Билет 14. Деятельность как способ существования человека

Только человек имеет способность к деятельности:

1. Обладает всеми свойствами физического процесса(преобразование вещества и энергии). Обладая свойствами физического процесса, подчиняются физическим законам, но не могут быть объяснены ими;

2. Редукционизм – способность сводить сложное к простому

• Физикализм – объяснение деятельности людей законами природы;

• Органицизм – объяснение деятельности людей законами биологии.

3. Информационная направленность. Причина – цель.

Сообщение = поведенчески значимый сигнал + субстратный импульс (доносит информацию).

Цель (Аристотель) – то, ради чего делается нечто. Риск смешения цели и результата деятельности. НО: деятельность всегда имеет цель, а результаты могут быть стихийными.

Ответная активность: реактивный информационный сигнал, предпосланный человеку (что делать в этой ситуации?) + ориентационные сигналы (что происходит со мной?).

Информационная направленность активности – цели (не только идеальный образ желаемого результата). Реактивный сигнал направляет действие в предзаданном направлении.

Сходства человека и животных:

1. Наличие целей; информационная направленность активности, цель и адресность;

2. Конечная цель человека и животных совпадают, различия касаются только промежуточных, операционных целей.

Человек – единственное существо, дающее имена, обладающее половой моралью, верой в бога.

Конечная цель – самозамкнутый информационный вектор, относительно которого становится бессмысленным вопрос «Зачем?»

Конечная цель жизни – сохранить жизнь; жить, стремясь к удовольствиям и избегая страданий.

3. Самосохранение – путем адаптации.

Самосохранение (по Маслоу)  
Дефициентное (Д-поведение) Бытийное (Б-поведение)
Конечная цель – сохранение факта жизни, то есть биологическое выживание в среде Конечная цель – сохранение качества жизни, тех ее параметров, которые живой организм воспринимает как комфортные

Человек отличается тем, что в пограничной ситуации (экзистенциальной), когда нельзя сохранить и факт, и качество жизни, он может выбрать сохранение качества. 2 типа людей: с Д-доминантой и с Б-доминантой. Самоубийство – форма бытийного самосохранения.

Активная адаптация человека принимает форму труда, которая выходит за рамки действия биологических законов.

• Труд – любая активная адаптация к среде, любое целесообразное изменение условий.

• Труд – исключительно активная адаптация человека, целенаправленная деятельность по изменению словий среды.

• Труд – способность преобразовывать среду существования, создавая средства жизни, отсутствующие или недостающие в ней (широкая трактовка).

• Труд — деятельность человека, санкционированная обществом и осуществляемая по его заказу (узкая юридическая трактовка).

Игра – деятельность, в которой удовлетворение человеческих потребностей осуществляется за счет конвенциональных средств, не имеющих прямого адаптивного значения, не являются прямым предметом потребностей (хватает сил не только на выживание, но и на условные символические действия).

Деятельность человека – соединение двух способностей, которые в живой природе исключают друг друга:

1. Активная адаптация к среде (предтрудовой акт);

2. Мышление.

Два признака человеческого труда:

1. Мышление, абстрактно-логическая и вербально-понятийная форма;

2. Орудийное отношение к среде (средства труда, отличные от органов собственного тела).

Деятельность не может с научной точки зрения трактоваться телеологически (никакой воли Божьей нет). Несмотря на отсутствие цели у развития социальной реальности, спонтанность (у возникновения общества, у стихийности некоторых событий), нет сомнений, что существуют цели, внутренние целесообразности человеческих усилий.

Деятельность — саморегулируемый процесс, где физическая активность вызывается, направляется и контролируется значимыми "кодами" поведения, позволяющими человеку избирательно относиться к условиям своего существования в среде, соотнося желаемое с возможным и действительным в ней.

Конечный характер всех общественных целей — самосохранение общественной жизни как условие сохранения Человека во вселенной (здесь имеется в виду человеческий род, но не отдельно взятый человек, который может иметь бОльшее влечение к смерти, танатос, по Фрейду, и совершить суицид). Такое самосохранение не исключает, а предполагает изменчивость общественных форм; его нельзя интерпретировать в духе гомеостаза, противопоставлять извечному стремлению к диверсификации, саморазвитию общественной жизни, выступающему как реальный способ ее сохранения (по "принципу велосипеда", согласно которому предотвратить падение можно лишь в процессе постоянного движения). Именно это определяет в конечном счете конкретные цели социальной активности, заставляет общество создавать, воссоздавать и разнообразить материальные условия своего существования, производить и воспроизводить непосредственную человеческую жизнь, социализировать новые поколения, передавать им нарастающую сумму знаний, умений и навыков.

В то же время человечество неотделимо от природных условий, а потому социальная деятельность, как и поведение живых существ, представляет собой процесс адаптации к среде существования. Но человеческая деятельность не выступает как одна из форм животного поведения, поскольку родовые сходства, существующие между ними, позволяют нам использовать понятие активности за пределами живой природы, для обозначения единого типа самодвижения, альтернативного физическим взаимодействиям и распадающегося на два подтипа - активность биологических систем, именуемую жизнью, и активность человека и человеческих коллективов, именуемую деятельностью.

Искусственные программы и работы не занимаются деятельностью, так как способность к информационному поведению становится реальной активностью лишь там и тогда, когда цели поведения имманентны действующей системе, принадлежат ей самой, а не монтируются в нее извне, как это происходит с техническими системами, "самопрограммирование" которых всегда имеет своим источником человека, разработанные им информационные программы.

