Наука как коммуникативная деятельность. Теория «коммуникативного действия» Ю.Хабермаса.

коммуникация –тип взаимодействия, предполагающий информационный обмен.

- выделяют следующие процедуры коммуникации:

1. репрезентация – необходимость наличия посредника

2. интерпретация – понимание смысла передаваемого текста

3.конвенция – соглашение об использовании кода сообщения

- передаваемая информация должна быть значимой, новой, понятной.

- коммуникация несводима к информированию, но предполагает наличие некоторого интеркультурного опыта как предпосылки взаимопонимания сторон коммуникативного процесса.

- содержание коммуникативного процесса – действия по построению текста сообщения и его реконструкции со стороны приемников коммуникации. Выделяют публичную, массовую, научную и т.д. коммуникацию.

Деятельность коммуникативная- лат. communicatio — связь, сообщение] — деятельность, предметом которой является другой человек — партнер по общению. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, т.к. человек своеобразно проявляется в каждой из них. Но Д. к. играет в этом отношении особую роль, т.к. она направлена непосредственно на другого человека как на свой предмет, и будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.

Коммуникационный аспект науки: целостная система различных межличностных, массовых формальных и неформальных, устных и письменных связей и отношений. Коммуникации предстают как феномен, чутко улавливающий и фиксирующий изменения ценностных ориентаций научных сообществ, смену парадигм, исследовательских программ, а также как система, отражающая изменения в социально-исторических отношениях и культуре в целом. Именно в процессе профессионального общения происходит социализация ученого, т.е. становление его как субъекта научной деятельности, усвоение им не только специальной информации, но самого способа видения (парадигмы), традиций и системы предпосылочного философско-мировоззренческого знания. Одновременно в процессе общения происходит и стратификация научного сообщества, что в конечном счете определяет преобладание тех или иных концепций, подходов и направлений исследования. Особенность коммуникационного действия в науке состоит в том, что оно прежде всего ориентировано на нахождение взаимопонимания между учеными и лишь затем на получение результата – знания.

- выделяют трансляцию знания из поколение в поколение и непосредственное общение между учеными.

- Функции общения:

а) оформление знания в виде текста (формальная коммуникация);

б) применение принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов, формализаций;

в) передача системы мировоззренческих, методологических и иных нормативов и принципов;

г) передача способа видения, парадигмы, научной традиции, неявного знания;

д) реализация диалогической формы развития знания и применение соответственно таких «коммуникативных форм» знания и познания, как аргументация, обоснование, объяснение, опровержение и т.д. Кроме того, надо учитывать этику, поскольку именно этические нормы организуют общение ученых.

Юрген Хабермас (р. 1929): “ТЕОРИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ”

Рассматривает коммуникацию в понятиях коммуникативного действия, которое упорядочивается обязательными нормами. Он выделяет:

· инструментальное действие (ориентировано на успех)

· коммуникативное действие (ориентировано на взаимопонимание).

Соответственно выделяет два типа рациональности: инструментальную и коммуникативную.

Главная задача социологии Хабермаса – критика современного устройства общества; главное понятие – жизненный мир, описание его эволюции; влияние Вебера.

Идеальные типы социального действия (связаны с типологией рациональности):

1) стратегическое (управляется эгоистическими целями, рациональность проявляется в выборе наиболее эффективных средств, другие люди как средство или препятствие);

2) нормативное (достижение взаимовыгодного результата, связано с подчинением социальным нормам);

3) драматургическое (цель – самопрезентация, создание имиджа, не обозначает подчинения социальным нормам, рациональность как в стратегическом действии, но эффективность – не затраченное, а насколько поверили в имидж);

4) коммуникативное (совместные действия людей для достижения согласия, а не конкретных целей, как в предыдущих типах, которые Хабермас обозначает в целом как инструментальное действие), это идеальная плохо реализуемая модель; главные понятия – консенсус и взаимодействие. Спор с Марксом по поводу капитализма: почему он все-таки выжил?. Родство, статус семьи, политическое положение влияют наряду с экономикой, постепенно растет индивидуализм. 3 типа кризиса капитализма: экономический → кризис легитимности (когда государство не может справиться с проблемами) → мотивационный кризис. В действительности коммуникация искажена, т.к. общество не идет к идеалу, а просто экономическое принуждение меняется на духовное (манипулирование на уровне сознания); недоразвитость гражданского общества, которое можно было бы противопоставить государству.

Хабермас указывает на ряд рациональных предпосылок интерпретации:

1. В тексте имеют значение определенные ценности, нормы и основания, которые делают высказывания автора рациональными

2. Интерпретатору не удасться понять текст, если он не считает эти основания рациональными

3. Основания должны быть разумны.

По мнению Хабермаса такая коммуникативная рациональность лежит в основе современного гражданского общества.

Наши рекомендации