Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента-базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми происходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) – возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

ü первобытнообщинная;

ü рабовладельческая;

ü феодальная;

ü капиталистическая;

ü коммунистическая (социалистическая).

Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически – шестую формацию) – «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

¨ примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном – ручной индивидуальный труд, изредка – коллективный (охота, земледелие);

¨ отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда;

¨ равенством и личной свободой;

¨ отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;

¨ слабой общественной организацией – отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.

«Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:

· ирригационное земледелие как основу экономики;

· отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);

· государственную собственность на землю и средства производства;

· массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);

· наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:

· возникла частная собственность на средства производства, в том числе «живые», «говорящие» - рабов;

· социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

· государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:

· крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

· труде свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян;

· особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

· основную роль в экономике начинает играть промышленность;

· усложняются средства производства – механизация, объединение труда;

· промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

· основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу. Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

· отсутствием частной собственности на средства производства;

· государственной (общественной) собственностью на средства производства;

· трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

· справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;

· высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Формационной подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – неучет других фактов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).



Наши рекомендации