегорической трактовки Гомера - Анаксагор и его ученик Метродор из Лампсаки (конец V в. до н. э.). По Метродору, описанные Гомером боги означают части человеческого тела, а люди - элементы природы; помимо этого, он, вслед за Анаксагором, говорил о поэзии Гомера как о нравственной аллегории5.
Позднее близкое аллегорическое истолкование Гомера предложили стоики, которые видели в гомеровских богах элементы природы или природные силы, действующие и на уровне "психики" отдельного человека. Свой вклад в аллегорический метод внесли пергамские грамматики: один из них, Кратет из Маллоса (Н в. до н. э.), считал Гомера астрономом и географом; он полагал, что в "Илиаде" зашифровано сообщение о том, что земля имеет сферическую форму.
В первые века нашей эры аллегорическая интерпретация Гомера приобретает все большее распространение и, например, неоплатоники, занимавшиеся "расшифровкой" гомеровских "символов", считают, что Гомер "объял в своем творчестве все области человеческого знания и человеческого опыта, особенно философию в самом широком и глубоком понимании этой самой величайшей... науки"6.
Позднеэллинистическое отношение к Гомеру как хранителю "священного знания" на новом уровне и с новой степенью осмысления возвращалось к архаическим истокам восприятия великого поэта. В VI в. до н. э. Гомер для большинства греков был "воспитателем Эллады", создавшим своего рода "практическое руководство по этике", а для "философского" меньшинства - эзотерическим учителем, символически передающим тайное знание о божественных силах.
Однако этими смыслами - "мудрец-практик" и "философ" - не исчерпывалось значение образа Гомера; легендарный "великий слепец" был еще и образцом поэта.