Величайшее воинское искусство в мире
Многие по праву считают шаолиньское кунг-фу величайшим воинским искусством в мире. Подобное заявление, которое, возможно, будут яростно оспаривать приверженцы иных стилей, может быть подкреплено с самых разных сторон. Исторически шаолиньское кунг-фу является наиболее древним воинским искусством в мире: традиция прослеживается на протяжении 1500 лет, тогда как некоторым воинским искусствам едва исполнилось сто лет. С технической стороны шаолиньское кунг-фу фактически содержит все техники, свойственные основным воинским искусствам мира: все удары кулаком в каратэ, все удары ногой в таэквондо, все броски в дзюдо, все замки в айкидо, все захваты в вольной борьбе, все прямые удары и удары крюком в западном боксе, все удары локтем и коленом в тайском боксе, все плавные скручивания и вращения в малайском силате. Впечатляет сам выбор оружия, которое отсутствует в некоторых современных воинских искусствах.
Принципы, которыми руководствуются в бою при выборе техники, и глубоки, и разносторонни. К примеру, когда в некоторых [боевых] искусствах предпочитают равной силой отвечать на силу (что обычно не подходит, когда женщины вынуждены сражаться с крепкими парнями) или стремятся ударить соперника как можно быстрее (что в определенных ситуациях может оказаться невыгодным), шаолиньские бойцы руководствуются в своем выборе нужных приемов оценкой конкретной сложившейся ситуации. В то же самое время они способны максимально защитить себя в том случае, когда противник бросается в неожиданную или безрассудную контратаку, не заботясь о собственной безопасности, что может привести к взаимным повреждениям.
При развитии силовых качеств, когда некоторые воинские искусства ставят своей целью выработку умения разбивать кирпичи и доски, достижения шаолиньских силовых занятий действительно впечатляют: разбивание гранитных глыб головой, выдерживание ударов по телу кулаками, ногой и оружием без каких-либо повреждений и нанесение внутренних травм противнику ладонью или пальцем без всяких внешних следов от удара.
И все же главные выгоды в шаолиньском кунг-фу извлекаются не из бойцовских навыков. Уже сама демонстрация искусства шаолиньского кунг-фу доставляет зрителю эстетическое удовольствие. Это настоящая поэзия силы, ловкости, грациозности и художественных образов в движении, что весьма отлично от впечатлений, выносимых с демонстрации иных воинских искусств. С точки зрения здоровья, шаолиньское кунг-фу прекрасно способствует поддержанию физического, эмоционального и психологического здоровья, тогда как практикование некоторых иных воинских искусств оказывается разрушительным для здоровья — когда внутреннее повреждение, полученное во время спарринга, полностью не залечивается, сам человек по причине такого рода занятий становится агрессивным, а удары в голову могут повлиять на умственные способности.
Именно благодаря своим прекрасным оздоровительным функциям, а также способности привить навыки контроля над сознанием, шаолиньское кунг-фу и предполагается в качестве первого этапа на пути к медитации дзэн. По этой причине мы здесь не останавливаемся на тех его чертах, которые делают кунг-фу искусством боевого единоборства, и в этом качестве оно, возможно, более всего и известно в мире.
Кроме того, поскольку приведенные в этой главе движения кунг-фу довольно просты, читатели, ищущие технические приемы, подобные тем, что имеются в иных воинских искусствах, могут их здесь не найти.
Ввиду ограниченности объема книги дается лишь общее описание того, как следует выполнять движения. Читателям, у которых нет опыта боевых искусств, возможно, будет трудно следовать кратким описаниям, им рекомендуется обратиться за советом к наставникам кунг-фу или иных видов боевых единоборств. Если же это окажется невозможным, то им следует как можно точнее следовать предлагаемым рисункам и описаниям и не беспокоиться о том, что их движения могут быть несовершенны. Неточность движений может плачевно сказаться в том случае, когда они отрабатывают их в целях ведения боя, но она вполне допустима здесь, поскольку наши занятия кунг-фу связаны с практикой дзэн.