ПН возникает в Междуречье и Египте в конце 4го тысячелетия до н.э.

У ПН свои взлеты и падения. Она существует, пока существует соц система внутри которой она функционирует. Когда рушится эта система, то рушится и сама ПН.

Каковы ее перспективы? У нее было несколько направлений возможного развития:

1. Стать протонаукой, а затем и наукой. Протонаука – то, что развивается в науку. Таковой была преднаука Египта и Междуречья

2. Стать паранаукой («околонаукой»). Астрология, например.

3. Остаться преднаукой.

ПН Месопотамии и Др. Египта.

Существовал мощный госсектор (крупный вельможный сектор) и периодически возникали сильные государства.

Государство перераспределяло огромный объем материальных благ, производимых госсектором, и это было задачей чиновников. При этом необходимо поддерживать систему дамб, строить пруды с водой, поддерживать систему оросительных каналов. И все на государстве, всех корми, гоняй на работу.

1. Гуманитарно-социальные науки.

Месопотамия – двуязычное гос-во. Сначала там жили шумеры, которые и выдумали ПН, потом инициативу захватили аккадцы. Любой писец-чиновник должен был знать шумерский (на нем уже была наработанная литература). Следовательно, нужны были словари, учебники по грамматике, орфографии и т.д. => древняя филология. Существовала словесно-слоговая письменность.

Египет – иероглифы + скоропись.

В обиход входили все новые языки, возникали новые словари. Списки синонимов, спряжение глаголов и т.д.

Социальная наука была представлена лишь правоведением. Оно было развито в Месопотамии. Это вообще родина права. Законы Шульги 21в. На их основе были созданы своды других государств. Правотворчество – развитая отрасль интеллектуальной деятельности.

18 – Кодекс Хаммурапи. Авторство анонимное. Коллективное творчество безвестных писцов.

Эти кодексы не обладали ни полнотой, ни универсальностью. Никакого разделения по отраслям. Обычно акцент на практические проблемы, которые надо разрешить.

Есть право – должно быть и правоведение. Оно существовало в школах, например, э-дуба. Упор на практику.

Документооборот. Договор пишется на глиняной табличке, которую запечатывают в сырой глиняный конверт. Глина высыхала и добраться до документа, не уничтожив его, было невозможно.

В Египте такого правоведения как в Междуречье не было. Там правоведение было развито куда меньше.

Математика

Преднаучная математика – искусство начисления, математика потребителя. Большая часть сохранившихся документов – бухгалтерские отчеты.

Известны египетские источники II-го тысячелетия до н.э. математического содержания: папирус Ринда (1680 г. до н.э., Британский музей) и Московский папирус. Они содержат решение отдельных задач, встречающихся в практике, математические вычисления, вычисления площадей и объемов. В Московском папирусе дана формула для вычисления объема усеченной пирамиды. Площадь круга египтяне вычисляли, возводя в квадрат 8/9 диаметра, что дает для числа пи остаточно хорошее приближение – 3,16. Несмотря на существование всех предпосылок Нейгебауэр отмечает достаточно низкий уровень теоретической математики в древнем Египте. Это объясняется следующим: “Даже в наиболее развитых экономических структурах древности потребность в математике не выходила за пределы элементарной домашней арифметики, которую ни один математик не назовет математикой. Требования же к математике со стороны технических проблем таковы, что средств древней математики было недостаточно для каких бы то ни было практических приложений”.

Система исчисления – фундамент математики. В Египте – непозиционная система. В Месопотамии – сложнее, там использовалось 3 системы исчисления, непозиционная, позиционная. При этом пятеричная, десятеричная и еще шестидесятеричная.

Например

14 (единица означает 60, т.е. это 64)

Отголосками этой системы является практика деления окружности на 360’, деление часа на 60 мин и т.д.

Нуля ни египтяне ни шумеры и вавилоняне не знали.

Дроби.

У египтян – 1/n

Были особые дроби, половина, 2 трети, 3 четверти.

