Проблема метода гуманитарного познания. Объяснение и понимание.
(Учебник Лебедева)Научный метод – средство получения, обоснования и применения научного знания.
(Учебник Микешиной)
На эмпирическом уровне:
а) вычленение и исследование объекта:
1) с помощью наблюдения (целенаправленного, организованного, систематического восприятия предметов и явлений внешнего мира);
2) измерение (в гуманитарных науках – сбор информации о социальных и социально-психологических явлениях, моральных качествах человека и т.д.; особенно в социологии);
3) эксперимент – в большей степени с помощью мысленного моделирования, используется метод экстраполяции (перенос знаний с одной области знания на другую) и аналогии.
б) методы обработки и систематизации знаний: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, систематизация, классификация и др.
На теоретическом уровне:
1) абстрагирование (отвлечение от свойств и отношений, незначащих для данного исследования);
2) идеализация (мысленное конструирование объектов с предельно выраженными необходимыми свойствами);
3) мысленный эксперимент (конструирование процессов «в чистом виде»).
Формализация (изучение объекта путем отображения его содержания и структуры в знаковой форме при помощи искусственного языка) - наверное, при количественных исследованиях.
(Семинар Шестаковой)Объяснение – подведение отдельного факта под общий закон (нет интереса к индивидуальным характеристикам объекта). Понимание – внимание к индивидуальному. Применение объясняющих процедур к истории – натурализация истории; неокантианцы (Риккерт, Виндельбанд) – для гуманитарных наук важнее индивидуальное. П. Рикёр: сближение объяснения и понимания (герменевтика + структурализм + феноменология).
(Википедия): Герменевтика- искусство толкования - направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
В широком смысле понятие «герменевтика» может иметь следующие значения:
1. искусство интерпретации (толкования) текстов,
2. теория понимания, постижения смысла,
3. искусства постижения чужой индивидуальности,
4. учения о принципах гуманитарных наук.
Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр. Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования».
Герменевтический круг - метафора, описывающая взаимообусловленность объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой.
(Бучило, Исаев): Объяснение – познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира. Структура: исходные знания об объясн явлении; знания, использ в качестве условия и средства объяснения; познават действия. Необходимость объясн возникает в процессе открытия новых фактов. В научной коммуникации объяснение и понимание – процедуры взаимообусловленные. Понимание предполаг экспликацию смысла научного текста.
В естествознании следующие типы объяснений: гипотетико-дедуктивный метод (средство объяснения – теория, закон; познавательные действия - дедукция); вероятностно-индуктивная (статическая модель объясн, опирающаяся на установление общих повторяющихся признаков). Соц-гуманитарное познание – рациональное объяснение (признание рациональности действий людей, соответствующ нормам и правилам в данном сообществе); интенциональное объяснение – опирается на мотивацию, направленность к некоторому действию; типология; контекстуальное объяснение; каузальное, генетическое, структурно-системное. Объяснение чел действий синтезируется с пониманием.
Понимание – категория, используемая для характеристики познават способности человека; процедура герменевтического истолкования текста, символов; характеристика специфического бытия человека в мире. Главное в понимании – экспликация смысла. Многослойная структура понимания: первичное (дорефлексное понимание как сам способ бытия человека); вторичное (на рефлексном уровне) – Шпет.
Гадамер утверждает, что именно истина, на кот претендует текст, остается предпосылкой герменевтич усилий, поскольку истолкование текста, выраж истину, создает перспективу обогащения нашего знания. Интерпретация мб направлена на семантическую составляющую текста; толкования языкового, лингвистического смысла; историческое толкование; ценностный анализ. Интерпретатор должен находить новый, актуальный смысл и значение текста Правила понимания текста – герменевтический круг – понимание части обуславливает предвидение целого наоборот. Еще один прием – уравнение позиций истолкователя и автора для уничтожения историч дистанции.
Трактовки понимания: транспозиция (сопереживание, подражание); интерпретация (выявл значений, соотв смыслу автора); автономия объекта.
