Сциентизм – абсолютизирует значение науки.
Культ науки и провозглашение ее как наивысшей ценности развития человеческой цивилизации привел к утверждению в XX в. сциентистского мировоззрения.
1) Наука - культурно-мировоззренческий образец и рассматривался сторонниками этого мировоззрения как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки».
2) Управление государством, стандарты образования и другие социальные сферы ориентируются на научную методологию.
3) Общественный прогресс отождествляется с НТП
4) Наука – это прежде всего естествознание. Позитивизм предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, точное математизированное естествознание и распространял критерии научности на все виды человеческих взаимоотношений с миром, на все типы знания и человеческое общение. В связи с этим, области знания, не подпадающие под стандарты естествознания, подвергаются жесткой дискредитации. Поставленная позитивизмом проблема демаркации, предполагающая поиск твердых критериев отличия науки от ненаучного знания зафиксировала уничижительное сциентистское отношение к псевдонауке.
Основные представители:
· - Марбургская школа неокантианства (Коген, Наторп, Кассирер): философия должна быть наукой и строиться по образцу науки.
· - Феноменология Гуссерля: хотел возродить философию как строгую науку и найти основания остальных наук.
· - Позитивизм (Конт): после религиозной и философской стадии развития человеческого духа наступает научная стадия.
· - Прагматизм (Пирс, Дьюи, Джемс): философия должна быть практичной и помогать человеку во всех жизненных ситуациях.
· - Аналитическая философия: Л. Витгенштейн (ученик Б.Рассела): в качестве эталона науки выступает формальная логика, задающая общие критерии научности, эмпирическое знание дано человеку в чувственном восприятии и обеспечивает абсолютно достоверное познание, а теоретическое познание сводится к эмпирическому; любое высказывание можно свести к атомарным предложениям. Пришли к принципу верифицируемости. Р. Карнап: есть осмысленные высказывания (теоретическая часть науки) и общие (философские).
· - Критический рационализм: принцип фальсифицируемости К. Поппера (теория научна, только если потенциально может быть опровергнута).
· - Структурализм: окружающий мир как совокупность зашифрованных истин, задача – найти языковые структуры, лежащие в основе всего.
+ Социологический сциентизм– зарождение идей относят к эпохе просвещения. В работах философов этого времени (Тюрго, Д Аламбер) ведущая роль в общественном прогрессе отводится не только прогрессу чел-го разума, но и предпринимаются попытки связывать стадии развития чел-го разума с определенными состояниями общественного развития. В основе доктрины социологического сциентизма лежат три постулата:
1) понятие НТП как единственного определяющего фактора социального прогресса и социальной эволюции. Научный прогресс рассматривается в качестве своего рода независимой переменной к которой сам социальный прогресс выступает как зависимая переменная.
2) прогресс самого научного знания определяется в своем развитии исключительно внутренними законами, действующими независимо от каких-либо социальных и культурных условий – постулат автономии;
3) допущение возможности построения объективной научной и в то же время идеологически совершенно нейтральной социальной теории, которая может служить основой преобразования общественной жизни. Причем основания для научности такой теории усматриваются в использовании методов естественных наук, по аналогии с ними.
Огюст Конт – закон трех стадий развития чел-го мышл-ия. Чел. разум в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную или научную. На теологической стадии он объясняет мир с помощью духов, на метафизической – с пом. скрытых сущностей, на научной – переходит к позитивному научному объяснению мира, т.е. опирается на законы, которые базируются на результатах наблюдения и эксперимента.
К.Поппер – в работе “Концепция третьего мира” он выдвигает идею зн-ия, сущ-го в третьем мире. Сущ-ет три мира: мир физических сост-ий (то, что изучает физика) и мир психических сост-ий (чувства, эмоции, желания). Эти два вида миров взаимодействуя в нашей жизнедеятельности порождают третьий мир – мир зн-ия самого по себе, который сущ-ет независимо ни от физического, ни от психического мира, он объективен и автономен в своем сущ-ии и развитии. В этом смысле научное зн-ие, возникнув, закрепляясь и оформляясь в языке, приобретает автономное сущ-ие и автономную систему развития независимо от чел-ка. Например, нам надо сосчитать овец. Для этого мы изобретаем натуральный ряд чисел. Однако мы обнаруживаем в этом ряду четные и нечетные, простые и сложные виды чисел – этого мы создавать не собирались. По мысли Поппера, все научное зн-ие непреднамеренный продукт нашей деят-ти. Он считает, что прогресс чел-ой истории опред-ся научным прогрессом. Критика социологического сциентизма: 1. Наука возникает в определенном социальном окружении – против тезиса об автономии научного знания 2. НТП ставит множество проблем, в частности экологическую. Существует два взгляда на эту проблему: оптимистический (НТП порождает проблемы, но также и средства их разрешения – Тоффлер) и пессимистический (наука не в состоянии разрешить проблемы, возникшие в результате НТП – Римский клуб) – критика тезиса о независимой переменной .
Культурологический сциентизм– форм-ся в основном внутри позитивизма. Абсолютизация роли научного знания в человеческой культуре. Современная форма культурологического сциентизма – изоляционизм. Они не отрицают ни науки, ни других форм дух-го освоения действит-ти, но они говорят об автономном развитии науки независимо от влияния других форм дух. деят-ти.
