Научное и вненаучное знание. Знание и вера.

Знание- кодифицированная, и благодаря этому, идентифицируемая информация любого рода. Это результат познавательного процесса. В широком смысле – вся информация, получаемая о предмете познания.

Научное знание- знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (абстрагирование, анализ, синтез, вывод, доказательство, идеализация, систематическое наблюдение, эксперимент, классификация, интерпретация, сформировавшийся в той или иной науке или области исследования ее особый язык и т. д.).

Важнейшие виды и единицы научного знания: теории, дисциплины, области исследования (в том числе проблемные и междисциплинарные), области наук (физические, математические, исторические и т. д.), типы наук (логико-математические, естественно-научные, технико-технологические (инженерные), социальные, гуманитарные).

Вненаучные формы знания – исторически сложившиеся и социально закреплённые формы дискурсной информации, не отвечающие критериям научности, но имеющие не менее важное, чем научное знание, практическое значение для адаптивного существования как отдельного человека, так и общества в целом.

Формы вненаучного знания:

§ обыденное знание;

§ искусство;

§ мифология;

§ религия;

§ философия;

§ идеология.

Главное отличие- репрезентируют не предметно-когнитивную, а ценностную сферу сознания. Есть такие аспекты человеческого опыта, которые необходимы для воспроизводства и развития социальной жизни, но которые не может выразить наука. Их выражают вненаучные знания, и они имеют со­циокультурную ценность.

Хз, сюда это или нет:

Теория познания- Как особый раздел Ф возникает не сразу.

• античная традиция определяла знание по сравнению с мнением. Мнение – строится на чувстве, касается единичных предметов, изменчиво и относительно. Знание – рационально, всеобъемлюще и неизменно. Знание трактуется как истина.

• средневековая философия – сравнение знания и веры. Вера не требует доказательств.

• Новое время –

• Окончательно оформляется в Европе в 17 в. Бэкон, Декарт - знание отождествляется научному знанию –Классическая теория познания.

Что происходит в это время в европейской культуре? 2 процесса:

1. Становление классической науки, прежде всего – точного естествознания

2. Секуляризация общественной жизни, освобождение от диктата церкви, обмирщение

Наука приобретает особую ценность. При этом осознается не просто ценность науки самой по себе, но осознаются колоссальные возможности применения научных знаний. «Новая Атлантида» Бэкона. Человек начинает трактоваться как автономный, свободный субъект деятельности. Потребность субъекта в Боге как источнике познавательной активности становится иной по сравнению с человеком средневековья. Религиозные знания, основанные на священном писании и мнениях религиозных авторитетов, отделяются от научного знания.

Эта теория господствовала до последних десятилетий ХХ века

Основные черты классической теории познания (ктп):

Наукоцентризм

Ктп выступала как средство легитимации науки. Философы стремились не просто оправдать допустимость науки в обществе, но показать ее необходимость. Отсюда стремление придать научному познанию самый высокий статус.

Выстраивалась некая иерархия видов знаний, в которой наиболее высокое положение занимало точное естественнонаучное знание. Математика, физика мыслятся как высший тип знания. А все иные оцениваются в сопоставлении с ними, оценивается, насколько они приближены либо удалены от тех способов описания, которые приняты в математике и физике. Все прочие виды знаний занимают более низкие позиции.

Получается, что обыденное знание не заслуживает сколько-нибудь серьезного внимания.

Гуманитарные науки мыслятся как менее совершенные. Их развитие связывается с применением точных методов, с математизацией, ее возможностью, с возможностью применения эмпирических исследований.

Чистота познающего субъекта

Кто такой субъект? Тот , кто познает. С не рассматривается как конкретный человек, обладающий субъективностью - пристрастиями, привычками, вкусами или иными особенностями. Чистый - значит, не эмпирический. Познающий С - носитель определенной способности – воспринимать мир и мыслить. У него нет желаний, кроме желания познавать мир, знать. Все то, что характеризует индивида как отличающего от других индивидов затемняет разум. Чтобы стать познающим С необходимо избавиться от страстей. Чистый субъект не имеет биографии, не принадлежит ни к какому поколению, ни к какому народу, культуре, он не должен вовлекаться в социальные взаимодействия с иными людьми. Образ ученого, посвятившего жизнь поиску истины. Формируется образ науки, как сферы деятельности, где истина является главной целью и ценностью.

3 правила Декарта:

1. Никогда не занимать гос должностей

2. Никогда не входить в разногласия с церковью

3. Никогда не жениться – даже прекраснейшая женщина не сравнится с истиной.

Критицизм

Недоверие к традиции, к тому, что навязывается познающему С его окружением, очень критичное отношение к авторитетам

Надо знать книги предшественников, считал Декарт, но в них содержатся пятна заблуждений, которые могут приставать даже к самому внимательному читателю – авторитеты – всего лишь люди, которые могут добросовестно заблуждаться или намеренно вводить в заблуждения, преувеличивать значение тех или иных фактов, открытий и т.д.

Декартов идеал совершенного знания исключает апелляцию к авторитетам - «нельзя определять истину подсчетом голосов».

2 основных метода – интуиция и дедукция

Мы увлеклись Декартом, однако критицизм был свойственен Ф изначально. Ф – способ самоопределения свободной личности, которая, прежде всего, полагается на собственный разум, собственные силы в поисках истины.

Кроме того критицизм означал, что теория познания является и критикой того, что считается познанием в обыденном здравом смысле. Нужно критично относиться к полученным наукой данным и всем философским системам, существовавшим прежде и существующим сейчас. Встает проблема отделения знания от мнения, истины от заблуждения, познания сущности от познания явления.

Фундаментализм

Основания, которые не вызывают никаких сомнений, т.е. знание должно покоиться на каком-то очень прочном фундаменте.

1. Знание должно опираться на опыт

2. Знание должно соответствовать законам мышления, законам логики ( три закона Аристотеля – закон тождества, закон запрещения противоречия, закон исключенного третьего).

Закон тождества. А=а. применительно к нашему мышлению, тому, как мы употребляем понятия в одном и том же значении в своем рассуждении. Не используй один и тот же термин в разных смыслах

Закон запрещения противоречия. Нельзя одновременно что-то утверждать и отрицать

Закон исключенного третьего. Или ты утверждаешь наличие определенного свойства у предмета или отрицаешь, третьего не дано.

3. Новое знание не должно противоречить уже обоснованным положениям (что не исключает критичности). Новое знание должно вписываться в уже существующие.

Идеал познания

- стремление к истины

- поиск надежных оснований знания

- стремление исключить из знания наш субъективный опыт и т.д.

Наши рекомендации