Неклассическая теория познания (нтп)

Формируется в последние десятилетия ХХ в. но некие предпосылки складываются уже в конце века 19.

С чем связано формирование НТП?

1) С новым пониманием самого познания и знания

2) С развитием наук о культуре и о человеке

В науке и особенно в экспериментальном естествознании происходят важные изменения.

· Экспериментальное естествознание, бывшее образцом познания, меняется.

Одно из свойств – воспроизводимость эксперимента. Эксперимент, поставленный каким-то ученым в какой-то лаборатории, может быть воспроизведен другим. Это долго работало. Но в середине ХХ века возникает «феномен большой науки». Большая наука организованна иначе. Это наука, которая делается не учеными-одиночками, пусть гениальными, но большими коллективами исследователей с использованием сложнейшего оборудования. Огромные научные центры, гигантские ускорители, мощнейшие телескопы и т.д. В силу этого исследование, проведенное в одной лаборатории, далеко не всегда может быть проверено в другой. В этой ситуации образ познающего субъекта, который, сомневаясь, может все проверить сам, уже не слишком уместен.

· Сама наука становится объектом пристального исследования. Оказывается, в поведении ученых играют социальные и психологические факторы. Это показано в работах Томаса Куна, например теория позволяет обнаруживать новые факты, но вдруг появляется факт, ей противоречащий. В этом случае она может считаться опровергнутой и быть заменена новой. Кун показал, что такая схема далеко не всегда работает в науке. Ученые не всегда спешат отбрасывать теорию, если она не решает какую-то головоломку, они пытаются разными способами объяснить противоречия между теорией и фактами и этот процесс м.б. очень длительным, долгим. Если же кто-то формулирует новую теорию, ученые встают перед выбором, на чью сторону встать. Отметим, что новая теория может объяснять какие-то факты, которые не могла предыдущая, но молчать по поводу фактов, которые первая теория обосновывала. Кун говорит, что объективных причин для предпочтения одной парадигмы другой нет. У старой парадигмы остаются сторонники, и теория умирает лишь со смертью последнего из них.

· Изменение отношение социума научно-техническому прогрессу. Во второй половине ХХ его негативные последствия становятся очевидны. Экология и т.п.

· Развитие гуманитарного знания. Активно развивается герменевтика, которая настаивает на том, что у гуманитарного познания есть свои собственные методы и своя ценностная ориентация. Не объяснение, но понимание. Гуманитарные науки больше не рассматриваются как ущербные. В гуманитарном знании по-другому соотносятся теория и факты, иные критерии истины, но оно не менее совершенно.

· Реабилитация обыденного знания и здравого смысла. Сегодня существуют более-менее обоснованные подходы, согласно которым психологические знания не являются результатом только деятельности ученых-психологов. И изучение обыденного знания способно дать нам представление о том, что такое…

Характеристики НТП:

Признание плюрализма видов знаний вместо наукоцентризма

Наука является важнейшим способом познания реальности, но не единственным. Наука принципиально не может вытеснить обыденное знание

Строгое экспериментальное естествознание перестает быть идеалом познания

Утверждается многообразие методов, которые одинаково интересны для теории познания, она должна их изучать

Внимание к эмпирическому субъекту вместо чистоты познающего субъекта

С более не рассматривается как ни от чего не зависящий, вне своих социальных связей. Утверждается, что познающий С изначально включен в систему отношений с другими субъектами. Человек, существующий в определенное время, в определенном социуме, в определенной культуре, имеющий биографию. Субъект вступает в коммуникацию с другими людьми, вне нее его даже бывает трудно понять.

Пост-критицизм.

Это не отказ от философского критицизма вообще, но признание того факта, что познание не может начинаться с нуля, с недоверия ко всем традициям, как это было у Декарта. Индивид всегда включен в одну из традиций. Конечно, он может перейти в другую или заложить новую, но в какую-то он всегда включен. См. Гадамер «истина и метод» - мы считали, что познающий С ни от кого и ни от чего не зависит, а на самом деле включенность человека в ту или иную традицию является необходимым компонентом его творческой деятельности.

Всякая критика предполагает определенную точку опоры.

Наши рекомендации