Расслабление и умственный контроль
Последние свои слова перед тем, как вступить в паринирвану, или окончательную нирвану, Будда обратил к человечеству: "Жизнь коротка. Прилежно трудитесь, чтобы освободиться от сансары" Существует много путей освобождения от сансары, или от мучений бесконечного круга перерождений, а дзэн предлагает самый быстрый и наиболее прямой путь. Если мы готовы или, переходя на язык буддизма, если у нас крепкие духовные корни, мы в состоянии достичь просветления мгновенно!
Как понять, крепкие ли у нас духовные корни, и как взрастить их, если таковые отсутствуют, будет объяснено в последующих главах. Сейчас же мы поразмышляем, какие выгоды сулит дзэн тем, кто еще, возможно, не готов к духовной практике. Оказывается, многие уже пользуются дзэн в повседневной жизни, даже не подозревая об этом, однако, руководствуйся они в своих действиях принципами и методами дзэн, они добились бы больших успехов, и это независимо от их вероисповедания. К примеру, когда ученый составляет программу исследований, руководитель выходит с деловым предложением, художник создает шедевр или спортсмен сосредоточивается на технике исполнения, все они, в той или иной мере, привлекают некоторые стороны дзэн. Если ученому присуща ясность ума, руководителю — деловая хватка, художнику — оригинальность мышления, а спортсмену — концентрация сил, то свою задачу они выполнят успешно и эффективно. Все те качества, что способствуют успеху предпринимаемых ими усилий, вырабатываются посредством практики дзэн.
Прежде всего требуется самодисциплина, решительность и упорство, и первые два качества, которые должен обрести практикующий дзэн, связаны со способностью расслабляться и с умением владеть собой. Если ученик напряжен либо постоянно рассеян, ему не удастся продвинуться к намеченной цели. Существует много способов, развивающих эти качества, и хороший наставник дзэн может привить навыки расслабления и умственного контроля даже без ведома учеников. Некоторые из этих способов будут разъяснены в последующих главах для тех читателей, которые хотят развить у себя такие способности.
Если мы научились расслабляться, мы можем достичь состояния, когда ум и тело способны работать в оптимальном режиме, улучшая все наши естественные функции: защитные, иммунные, восстановительные и реактивные. Практикующий дзэн способен не только успешно справляться со стрессом и предотвращать заболевания, но и урегулировать любые текущие проблемы со здоровьем.
Согласно философии китайской медицины, наши эмоции тесным образом связаны с потоком внутренней энергии и умом (который китайцы именуют сердцем). К примеру, меридианная система сердца связана с ощущением радости, та же система печени — с раздражением, а желудка — со страхом. Практика дзэн способствует гармоничному потоку энергии по меридианам. Это объясняет, почему практикующие дзэн всегда любезны, дружелюбны и раскрепощены, что является не следствием заученных ими нравственных наставлений, а проявлением естественным образом развитых у них в процессе занятий необходимых внутренних качеств. Поэтому практика дзэн представляет собой прекрасный способ справляться со стрессом. Любой человек, независимо от сферы его деятельности, который подвергается стрессу, извлечет для себя много пользы на занятиях дзэн.
Постоянная практика по медитационной тренировке ума делает ум острым, ясным и сосредоточенным. Подобное умственное развитие позволяет практикующему дзэн мыслить ясно и глубоко, концентрироваться на работе длительное время и принимать решения быстро и уверенно. Многие артисты, спортсмены оценят такие качества. Практикующий дзэн, в своем развитии достигший более глубоких уровней сознания, способен общаться со Вселенским Разумом, который дарует вдохновение и творческие идеи ученым, артистам и философам на протяжении всей истории человечества.
Практикуя дзэн, можно развить такие экстрасенсорные способности, как телепатия, ясновидение и путешествие в астральном теле. После того как основатель парапсихологии доктор Райн научно показал, что каждый пятый человек демонстрирует способность экстрасенсорного восприятия, во многих университетах целые научные подразделения занялись изучением и развитием психических способностей. Методы, которые они используют, сходны с теми, что применяют при практиковании дзэн, за исключением того, что практикующие дзэн не нуждаются в сложном лабораторном оборудовании и в общем-то не заинтересованы в развитии таких способностей.
Чаньский учитель Хуанбо отправился однажды на гору Тяньтайшань и встретил по пути удивительного монаха Они вскоре подружились и стали беседовать и смеяться как старые друзья. Когда они подошли к стремительному бурлящему потоку, монах предложил Хуанбо перейти поток вброд вместе с ним. Хуанбо на это сказал: "Старший брат, ведь здесь слишком глубоко, разве мы сможем переправиться?" Между тем монах снял обувь и без всякого труда перешел через поток, ступая по воде, как посуху. Достигнув другого берега, он повернул голову и закричал: "Иди, иди сюда!" Хуанбо крикнул "Эй, ты! Ты парень со сверхъестественными способностями из последователей Малой Колесницы. Если бы я знал, что ты таков (т. е. хинаянист со сверхъестественными способностями), я бы уже давно перебил тебе ноги!" Эта гневная отповедь произвела на монаха такое сильное впечатление, что он воскликнул: "Ты истинный сосуд дхармы Махаяны — Великой Колесницы, и мне не сравниться с тобой!" Сказав это, он исчез.