В месопотамии по-другому. Там существовало умножение делимого на обратную величину (т.е. 1 * ½, например).

Тоже 1/n, но n – шестидесятеричное число

Учили таблицы корней, обратных величин и т.д.

Часто занимались подгонкой решений, важен был практический результат.

И для египетской и для вавилонской математики характерно полное отсутствие теоретических изысканий методов счета. Нет попытки доказательства. Вавилонские таблички с задачами делятся на 2 группы: “задачники” и “решебники”. В последних из них решение задачи иногда завершается фразой: “такова процедура”. Классификация задач по типам была той высшей ступенью развития обобщения, до которой сумела подняться мысль математиков Древнего Востока. Видимо, правила находились эмпирическим путем, путем многократных проб и ошибок.

Геометрия

Не отвлеченная геометрия Евклида, все подчинено практике.

Необходимо было знать геометрические фигуры и способы их построения + уметь вычислять площади – т.е. все, что может пригодиться при строительстве.

Знали все основные фигуры.

Термины бытовые – не куб, а кирпич

Но, тем не менее, достаточно развитая система. Держали в голове огромные объемы информации.

Астрономия

Причины возникновения – необходимость разработки календаря, который нужен для отправления культа и выполнения гражданских дел. Не для крестьян, у них все ок.

Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне . Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений. Астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов. Египетская астрономическая терминология оставила следы в астрологии.

Календарь лунный.

Египет создал календарь , в котором 360 дней. Вначале прибавляли 5 дней. Его заимствовали греки, потом римляне, а потом все остальные.

У египтян – звездные часы. Они систематически наблюдали за небом, знали о созвездия, у них они были иные. В зависимости от видимых созвездий и их расположения определяли время года.

В сутках насчитывали 24 часа, 12 ночных, 10 дневных и 2 сумеречных.

Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет.

Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер. В Вавилоне ни одному наблюдателю не пришла в голову мысль: “А соответствует ли видимое движение светил их действительному движению и расположению?”. Однако среди астрономов, работавших уже в эллинистическое время, был известен Селевк Халдеянин, который, в частности, отстаивал гелиоцентрическую модель мира Аристарха Самосского.

В Месопотамии снова все сложней. Кроме того, любили искать предзнаменования. Небесные явления должны влиять на жизнь.

Вавилонская астрономия оказалась очень влиятельной и востребованной.

При дворах Ассирийских царей даже вводят штатную должность астролога. Античная математика в свое время (в период позднего эллинизма) также подвергнется влиянию вавилонской астрологии.

Лунный год положен в основу календаря. Четко привязан к фазам луны. В лунном году в месяце 29/30 дней, прибавляли 13й месяц.

Возникла необходимость соотнести лунный календарь с солнечным.

Огромное количество наблюдений, как у египтян, так и у вавилонян. Они сумели установить определенные закономерности (появление лунных и солнечных затмений, разные типы звезд, парад звезд и т.д.), не вдаваясь в суть дела.

ПН Древней Индии

2 цивилизации:

1) Индская цивилизация или Хараппская - возникла в 23 до н.э., гибнет к 18 - письменных памятников очень мало, сложно судить о знаниях, которыми они располагали.

2) Ведическая цивилизация- конец 2го тысячелетия. Арии. В основном – кочевники-скотоводы, переходившие к оседлости. Города, которые они создавали, не производили впечатления.

Преднаука возникает как ответ на задачу отправления культа.

Кастовое общество. Верхушка – брахманы. Затем воины, ремесленники и крестьяне.

Жрецы выполняли магические действия, все держалось на них, от их действий зависели важнейшие события. Сложнейшие обряды, которые могли продолжаться месяцами.

Брахманы, обеспечивая свою монополию, засекречивали знания. Ядром знаний были веды, которые передавали из уст в уста, от учителя к ученику. Не записывали, для того, чтобы не попали не в те руки.

Письменность все же была, вероятно – писали на пальмовых листьях, но они не хранились долго во влажном климате. Первые датированные надписи – 3й век до н.э. Скорее всего, объясняется отсутствием заинтересованности брахманов в распространении знаний.

