Статус и функции философии в Средние века. Исторические этапы развития средневековай философии.
Основной характеристикой средневековой философия Западной Европы является связь христианства и философии. Средневековая философия была христианской по своим интенциям, и развивалась преимущественно клириками. Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику. Это не значит, однако, что в средние века мышление было догматически унифицированным. Наличие различных философских направлений, спор между ними, обсуждение их тезисов церковными авторитетами свидетельствуют, что мышление двигалось культурно заданными, но институционально независимыми путями. Главная проблема – проблема взаимоотношения веры и знания. Средневековая философия равна христианской философии. В зависимости от задач, стоящих перед философской мыслью, основных вопросов и вариантов ответа на них средневековую философию делят на два больших этапа: 1) патристика (около II в.—VIII. в.) и 2) схоластика (800—1450). Основные идеи средневековой философии: 1. Принцип абсолютной личности. Результат более глубокого, чем в античности, воспринимания субъекта. Теоцентризм - бог в центре. Смысл тиоцентризма как историческая форма выражения субъекта. Высшая цель в жизни – служение богу. 2. Принцип креоцеонизма – учение о сотворении мира богом из ничего. Максимально добродетелен лишь сам бог, отсюда следует проблема ответственности каждого за себя. 3. Герменевтика (символизм средневековья) – искусство толкования текста. Необходимо научиться видеть за символами их скрытое содержание. 5. Реализм и Номинализм (спор об универсальном). Реалисты утверждают, что всеобщее понятие реально существует, продолжают линию Платона (Фома Агинский). Номиналисты утверждают, что реально существуют только единичные вещи, а всеобщие понятия мыслятся, продолжают линию софистов. Для реалиста: существование есть проявление сущности. Они едины в боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности. Реалист всегда ищет и говорит о сущности. Номиналиста не интересует глубинный смысл. Его интересует процесс. 6. Идея личностного самоопределения.
9.Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм).
Проблема символов трактовалась по-разному. Средневековая символика началась с Библии Ветхого Завета.
Универсалий(понятие)
- номенализм (имя – единичное)
- реализм (общее)
- концептуализм
Номеналисты и реалисты спорили о том, является ли общее понятие вторичными, т.е продуктами деятельности человека или же они первичны, существуют самостоятельно и не зависят от реальных вещей.
Реализм: умеренный и крайний
Крайний реализм (сторонники Платона) – убеждают, что уневирсалии образуют самостоятельно идеальный особый мир, в отрыве от конкретного мира (Бога)
Умеренный реализм (сторонники Аристотеля) – универсалий существует до вещей, в вещах и после вещей Ф. Аквинский.
Номеналисты – представители Абер, Расцилин. Они считают, что универсалии первичны
Концептуализм – выступает против номенализма и реализма. Универсалии не обладают самостоятельной сущностью. Реально существуют лишь отдельные вещи, предметы. Однако универсалии получают известную реальность в сфере ума,
Философия Ф.Аквинского
Фома Аквинский (1225-1274) - средневековый католический теолог, монах-доминиканец, ученик Альберта Великого, в 1323 был причислен к лику святых. Объективно-идеалитстическа философия сложилась в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, приспособления аристотелизма к философскому вероучению. Обработка аристотелевской философии Аквиантом шла по линии выхолащивания ее материалистических идей и усилени идеалистических моментов.Значительное влияние на философию Аквианта оказало и учение неоплатонизма. Он признавал универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих вещах (как общее в единичном), и после вещей (в познающем их человеческом разуме).Основной принцип философии Аквинского - гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения против истин веры. Все существующее укладывается в созданный богом иерархический порядок. Его учение об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи.Основные сочинения: "Сумма против язычников" (1261-1264) , "Сумма теологии" (1265-1273).Томизм - ведущее направление в католической церкви, основанное Фомой Аквинским. Основная тенденция современного томизма - теологическая интерпретация новейшего естествознания, попытки "синтезировать" систему Фомы Аквинского с философскими идеями Канта, Гегеля и таких западных философов, как Гуссерель, Хайдеггер и др.