Проблема первоначала в философии досократиков
Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей Учения досократиков о первоначале обычно рассматривают как «наивный материализм»: подразумевается, что под водой, огнем и воздухом понимаются вещества, из которых происходит все существующее – т.е. являются первоосновой (первоначалом) из которой состоит мир, или архэ. Но, в то же время, досократики говорят о всеохватывающей душе, о том, что весь мир полон богов, что не согласуется с их «материалистическими» взглядами. Эту двойственность взглядов объясняют наивностью, тем, что досократики не смогли полностью отказаться от идеалистических взглядов на мир. Еще один подход связан с тем, что учения досократиков рассматриваются как «следы мысли», т.е. для того чтобы понять, что имеется в виду, нам нужно восстановить сам процесс мышления, продумать все заново, чтобы эти мысли стали частью нас самих. Иначе все, что было написано, является просто историческими фактами. Точно такой же подход использовал Гераклит, который специально облачал свои высказывания в форму афоризмов, чтобы изучающий их невольно восстанавливал ход мысли Гераклита.
Досократическая философия может быть разделена на натурфилософию (600-370 до н.э.), занимавшуюся объяснением природы, и софистику (450 - 350 до н. э.), подвергшую критике результаты поисков предшественников. Натурфилософы занимались поисками причин бытия всех вещей и исследованием причин становления и изменения мира. В результате ответа на первый вопрос ими был получен ряд абстракций (отвлечений), а именно физическая, отвечавшая на вопрос "из чего все состоит", математическая, отвечавшая на вопрос "как все соотносится", и метафизическая, отвечавшая на вопрос, "что есть сущее в своей основе". Милетская школа (V-VI вв. до н. э.), совершила первый шаг на пути выяснения того, из чего построен мир. Представители: Анасинандр, Анаксагор, Анаксимен. Фалес – основатель (ок. 624—545 до н. э.) полагал началом всего воду. Вода, как текущее сосредоточение материй, нечто постоянно изменяющееся. Его ученик – Анаксимандр изучал природу, занимался астрономическими исследованиями, в начале первоосновой лежит так называемый apeiron – нечто беспредельное. Части изменяются, целое остаётся неизменным, apeiron безграничен и не определён в пространстве и времени. Анаксагор: первооснова – семена. Анаксимен – ученик Анаксагора: из воздуха всё остальное; последний представитель школы, который стремился материалистически объяснить мир. Пифагорейцев (VI-IV вв. до н.) - этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором (ок. 580-500 до н. э.), — интересовал вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос, они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев сущность вещей в числе, пифагорейцы, таким образом, добились математической абстракции. Пифагор отвечает: начало всего – единица. Вводят понятия основных чисел (1,2,3,4…), 10 – идеальное число, которое имеет божественную сущность. Особенность: они пытаются постигать мир с количественной стороны. Гераклит - самый тёмный философ античности, считая, что миром правил Логос, как некая закономерность; всё в мире течёт и всё изменяется; всё состоит из противоположности. Первооснова мира – огонь, образ вечного движения и изменения. С одной стороны Гераклит подмечает важнейшие свойства мира, событий их взаимодействия, связанность, относительность, с другой стороны, он не анализирует мир через доказательства и понятия. Школа элеатов (VI-V вв. до н. э.) обсуждала проблему бытия самого по себе. Основатель этой школы Ксенофан из Колофона (ок. 580-490 до н. э.) утверждал, что Бог - это единое, неизменное и идентичное с миром сущее. Сущее не может изменяться. Ксенофон оказал влияние на Парменида из Элиа, основного представителя школы элеатов, одного из величайших философов западной традиции. Его главный тезис - бытие есть, небытия нет. Чувства обманывают нас: не существует становления и разрушения, не существует множества. Существует лишь то, что мыслимо. Парменид критикует Гераклита; первоосновой мира называет бытие – это то, что находится за миром чувств, вещей и это есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть всевозможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо и Свет. Эти тезисы развивали далее Зенон и Мелисс. Зенон разработал доказательства невозможности движения, антиномии. По утверждению Мелисса, бытие вечно, бесконечно, едино, неподвижно и не претерпевает страдания. Таким образом, размышление о сути бытия позволило элейской школе достигнуть метафизической абстракции. Заслуги элиатов: уделяют большое внимание логическим доказательствам, необходимости рассмотрения, на ряду с миром, событий умопостигаемый уровень реальности, не поддаваясь обману воображения. Поднимают проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного движения и покоя. Вводят категорию бытия, которую считают единственной. Поиски причин становления и изменения происходили в три этапа. Наряду с динамическим объяснением причин изменения были предложено механистическое, проводившееся сначала нестрого, т.е. нестрогий механицизм, затем был предложен строгий, или атомистический механицизм. Механическое объяснение обращалось к внешним причинам изменений и, наряду с качественным различием элементов, все в большей степени прибегало к их количественному различию. Представитель нестрогого механицизма Эмпедокл исходил из существования качественно различных элементов. В отличие от Гераклита, он утверждал, что субстанции неизменны, в отличие от элеатов — что они многообразны. Все, в том числе и душа, возникает из смешения элементов. Чувственное восприятие осуществляется благодаря телесному истечению. Анаксагор настаивал на бесконечном многообразии первоматерии, однородной, но качественно различной. Принципом изменения является разум (nous), доказательством чего служат космическое движение и порядок. В противоположность этому строгий, атомистический механицизм настаивал на бесконечном множестве количественных элементов. Это направление представлено Левкиппом и его учеником Демокритом. Последний утверждал, что существует бесконечное множество неделимых атомов, которые отличаются друг от друга только величиной, формой, положением и расположением. Атомы неизменны, их движение вечно. Между ними — пустота, и нет никакого иного организующего принципа, кроме тяжести. Человеческое же восприятие возможно благодаря материальным образам, исходящим от вещей. Софизм (450-350 до н. э.) завершил эволюцию досократического мышления и заложил основания следующего этапа развития греческой философии. Софисты сочли неудовлетворительными многообразные учения своих предшественников и подвергли их критике. Теоретические основания софистики были разработаны Протагором, развившим положения Гераклита до полного скептицизма. Вещи таковы, какими они кажутся всякому из нас. Все есть истина. Человек есть мера всех вещей. Горгиас пришел к скептицизму, отталкиваясь от элеатов. Его знаменитые три тезиса гласят: 1) ничего нет, 2) если бы нечто было, оно было бы непознаваемым, 2) если бы оно было познаваемым, его нельзя было бы передать. Софисты интересуются человеком и обществом, выступая как предшественники новой парадигмы греческого мышления, в которой центром исследования является уже не природа, а человек.