Монополию обеспечили.

Перед брахманами встала задача воспроизведения знаний.

Брахманы разработали особую технику по заучиванию наизусть, сохранившуюся по сей день.

Не только хранили веды, но и создавали «литературу», которая дополняла веды (существовала в устном виде), толковала их, так и называли, «брахманы».

Создали особый жанр – сутры (букв – «нить»). Из сутр были созданы особые индийские преднауки, отрасли знаний – «веданги». Особые дисциплины. В классическом каноне их всего 6.

1 – Кальпа – обрядовая. Ее дополняли шульба-сутры (правила веревки) – это и есть древнеиндийская математика. Для богослужения нужно было приносить жертвы. На алтаре. Алтарь должен быть строго одной и той же площади. Иначе месяц заклинаний прошел зря. Появляется заинтересованность в геометрии. Форма алтаря может быть разной, но площадь обязана быть одной.

2- Джьотиша- астрономия. «Джьоти́ша-веда́нга»— древнеиндийский санскритский трактат по астрономии и астрологии, датируемый V — IV веками до н. э. Автором трактата принято считать древнеиндийского астронома и астролога Лагадху. В тексте трактата описываются правила расчёта движения Солнца и Луны для проведения ведийских жертвоприношений. Здесь рассматривается пятилетний календарный цикл («юга»), состоящий из 62 синодических и 67 сидерических месяцев, 1830 солнечных и 1835 сидерических суток, 1860 титх (1 титха = 1/30 синодического месяца), 1809 лунных накшатр (1 накшатра = 1/27 сидерического месяца) и 1768 лунных восходов. Указанные в «Джьотиша-веданге» длительности самого короткого и самого длинного дня в году относятся как 2 : 3, что примерно соответствует широте 35°.

Были и другие труды (пураны, сидханты и т.п.).

3- Шиша – фонетика.

4- Грамматика.

5- Этимология (изучает происхождение слов).

6- Метрика и стихосложение.

Трактат- «Аштадхьяи» («Восьмикнижие») лингвиста Панини[3].— кратко сформулированные 3959 сутр (правил), исчерпывающе описывающих фонетику, морфологию и синтаксис языка. При этом Панини использовал такие понятия, как фонема, морфема, корень, суффикс, части речи.

Наука в Древней Греции

Почему наука возникает в Древней Греции? – 2 подхода:

1 Подход - «Вульгарный социологизм» - объясняет всё благотворным влиянием демократии и свободного рынка.

2 Подход - Предпосылки возникновения науки:

1) Греция находилась рядом с цивилизациями, в которых была развита преднаука. В Египте и Междуречьи потребности в науке не было, им хватало преднауки. В этой ситуации преимущество Греции в её отсталости.

2) В Греции примерно с 8 в до н.э. происходил процесс колонизации. Возникает множество колоний. Колонизация запустила в Греции процесс революционной ломки общественных порядков. Развитие торговли, товарного производства (колонии нуждались во всем). Появляются деньги – первые – в конце 7го века. Экономические изменения повлекли за собой социальные. Традиционная структура власти, положение родовой аристократии и связанной с ней духовной культуры подорвано. 7 в – социальная революция. Тут-то, вероятно, и сложились предпосылки для возникновения нового культурного веяния – наукософии – науки и философии.

3) Однако сама по себе греческая наука далеко бы не пошла. Но на определенном этапе (в конце классического периода) к поддержке греческой науки подключаются правители, государство.

Особенности греческой науки:

1. На раннем этапе наука и философия слиты воедино. Чем дальше они будут развиваться, тем больше отдаляться. Сходиться и расходиться.