(Лекция Шестаковой)В герменевтике подходы: Ф. Шлейермахер (принцип конгениальности (сопоставимость автора и интерпретатора), диалог с автором), и Ф. Г. Гадамер: субъект гуманитарных наук имеет дело с интерпретацией текста, но человек всегда является носителем определенной традиции, нет индивидуального мышления в чистом виде, вопрос в том, насколько человек это осознает. Осознание – задача герменевтики (и субъекта).
Гуманитарное знание, в отличие от естественно-научного знания, понимает мир как текст. Всегда есть человек, человеческое измерение. Соотношение человека и текста. Искусство толкования. Здесь можно про Стоиков сказать -учение о Лектоне - цикл, момент от начала развития до финального пожарища, в который мы что то должны уразуметь.
Короче, под конец- герменевтика.
Гуманитарное знание- наука о духе, о культуре (неокантианство- Дельтей, Риккер). А естественнонаучное- о природе.
Гуманитарное знание- индивидуализация (гуманитарий привносит личностные субъективные моменты в изучаемый предмет, он по своему читает текст или анализирует произведение или ведет поиск в архиве, никто не может повторить его путь, потому что у него своя научная биография. Слишком много индивид факторов и получает индивидуализированный результат. Потому есть школа такого-то, метод такого-то.), сложный субъект, контекст. Главный принцип- понимание (понимание избирательно, в зависимости от него может меняться предмет. Сначала мы поверхностно видим предмет, потом поняли его и увидели его совсем по-другому. Мы понимаем как меняется суть в зависимости от разных понимающих. Понимание меняет предмет в зависимости от понимания.).
Естественно- научное знание. Генерализация (Закон стремится к обобщению. При определенных условиях всегда будет действовать та или иная сила, какой-нибудь закон Бойля Мариота, независимо от исследователя, объективное состояние среды), простой субъект, мир как текст. Главный принцип- объяснение, закон объясняет мир.
Объяснение бывает:
- структурное
- функциональное
- причинное.
Понимание – центр философск категория герменевтики (искво толкования). 1. Поиск и выявление. 2. Приписывание смысла. Результат диалога истолкователя и автора текста, в результате кот толкуется текст. Процесс интерпретации два аспекта: грамматический (слова и предложения), психологический (скрытых мотивов автора). Шлейермаер – чтобы понять текст, нужно устранить историческую дистанцию между собой и автором текста. Неокантианство – понимание – противоположн объяснению способ познания культурно-историч реальности. Хайдегер – фундаментальн способ чловеч бытия, категория онтологич. Постиж смысла бытия, выраж в языке. Не только метод гуманит наук, но и способ освоения чел культурно-историч традиции, форма бытия, философствования.
Объяснение –
1. Функция научн познания, раскрытие сущности изуч объекта путем выявл законов, кот подчиняется данный объект.
2. В герменевтике Дильтея – метод познания, противоположн пониманию. Унификация, подведение индивид под общее. Рикер – современная герменевтика – герменевтич арка – сочетание двух направлений интерпретации: 1. От понимания к объяснению (понимание-субъект догадка, предвосхищ смысла, объяснение – подтвержд этой гипотезы); 2. От объяснения к пониманию – объясн – анализ текста, позвол вскрыть действит смысловую структуру текста, понимание – постижение предметного смысла текста.
Принципы гуманитарного познания:
· Историзм (всегда в прогрессе),
· самоорганизация (на опред уровне сложности происходит перегруппировка компонентов происходит), энерджентность (несводимость свойства субъекта к сумме компонентов),
· аксиологичность (вопрос о ценностях),
· субъективизм .
В этом смысле гуманитарное знание системно, идеологично, процедурно.
Есть научное - Субъект может быть условным, универсальным, индуктивным и редукционистским. У историков проблема источников важна. Примеры из филологии: "Женись на девушке с твердой походкой и ясной речью".