Тотальное недовольство человека этими условиями жизни - климатом, количеством и качеством пищи, одеждой, мерой личной безопасности - закончилось бы ничем, если бы не обратилось в недовольство самим собой, телесными и духовными возможностями, подаренными нам природой. К счастью для себя, человеческий род, в отличие от отдельных своих представителей, изначально не был склонен к нарциссизму, самолюбованию и самовосхвалению. "Самокритичных" людей не устраивало в себе почти все: сила рук, быстрота ног, зоркость глаз, вместимость и надежность индивидуальной памяти и многое другое. Все эти дефекты следовало преодолеть, создав фактически искусственные органы тела - "удлинив" руку и увеличив ее силу с помощью топора, копья и лука, "убыстрив" ноги и укрепив спину благодаря использованию домашних животных и т.д. и т.п.

Результатом универсальной неудовлетворенности, "капризности" человека стала техническая экспансия, приведшая к перестройке естественной и созданию искусственной среды существования -особой социосферы, опосредующей реальную связь людей с нерукотворной природой.

Разделение природы на внешнюю и внутреннюю:
Внешняя природа — явления, остающиеся (временно или навечно) "неприрученными" человеком, влияющие на него не как внутренний фактор собственной деятельности, а как неконтролируемая внешняя реальность (таковой для человека выступает космическая среда существования, включая сюда важнейшие для людей процессы солнечной активности, а также географической среды - к примеру, мощная тектоническая активность Земли, приводящая к разрушительным землетрясениям).
Внутренняя природа включает в себя комплексы, интегрированные в систему человеческой жизнедеятельности и выступающие как "естественно возникшее богатство" средствами общественной жизни (полезные ископаемые, судоходные реки и т.п.), - т.е. часть общества, не созданная людьми искусственно.

Как бы то ни было, наличие созданной или преобразованной людьми среды существования выделяет людей их прочих живых существ, покорно следовавших своему природному предназначению и не пытавшихся изменить условия жизни к лучшему для себя и своего потомства. Животные приспосабливаются к условиям среды главным образом путем морфологической перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые или "выбраковываемые" средой. Человек же в течение нескольких десятков тысяч лет сохраняет свою телесную организацию неизменной, колоссально изменив при этом образ своей жизни, пройдя путь от каменного топора до межпланетных экспедиций. Все это произошло в результате того, что людям присуща способность приспосабливаться к среде существования не пассивной "подстройкой" своего организма к ее требованиям, а активным изменением самой среды, "подгонкой" ее под свои собственные нужды.

В то же время человек, "заброшенный" в мир, который возник задолго до него, может менять лишь "форму" природной реальности, феноменологический пласт ее бытия, но никак не влияет на ее сущностные связи, сколь бы значимы они не были для существования людей. Люди не способны изменить ни одного из законов, по которым живет природа, как бы ни "мешали" в повседневной жизни силы тяготения, трения, или законы термодинамики. Мы можем срубить дерево, прервать естественный ход его жизни, мы можем воздействовать на генетический код, заложенный в его клетках, но мы не можем изменить ни законы метаболизма, ни законы генетики, благодаря которым осуществляется эта жизнь. Очевидно, что приспособление к таким реалиям бытия, безальтернативно заданным средой, есть всеобщее и необходимое условие общественной жизни, позволяющее нам распространять на нее родовые свойства адаптации.

Но принимая диктат природы как непреложную данность, человек в то же время научился обманывать ее, сопротивляться ее запретам, используя "внутренние слабости" своего противника, а именно альтернативность, разнонаправленность природных сил, сталкивающихся и противодействующих друг другу. Спасаясь от принуждения со стороны одних сил, человек стал вступать "в сговор" с другими, противопоставляя могущественным законам природы другие, столь же могущественные ее законы и направляя их столкновение к собственной выгоде. Так, силам тяготения, которые грубо препятствовали извечной мечте человека летать по воздуху, подобно птицам, была противопоставлена не собственная мускульная сила, помноженная на упрямство, а "завербованные" на службу законы аэродинамики и т.п. Направляя силы природы к достижению собственных целей по принципу "разделяй и властвуй", человек противопоставил ей ту самую "хитрость разума", о которой писал Гегель (имевший в виду разум трансцендентальный, играющий людьми так же, как они играют силами природы, позволяющий им истощать друг друга в столкновениях, ведущих к предустановленному отнюдь не ими результату).

Начиная с использования уже "готовых" сил природы, человек постепенно переходит к моделированию процессов, которые в "нерукотворной природе" сами по себе, как правило, не происходят, т.е. начинает делать то, чего не умеет делать природа, не направляемая людьми (выплавлять сталь, обжигать глину и т.д. и т.п.).

Итак, подавляющее большинство философов не будет спорить с тем, что в отличие от активности животных человеческая деятельность представляет собой не просто адаптивный, а "адаптивно-адаптирующий" процесс, т.е. приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной "второй природы". Человеческая деятельность и в самых пассивных своих формах изначально обладает свойством креативности. В самом деле, даже тогда, когда человек в целом вел хозяйство присваивающего, а не производящего типа, это не освобождало его от необходимости "лепить" из материала природы, постоянно изменять его с помощью самых различных приспособлений - от каменного топора до кухонной утвари, позволяющей измельчать или перетирать пищу, добытую собирательством.

Труд – способность преобразовывать среду существования, создавая средства жизни, отсутствующие или недостающие в ней (широкая трактовка).

Труд — деятельность человека, санкционированная обществом и осуществляемая по его заказу (узкая юридическая трактовка).



Наши рекомендации