Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента-базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) – возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
ü первобытнообщинная;
ü рабовладельческая;
ü феодальная;
ü капиталистическая;
ü коммунистическая (социалистическая).
Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически – шестую формацию) – «азиатский способ производства».
Первобытнообщинная формация характеризуется:
¨ примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном – ручной индивидуальный труд, изредка – коллективный (охота, земледелие);
¨ отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;
¨ равенством и личной свободой;
¨ отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
¨ слабой общественной организацией – отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.
«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:
· ирригационное земледелие как основу экономики;
· отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
· государственную собственность на землю и средства производства;
· массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);
· наличие сильной, централизованной, деспотической власти.
Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:
· возникла частная собственность на средства производства, в том числе «живые», «говорящие» - рабов;
· социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
· государство и публичная власть.
Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:
· крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;
· труде свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян;
· особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.
При капиталистической общественно-экономической формации:
· основную роль в экономике начинает играть промышленность;
· усложняются средства производства – механизация, объединение труда;
· промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
· основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
· отсутствием частной собственности на средства производства;
· государственной (общественной) собственностью на средства производства;
· трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
· справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
· высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.
Формационной подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других фактов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).