Развитие науки в Новое время (17-18 вв.). Взаимоотношение философии и науки. Проблема метода. Проблема идеала знания.
Новое время- начинается с 17 века. Раньше было принято завершать в сер 19 столетия (революция 48 года). Сейчас касательно окончания нет единодушия. В общем сходятся, что это начало 20 века. Эпохи культурные не совпадают по хронологиии с эпохами историческими. Культурные эпохи начинаются раньше, а заканчиваются позже.
Новое время с т.з. культурной эпохи начинается в конце 16 века. Некоторые считают, что и раньше. Историки называют это ранним новым временем. Заканчивается новое время в 19 веке. Конечно инерция философии нового времени длится по разному в разных странах, поэтому точного времени назвать нельзя.
Всякое явление имеет свои предпосылки:
1) великие географические открытия(начались в 15 столетии). Открытие пути в Индию вокруг Африки, открытие и исследование Америки, открытие нового света. Значение- расширило культурный кругозор европейцев и дало толчок к развитию социальных и гуманитарных наук. Европейцы познакомились с жизнью т.н. "дикарей".
2) научная революция, которая развертывается с конца 16 века и бурно идет в 17 веке. Это была революция в трех главных отраслях: астрономия, математика и физика. Философия Нового времени вся занята наукой.
3) религиозный переворот. Глобальное религиозное движение началось В 15 веке длился весь 16 век. В Европе развертывается реформация. Не было бы реформации, не было бы и философии Нового времени. Реформация в трех основных отношениях сказалась на философии:
- борьба между религиозными конфессиями сильно развила философию, открылся простор для поисков тех вопросов, где была утрачена ясность в откровениях. Потребовалось обращение к философии.
- началось религиозное разномыслие, которое пришло на смену относительному единомыслию.
- возникла новая духовная ситуация- конфликт между католицизмом и протестантизмом вызвал контрреформацию, которая предопределила духовный климат, в котором жили философы.
Характерные черты философии нового времени:
механицизм- если рассматривать как методологию- это одна из разновидностей редукционизма (сведение сложного к простому). Механицизм предлагает сложное сводить к простому, т.е. к механическому. Основывается на механическом мироосмыслении. Для средних веков- мир не механизм, он сотворен Богом. Для Ренессанса (к 15, 16 в)- органицизм, органистическое видение мира- осмысление мира как организма, а человек становится частью этого организма. Он был достаточно наивен и упрощен. В НВ органицизм был полностью отброшен как неадекватный науке. Мир- механизм, всё есть машина, а не некое живое целое. Эта машина состоит из других микромашин. Взаимодействие частей машин- таковы как в механизме. Они могут быть сведены, описаны только что открываемыми законами. Они взаимодействуют на основе новой физики. Механицизм это с одной стороны мировоззренческий принцип, с другой- методологический, познавательный. Общество, животные, люди, культура- все механизм. Все можно свести к механическим законам. Это была многообещающая методологическая установка.
рационализм- в широком смысле слова. Есть термин рационализм в узком смысле- гносеологический рационализм. Не надо путать. Не все в новое время были рационалистами в узком смысле. Но все разделяли рационализм в широком смысле.
Начнем с мира и Бога: мир- машина, но не просто машина, а машина разумно устроенная. В те времена безбожников не было. В том или ином виде все были убеждены, что мир сотворен Богом. Но отношения бога и мира стали осмысляться по-разному. До этого взаимоотношения мира с богом рассматривали теистически -теизм (установка, кот предлагает видеть в боге личные черты, он антропоморфен. Бог-отец, у него есть дети. Он может гневаться, покарать, и т.д.). В НВ с теистической установкой конкурирует и побеждает:
- Пантеизм (вездебожие, всебожие), корнями уходит в античность, рождение связано со стоиками. Бог царил в природе как ее закон. Философии неоплатонизма пантеизм тоже присущ. В средние века тоже была слабая пантеистическая тенденция. В Ренессансный период происходит возрождение пантеизма. ВНВ борьба церкви и гражданского общества не шла уже в жестких формах, сер 17 века. и поэтому появляются пантеистические доктрины. Философия Спинозы: считал, что бог и мир одно и тоже.
- гораздо большее значение для мировоззрения НВ имел не пантеизм, а Деизм. Деизм родился очень смешно. Как обидная кличка, которой женевские кальвинисты "прикрепили" антитринитариям(движение против троицы). Обидность- в созвучии со словом атеизм. К 18 веку это уже не обидное название. Деизм становится модной установкой. Ломоносов тоже был деистом. Теоретические основания деистического мировоззрения были заложены в
17 веке. Деизм- отрицание личностного бога. Деизм антипод теизму. Предельно рационалистическое понимание Бога. Бог- великий разум, Творец, но творец с большой буквы. Он сотворил мир, а возможно еще что-нибудь, но мы знаем только о мире. Он творит мир по своему образу и подобию. Как высший разум творит мир разумным. В этом суть рационализма этого времени. Бог как великий разум творит прекрасную, совершеннейшую машину, коей является наш мир. Бог- небесный Механик, небесный Часовщик. Мир, созданный богом получает от Бога некие правила. Дальше бог эти часы приводит в движение. Галилей исследовал движение маятника, затем голландский физик разработал конструкцию маятниковых часов. С этого момента маятниковые часы начали входить в быт. Дальше богу в дела мира вмешиваться не обязательно. Деисты не отрицали божественного всемогущества, но Богу не надо было вмешиваться просто, в этом нет нужды. Исаак Ньютон здесь был несколько старомоден- солнечная система неустойчива. Планеты бы разбежались, если бы кто-то не поддерживал устойчивость- Бог. Бог мудрейшее существо, он провидец. И общество тоже мыслилось как разумный механизм. А если общество не выглядело разумным- надо его переделать на разумных началах (т.е. естественно), чтобы соответствовали разумному построению мира. Новейшее время будет характеризовываться ниспровержением рационализма.