Проблема рациональности. Типы научной рациональности.
Научная рациональность
1) в шир смысле - стиль мышления,
2) в узком - логико-методологические представления.
Рациональность (А. И. Ракитов) – система правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей (и ценностей).
Компоненты рациональности:
1) идеалы и нормы обоснования, объяснения и описания;
2) идеалы организации знания.
Основные требования научной рациональности:
1) ориентация на объективность, устранение из содержания знаний субъективного, эмоционального и ценностного моментов;
2) системность, придающая знанию выводной характер;
3) универсальность и независимость формулируемых наукой положений от конкретных обстоятельств;
4) доказательность любых выдвигаемых положений;
5) языковая определенность, четкость и однозначность терминологии;
6) методологическая определенность – использование только тех методов, приборов и других средств познания, которые считаются адекватными данной научной дисциплине;
7) организованный критицизм как стремление к проверке и установлению границ истинности любых выдвигаемых положений.
Конкретизация этих требований зависит от особенностей научных дисциплин. В связи с этим принято различать:
а) математический идеал научной рациональности с ориентацией на совершенство вывода из исходных постулатов;
б) естественнонаучный идеал научной рациональности с акцентом на экспериментальной проверке выдвигаемых положений;
в) социально-гуманитарный идеал научной рациональности, допускающий возможность соотнесения результатов познания с фундаментальными для данного общества ценностями.
Виды рациональности (В.С. Шевырев):
1) Закрытая (с одной научной картиной мира, школа) – реализуется в режиме заданных целеориентиров, но не является универсальной. То что представляется рациональным в закрытой рациональности, перестаёт быть таковым в открытой рациональности. Ех: решение производственных проблем не всегда рационально в контексте экологических.
2) открытая (рациональная постановка цели, выход за пределы устоявшегося) –предполагает внимательное и уважительное отношение к альтернативным картинам мира, возника
Непонятно, почему ставится каждая новая цель и признается рациональной → обращение к культуре (Кун, Лакатос; Пуанкаре – принцип конвенционализма). У Куна – мистический скачок. Шевырев – связь типов рациональности с рассудочным мышлением (со строгими правилами, по заданной схеме) и разумным (регулируется идеями, то есть менее жестко).
Рассудочная рациональность лежит в основе западной цивилизации (цивилизация – схема, культура – другое, она может выйти за пределы существующего). На рассудочной рациональности основана жизнь общества: каждого человека можно и нужно научить профессии, определенным навыкам. Нет рациональных цивилизаций без религиозной основы; религия – первооснова познания.
Типы научной рациональности (Стёпин):
1. Классическая (XVII – XIX) - концентрация на объекте исследования и исключение всего, что относится к субъекту и его действиям, познавательным средствам (табула раса), цель – получить объективное знание. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.
2. Неклассическая(XX)- учитывает связи между знаниями об объекте и средствами получения знания (т.е. учитывает роль прибора в формировании изучаемых ссвойств объекта). Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
3. Постнеклассическая (современная)- учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
+ возникает новый тип о исследования – междисциплинарные исследования, мультидисциплинарные.
Между ними как этапами развития науки существуют своеобразные «перекрытия», причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость лишь к определенным типам проблем и задач.
Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.