Единое рациональное знание – наукософия. Первые греческие ученые в то же время и философы. У науки и философии единые корни => преднаука и предфилософия

2. Рационализированная мифология. Труды Гесиода (поэма «Теогония»[4]) – собрал мифы с целью выяснить происхождение богов и героев. Под воздействием гесиодовской «Теогонии» в VI — V вв. до н. э. возникли новые теогонии, уже целиком бывшие продуктом индивидуального мифотворчества Таковы теогонии орфиков, Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, Акусилая[5]. Аристотель называет их «теологами», противопоставляя их «физикам» — творцам ранней греческой науки «о природе». Вклад «теологов» в развитие науки был минимальным, но всё это создало предпосылку философии - мифологическую предфилософию[6].

«Физики» также испытали большое влияние мифов о происхождении мира, но в отличие от «теологов» для Них был характерен отказ от мифологических образов и переход к чисто рациональным мотивировкам. Однако, преодолев внешний антропоморфизм и зооморфизм космогонических мифов, первые греческие ученые использовали ряд мотивов, встречавшихся в этих мифах, которые проявлялись в космологических концепциях мыслителей досократиков от Фалеса до Демокрита.

Эпическая поэзия (вроде Теогонии) способствовала разрушению религиозно-мифологического мировосприятия, с одной стороны, подвергая традиционные мифы рационалистической обработке, а с другой — эстетизируя их. И в том и в другом случае исчезало непосредственное отношение к мифу, как к живой реальности.

Периодизация Греческой науки:

1. Архаический (6 – нач. 5 вв до н.э.) становление наукософии. Н и Ф еще не разделены.

2. Классический (после греко-персидских войн). ~ 480-конец 4го века до н.э.) - происходит освобождение наукософии от мифологии. Вырабатывается и применяется рациональный язык, используются ранее найденные понятия. Находит свой собственный жанр, отказывается от эпико-поэтической формы – диалог (Платон), а затем трактат (Аристотель).

Затем Н и Ф разделяются. Разделение идет в 2х направлениях:

· Со стороны Ф происходит некоторое отторжение научной тематики. Сократ: зачем нам размышления о природе, что они дают нам как людям? Ставит этические вопросы – что такое добродетель, как ее достичь. Вопросы о природе его не интересуют.

· Выделение отдельных научных дисциплин – математики, логики, физики, астрономии, медицины.

Начало институционализации науки. Возникает ликей (Аристотель).

3. Эллинизм. Конец 4го (походы Александра) – конец 1го в. до н.э. до падения первых эллинистических гос-в) Вершина развития античной науки. На эти 3 столетия приходятся основные ее достижения и жизнь наиболее выдающихся ученых.

4. Позднеантичный. 1в н.э. – 529 г. (Юстиниан закрыл все языческие культы и школы).

Наукософия:

I. Милетская школа[7].

Фалес Милетский[8] (род. в конце 7го века)- В древности Фалесу приписывалось много открытий в области математики и астрономии, однако достоверность этих сведений неясна. Неоплатоник Прокл сообщает о впервые доказанных Фалесом геометрических теоремах (о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника, о том, что диаметр делит круг на две равные части и т. д.). Само знание имелось у вавилонян. А доказательство – определенная «блажь» Фалеса. Теорема могла бы с ним и умереть, будь он просто безвестным дядей, но он был в авторитете.

Основные положения космологической концепции Фалеса сводятся к двум пунктам: 1. Все произошло из воды: 2. Земля плавает на воде, подобно куску дерева. + всеобщая одушевлённость вещей.

Заслуга- меняется отношение к знанию. Оно рассматривается уже не как знание практическое, а как знание, существующее ради самого себя.

· Анаксимандр[9]- источник всего сущего - некое вечное и "беспредельное начало" (апейрон), которое, согласно позднейшим источникам, он называл «божественным», утверждая, что оно «всем управляет». Заслуга – деантропоморфизация и демифологизация картины мироздания.

· Анаксимен- первооснова всего сущего - беспредельный воздух. Вещи образуются из воздуха путем разрежения или сгущения, при этом разрежение сопровождается нагреванием, а сгущение — охлаждением. Воздух находится в непрерывном движении: если бы он был неподвижен, то он не мог бы видоизменяться и порождать многообразные вещи.

