Философия эпохи Просвещения: педагогические концепции Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, теория естественного права и общественного договора (Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс).
Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) — французский писатель, один из крупнейших мыслителей XVIII в. Разработал стройную программу формирования личности, предусматривавшую естественное умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Его педагогические идеи пронизаны духом гуманизма. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, врагом догматики и схоластики. Выдвинув тезисы активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, настаивая на трудовом воспитании, Руссо указал путь совершенствования человеческой личности. Роман "Эмиль" отразил общие взгляды Руссо на мир. Он является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей. Важнейшие положения этой теории: человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии; естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди; свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают.
Джон Локк (1632 - 1704) - выдающийся английский философ-материалист и педагог. Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики. Педагогические идеи Дж. Локка: ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков; все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту; воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок; основная цель воспитания - счастье человека, опирающееся на добродетель. Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм, рационализм. Теория естественного права получила распространение в XVII XVIII вв.
Суть теории естественного права: право и закон не одно и то же; законы созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами; право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер; право совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость); фактически право и мораль едины; не всегда законы соответствуют естественному праву; права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. Достоинства теории: прогрессивность; признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости). Недостатки теории: прямое отождествление права и морали; противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей; преувеличение роли неписаного права; различное понимание людьми идей справедливости.
Теория общественного договора. Общественный договор — теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют. Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо являются самыми известными философами теории общественного договора. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что в ответ на принятие государством обязательств о защите прав граждан, последние обязаны содействовать общему благу, подчиняя свои интересы общим законам. Также он обосновал превосходство республиканского государственного устройства над монархическим, как обеспечивающего демократический механизм управления в государстве. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». В основе трактата «Об общественном договоре», как и всех произведений Руссо, лежит убеждение, что человек по своей природе хорош, а общество – это учреждение искусственное, неизбежно развращающее человека. Томас Гоббс — английский философ. Теория общественного договора, заключалась в гипотезе возникновения государства, как исполнителя общественного договора, призванного защитить людей в процессе агрессивной конкурентной борьбы. Государство, по мнению Гоббса, появляется на достаточно высокой ступени развития человеческого рода. Причиной его возникновения является осознание людьми того факта, что только наличие постоянно действующего института принуждения дает возможность прекратить войну всех против всех, обеспечить мирное существование различных индивидов и групп людей, движимых своими корыстными интересами. По Гоббсу, гражданское общество предполагает отказ человека от части своей свободы в пользу защищенности, которую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство. Гоббс выделял три типа правления: демократию, аристократию, монархию. Дж. Локк впервые выделил три важнейших права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность (не владение, но результат труда). Вместе с тем, Локк выделял в теории разделения властей две ветви: законодательную в лице народных избранников, и исполнительную в лице короля и судейского корпуса. В «Двух трактатах о государственном правлении»: - Общественная жизнь есть процесс развития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. - В основе индивидуальной свободы лежит собственность индивида. - Каждый человек является собственником своей жизни и средств своего жизнеобеспечения, в том числе своего труда, лишение его собственности – главное нарушение его прав и свободы. - Люди должны передавать власти не все свои права (как у Гоббса), а лишь часть их. При этом должно соблюдаться правило: чем больше собственности имеют люди, тем больше у них политических прав и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность. - Если власть не выполняет своих обязанностей перед гражданами, то она становится незаконной, что дает право гражданам на сопротивление, ограниченное разумными пределами, ведущее не к устранению власти вообще, а к установлению прочного политического баланса и улучшению функционирования власти.