Поздняя античная наука – это наука римская.
В 1м веке возникает христианство, которое начинает оказывать все большее влияние на античный мир. Средиземноморье практически полностью подпадает под власть Рима. Рим превращается в центр античного мира.
В позднеантичный (римский) период исчезает фигура ученого – профессионала. Римские авторы – любители. Это люди увлеченные, преданные науке, но эти люди лишь совмещают научную деятельность со своей основной (военные и т.д.). Ученые –энциклопедисты, собирающие огромный объем сведений из самых разных областей. Но сведения эти поверхностны, часто плохо проверены.
· Марк Порций Катон Старший. Ум. В 149 г. до н.э.
Считается основоположником научной прозы на латинском языке. Писал наставления своему сыну. И т.о. составил целую энциклопедию. Там был трактат по с.х. – de agri cultura. Слово культура появляется впервые. Затем Цицерон стал использовать как метафору, «возделывание», противоположное дикому. Также были разделы посвященные медицине, истории, праву, ораторскому искусству, военному делу. Первая римская энциклопедия.
· Марк Теренций Варрон
Был претором. Командовал флотом, участвовал и в битвах. Стал организатором чуть ли не первой публичной библиотеки. Всего 600 книг.
Создал следующую энциклопедию, содержащую довольно разнородные произведения. «портреты» - биографии 700 знаменитых римлян, сатирические сочинения, «древности» - довольно бессистемные исторические сочинения, 4я часть – собственно энциклопедия.
Состояла из 9 книг. – грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка, медицина, архитектура. В средневековье этот перечень стал незыблемым каноном учености. (кроме 2х последних, вроде).
· Энциклопедист 5го века, Марциал Капелла. "о браке филологии и меркурия"- на их свадьбу приходит 7 свободных искусств и служанка их философия. 9 книг- 2 как вступление и 7 специализированных.
· А.М. Северий Боэций- с одной стороны принадлежит к античному миру, с другой уже открывает средневековье. Жил при дворе остгосткого императора Теодория. Родился за 5 лет до падения римской империи. Написал книгу "об утешении философией". Перевел много книг с греческого на латынь. Составил много наставлений по математике.
Прощаемся с античностью. Античность заложила основы современного облика науки. Однако были у античной науки и очевидные недостатки. Она была замкнута в себе, оторванной от жизни, элитарной. Как только пали элиннистические гос-ва исчез и профессиональный ученый т.к. не было более меценацства. Пришли ученые- любители. Античная наука в значительной степени была не эмпиричной, а опирающейся на людей. Наука в этом мире опиралась на отдельные научные центры и поэтому была очень уязвима.
Наука средневековой Европы и Востока
Хронология.
1. Раннее средневековье- конец 5го – сер. 11 в н.э.
2. Тёмные века – 6-9 век н.э.(до появления империи Карла Великого).
3. Зрелое. Сер. 11 – конец 15
4. Позднее. К.15 – 17 в. 16й, 17й называют еще раннее новое время.
Надо отметить что культурная эпоха появляется раньше исторической.
Х/ч: Наука в средние века весьма деградирует. Исчезает теоритизация, дифференциация наук, разделение философии и науки. Средневековая наука больше похожа на преднауку Древнего востока, хотя все же она не может считаться таковой. Тот багаж рационального знания который оставила античная наука является главным отличием от преднауки ибо было что развивать. Но способ обращения с этим знанием оч похож на преднауку древности.
Основные черты познания в средние века (Европа):
1) Универсализм – стремление познать и охватить весь мир в целом. В античности представление о единстве космоса и человека → знать можно только все и только тому, кто проник в суть божественного творения, иначе – ничего не знаешь. Отсюда - университет.
2) Символизм – всякая вещь воспринимается не сама по себе, а как символ, воплощение скрытой за ней фундаментальной сущности → надо познавать не вещь, а эту скрытую божественную сущность → теоретический, книжный характер познания.
3) Иерархизм – мир как иерархия символов.
4) Телеологизм – истолкование явлений действительности как существующих по «промыслу Божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей (философия истории Августина). Антропоцентризм и теоцентризм.
5) Созерцательность познания, т.к. ищут скрытые сущности и что-то вечное; бесплодное теоретизирование, невнимание к опытному знанию (например, в медицине).
6) Нет концепции объективных законов, не зависящих от Бога → невозможно естествознание.
7) Качественное, а не количественное знание, разделение сущности и существования, нет измерения.
Факторы повлиявшие на такой облик науки:
1. падение Римской Империи и, следовательно, упадок всех научных центров в Риме и романизированных областях.
2. чудовищная эпидемия чумы после нашествия варваров. Все культурные достижения античности были утеряны за несколько десятилетий.
Некая стабильность сохранилась в немногих сильных государствах- государство остготов(север Италии со столицей в Равенне) и испанское государство вестготов. В этих центрах сохранялась некая античная ученость.
В начале 6 века новой эры- появилось монашеское движение, орден бенедектинцев, которое занялось сбором разрозненных античных трудов. Бенедикт Нурсийский. Одна из основных задач- сохранение знаний и их распространение. Девиз: Ex scholis onmis salus- из школ все наше спасение. Далеко не все ордена занимались этим. Это именно черта бенедектинцев.
В восточной римской империи таких потрясений не было, но были свои проблемы- христианская религия- Рим был очень веротерпимым государством. Христианство же однако отказывалось внести к себе культ поклонения императору, это было обязательное условие для всех религий. Кроме того, первые христиане отказывались служить в армии из-за пацифизма. Христианская литература- апологетика- становится все более воинственной. Татьян говорит- все что там верно то не ново(ибо от иудеев), а то что они создали сами, то не верно. Цертулиан- сын божий умер и мы верим ибо нелепо, сын божий распят и мы верим ибо позорно. Тит Флавий Климент Аликсандрийский- христианская религия - это лучшая философия. Короче, в христианстве сформировалось негативное отношение к античному рациональному наследию. Когда христианство стало официальной религией- начались гонения на язычников. Указ Феодосия- закрытие языческих школ, разгром александрийского универа. Император Зенон закрывает школу перепатетиков. Юстиниан ликвидирует все языческие храмы и школы. Также были столкновения и в самом христинстве. Например, после никейского собора, где столкнулись сторонники Ария и священника Афанасия. Победила линия афанасия и ариане бежали на восток. Константинопольский патриарх Несторий- его учение было осуждено на каком то соборе и несториан стали преследовать. Многие несториане последовали за арианами и побежали на восток.