II. Пифагорейская школа.

· Пифагор. Родом с острова Самос. Родился в 572 году. Есть данные, что встречался с Фалесом. 22 года Жил в Египте, где учился, как-то, вероятно, попав в школу при храме. Когда Египет оказался в персидском плену, оказался в Вавилоне, где жил 15 лет. Т.о. 2 прародителя греческой наукософии «напитались» ближневосточными идеями.

В 513 г возвращается в Грецию. Обосновывает в Кротоне, где начинает свою «проповедническую деятельность» - основал пифагорейский союз – нечто вроде монашеского ордена, члены которого обязывались вести так называемый «пифагорейский образ жизни», включавший в себя наряду с целой системой аскетических предписаний и табу (ех: никакого мяса или бобов, ничего не поднимать с земли) также определенного рода научные занятия. Слишком много обрядовой мистики, символизма. Первоначально пифагоризм носил эзотерический характер. Позже были созданы филиалы в колониях. Между ними поддерживалась связь – обмен людьми и идеями. Вступавшие в союз отказывались от имущества, селились и жили вместе. 2 градации посвящения:

-низшая-акусматики

-высшая-математики

Философская и научная часть течения.

Пифагорейцы заимствованное с востока искусство купцов – вычисление - превращают в умозрительное, антологизируют его. Пытаются понять, что такое число.

Записывали числа точками, не имея другого инструментария. При помощи точечного изображения пришли к геометрической интерпретации числа. Мир слагался из геометрических форм. В основе мира – число, мир слагается из чисел. Пифагор: «всё - число». 10 – начало всего мира с т.з. пифагорейцев. Углы геометрических фигур пифагорейцы посвящали богам.

В основе чисел - абстрактные начала – предел и беспредельное. Гармонически сочетаясь, они дают вещь. Поэтому в основе каждой вещи лежит гармония, выразимая в числе. Итак, смысл положения «все есть число» состоял в убеждении, что в каждой вещи каким-то образом скрыты определенные числа или отношения чисел. Задача познания состоит в обнаружении этих отношений (подобно тому, как они были обнаружены в музыке). При этом речь шла в основном о числах, находившихся в пределах первой десятки. Некоторым из этих чисел приписывалась особо важная роль это были тройка (триада), четверка (тетрактида), семерка (гебдомада) и десятка (декада). Единица вообще не считалась числом: она была источником и первоосновой всех чисел и, следовательно, всех вещей. Фундаментальное значение пифагорейцы придавали различию между четными и нечетными числами.

Космос виделся ими как концентрическое вложение сфер друг в друга. Несколько сфер вращаются и издают звуки – по легенде по утрам можно услышать гармонию сфер

· Гиппас (предатель)- приписывается открытие соотношение между длиной струны и высотой звука, формой диска и звуком – в этом , по их мнению, и проявлялась гармония.

В конце 6 го века Малая Азия подпадает под власть персов. Значительная часть греческого населения бежит.

Особенности ранней наукософии:

· На протяжении раннего периода (с 6го века до н.э. на протяжении 100 лет, начиная с Фалеса) идет освобождение наукософии от мифологии, но она все еще от нее достаточно сильно зависит

· Выработка языка, формирование научных и философских понятий. На ранних этапах для этого используются бытовые понятия. Например «гюле» - досл. корень, древесина, он же – материя, то, из чего все растет, то, что может стать всем. Т.е. используют как метафору – по этой схеме сформировалось довольно много терминов

· Поиск адекватного жанра для выражения наукософского содержания. У греков уже развита литература – в частности, эпическая поэзия, которую и взяли за образец. Наукософы подражают Гомеру и Гесиоду, пишут поэмы «о природе» (заголовки не приняты). Спекулятивное рациональное объяснение природы – «натурфилософия». Не вполне корректный термин.

Основные проблемы:

1. Поиск первостихии. Фалес предложил воду, предлагался воздух (Анаксимен), Гераклит Эфесский выдвигал огонь, Ксенофан выступал за землю. Но предлагались и абстрактные первоначала, например, ученик Фалеса Анаксимандр придумал это первым – апейрон – беспредельное, ( от пейрос - предел).