Методологический сциентизм: за основу построения всех наук берутся развитые математизированные науки. Но:социальные науки не вписываются в этот идеал. Антисциентизм:не отрицает роли науки в человеческом обществе, но не рассматривает науку как основу мировоззренческой ориентации, предлагая заменить науку религией, искусством, философией. «Наука ориентирована на частные аспекты бытия, а не на бытие в целом. Наука не дает нам ценности. Наука не прозревает свободу в мире» Н. Бердяев. «Наука имеет огромное значение, но угрожает человеческому существованию» Хайдеггер.
Впрочем, среди самих философов не существует какой-то единой позиции по вопросу, должна ли быть философия научной, или это совершенно особая сфера духовной деятельности. Некоторые считают, что философия может и должна быть научной. Такая позиция называется сциентизмом в философии. Другие, наоборот, противопоставляют науку и философию. Это антисциентистская позиция.
Сциентизм проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия.
Этой позиции противостоит антисциентизм — социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира.
В общих чертах эти две ориентации сложились ещё в Античности. Представителем первой можно считать Аристотеля. Представителем противоположной ориентации является Платон.
Одним из ярких представителей сциентизма в философии являлся Огюст Конт. Он также говорил, что старая метафизика должна полностью исчезнуть, а её место занять позитивная философия, которая, отказавшись от исследования происхождения и назначения существующего мира и познания внутренних причин явлений, займётся изучением действительных законов явлений.
Научность философии провозглашал и диалектический материализм. Он стремился основываться на научных данных, утверждая, что категории диалектики отражают движение самого бытия, которое описывается конкретными науками.
Проект философии как строгой науки предложил Гуссерль. В соответствии с ним философия может и должна быть построена как строгая наука на основе феноменологии. Также как и наука, она исходит не из самой себя, а из вещей и проблем. Философия – наука об истинных началах, об истоках.
Яркими представителями антисциентизма в философии являются Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер, Сартр, Камю, Ясперс, баденская школа неокантианцев, многие постструктуралисты. Все они утверждают, что философия не сходна с наукой ни по методам, ни по предмету, ни по стилю.
Одновременно возник и антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки, характеризующийся весьма пессимистическим отношением к возможностям науки. Антисциентизм исходил из негативных последствий НТР и требовал ограничения экспансии науки, возврата к традиционным ценностям и способам деятельности – искусство, здравый смысл, религия. Обращает внимание на негативные процессы порожденные НТП и естественно-научных мировоззрением. Антисциентисты стремятся сделать акцент на вненаучных формах духовного освоения действит-ти – религии, искусстве, морали. Оба эти подхода сближает попытка придать достижениям науки статус существ, которые противостоят человеку и обладают внутренней силой и возможностями, от которых человек зависит.
Причины возникновения сциентизма:
1) Стимулом развития науки следует признать растущие потребности человека. Однако оценка новых знаний не может оставаться в узко-профессиональных рамках, без учета социальных последствий их использования. Пример, эксперименты на человеке (Бучилло, Исаев). Необходимо обратить внимание на нравственной, этической стороне такого рода исследования. Проблема этического нигилизма.
2) Растущее отчуждение и абсурдность жизни человека. Человек – винтик в огромном механизме.
3) Экологические проблемы
Антисциентизм неоднороден. Выделяют:
1) Умеренный антисциентизм – против крайностей сциентизма, абсолютизирующего роль науки и принижении других форм духовной деятельности (искусство, философия, религия, этика). Критика осуществляется с позиций гуманизма
2) Агрессивный антисциентизм – отрицает науку как таковую, противостоит прогрессу.
В целом – проблема антисциентизма и сциентизма отражает раскол современной культуры на научно-техническую и художественно-гуманитарную.
Основные представители:
· Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) – познание нельзя оторвать от культуры, наука не должна доминировать.
· «Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей) – абсолютизация интуитивного, внерационального.
· Экзистенциализм: Хайдеггер: наука выражает ограниченное знание по сравнению с философией. Экзистенциалист Серен Кьеркегор противопоставляет науку как неподлинную экзистенцию вере – как подлинной экзистенции и совершенно обесценивает науку.
· Персонализм: постижение иррационального.
· антисциентист Герберт Маркузе выразил свое негодование против сциентизма, сформулировав концепцию «одномерного человека», в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, свидетельствуют о ненормальности самого общества. Ситуация осложняется тем, что узкий специалист, который крайне перегружен, заорганизован и не принадлежит себе, - это не только представитель технических профессий, в подобном измерении может оказаться и гуманитарий.
· Известный ученый-логик Бертран Рассел в поздний период своей деятельности стал сторонником антисциентизма. Он видел основной порок цивилизации в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинно гуманистических ценностей и идеалов.
· Автор концепции личностного знания Майкл Полани подчеркивал, что современный сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых, неадекватных терминов.
Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчёркивая исключительную роль науки в обществе, жизни, марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с другими формами обществ, сознания и показывает сложный, многосторонний характер этой связи. С этой точки зрения, наука выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем – как один из главных источников и стимуляторов исторического прогресса самой культуры, материальной и духовной. Отсюда глубокая взаимосвязь науки с мировоззрением, огромное влияние, которое оказывают общественные науки на весь ход обществ, развития, на борьбу идей в современном мире. В марксистско-ленинской философии оценка социальной роли науки даётся в реальном контексте конкретных социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль научного знания в жизни общества.