2. 2я пол 6го века. Проблема изменчивости или неизменности мира. Идею изменчивости наиболее активно выражал Гераклит Эфесский (Малая Азия). Идея неизменности мира – сначала – Ксенофан, затем его ученик Парменид. Парменид полемизировал с Гераклитом, впервые использовал док-во от противного, доказывал, что не сущетсвует небытия, мир неизменен, статичен, вечен, всегда равен себе. Его ученик Зенон продолжил развивать эту мысль, придумал апории, чтобы доказать, что движение невозможно, невозможно и помыслить его.

3. Проблема движения. Что это, как его помыслить? Первый внятный ответ дал Аристотель.

4. Проблема небытия.

Классический период

Намечается разделение философии и науки. При этом крен в сторону этических и политических проблем (вследствие разочарования в демократии в результате Пелопонесской войны).

Первое теоретическое размежевание Н и Ф предложено Аристотелем, он выделял:

1я философия- существует из чистого любопытства, не имеют утилитарного смысла. В широком смысле слова все назывались философией. Это метафизика.

2я философия- Физика. Изучает чуственно-постигаемые причины и говорит лишь об одном типе бытия, в то время как 1я ф ставит более общие вопросы, имеет дело со всяким бытием как таковым. Задача первой философии шире, чем задача философии второй.

3 вида знания:

1. Теоретике – чистое знание.

2. Практике – науки, существующие ради морального совершенства – этика и политика.

3. Техне – искусство ради пользы. утилитарные науки.

Эллинизм

Эллинизм – взаимопроникновение др гр культуры и культуры востока, которое произошло в результате походов Македонского. Он сознательно пытался этого достичь, некоторые его преемники продолжили.

Эллинистический мир – мир крупных монархий, ранее существовал мир полисов, соседствующих с мощной Персией.

Социально-политический строй – союз центральной власти, опирающейся на бюрократию и крупные города, в которых сохранились остатки полисного самоуправления.

Первые эллинистические монархии оказались заражены некоторым духом просвещения. Традиции покровительства культуре восходит еще к ранним греческим тиранам. Впервые предметом покровительства стали не деятели художественной культуры, а именно ученые.

3 основных центра:

ü Александрия – покровитель – Птолемей - учреждает первый исследовательский центр по проекту Деметрия Фалерского. В крупных масштабах воспроизводит в Александрии то, что существовало в Афинах в ликее Аристотеля. На территории царского дворца строится библиотека и храм, посвященный 9 музам, + здание, где размещаются кабинеты ученых, аллеи для прогулок и скамеечки для бесед. Ученые там не только работали, но и питались, им платили жалованье. Мы видим первый научно-исследовательский институт. Во главе стоит эпистатос. Одновременно он выступает воспитателем царских детей – крайне высокий статус.

Библиотека периодически пополнялась. Изымались и переписывались рукописи с кораблей

Кроме дворцовой библиотеки построили поменьше, публичную, в храме Сераписа. Культ Сераписа – искусственный культ, насаждаемый Птолемеями. Вырос из культа Осириса

Процветали до середины 2го века до н.э. В 47 г. Цезарь нападает на Александрию. Библиотека горит. Тем не менее, Александрия - важнейший научный центр древнего мира. Филология, астрология, география и др.

ü Пергамское царство- построили вторую по величине библиотеку. По объему – примерно как в малой Александрийской. Основное направление исследований пергамцев – филология и лингвистика. Кратет из Малла (Кратет Малльский) был главой пергамской грамматической школы. Создал модель глобуса.

ü Родос – результат «клонирования» ликея Аристотеля. Создан одним из учеников Аристотеля – Евдемом. На Родосе работал крупнейший астроном античности Гефар и Посидоний Родосский

Менее значимые центры: Кос, Сиракузы, Рим, Афины.

Наши рекомендации