Билет 11. Феномен антропоморфного мышления: его причины и разновидности
Иными словами, мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Относится это, разумеется, к человеку.
Феномен антропоморфного мышления. Ни у кого не вызывает сомнений, что Homo sapiens качественно отличен от живых и тем более неживых сил природы. Более того, мы выделяем из нее не только самого человека, но и весь мир созданных им общественных явлений, рассматривая его как мир культуры (от латинского culture - возделанный), отличный от мира нерукотворной природы. Конечно, и из уст современного человека порой можно услышать суждение о том, что "общество является частью природы". Однако несложный контент-анализ покажет, что термин "природа" используется в данном случае не как обозначение досоциальных - физических или биологических - реалий, а в значительно более широком, "космическом" смысле слова, характеризующем "прописку" человечества во Вселенной.
Однако люди далеко не сразу научились выделять себя и созданный ими мир из окружающей природы, понимать качественное различие между ними. Долгое время человек был убежден в своем родстве с природной средой, трактуя это родство как самое простое тождество. Главным образом это выражалось в том, что люди очеловечивали природу, приписывая камням, деревьям, ветру, огню, животным способность думать, желать и действовать так, как это делает человек.
Проявлением такого антропоморфного мышления был, в частности, первобытный тотемизм- система верований, связанных с представлениями о единстве происхождения человека и различных живых существ, а также сил и явлений природы. Тотемизм не является формой образно-поэтического мышления, поскольку животные не только называются именами людей. Но и к ним относятся, как к людям. Из книг о "дикарях" мы знаем, что себя и своих близких они считали сородичами животных и растений, и современные люди ломают голову – «Как может взрослый человек всерьез верить и утверждать, что лягушка, пчела или попугай - его родственник, его брат, его отец?» Отвечая на этот вопрос, ученые, как правило, отмечают, что очеловечивание природы было прежде всего следствием колоссальной зависимости первичного человеческого коллектива от естественной среды обитания. В самом деле, тотемистскиепредставления зародились у людей, ведших хозяйство присваивающего, а не производящего типа, у людей, которые жили не в домах, построенных собственными руками, а в пещерах, созданных природой, питались не тем, что выращивали собственными руками, а тем, что было найдено или поймано в лесу, одевались не в сотканные ткани, а в шкуры, "позаимствованные" у животных. Еще не способные самостоятельно создавать необходимые условия жизни, люди жили за счет природы, переживая свою зависимость как интимную кровнородственную связь с ней. Неудивительно, что природа воспринималась ими как могущественное человекоподобное существо, способное казнить или миловать, открытое для просьб, угроз и даже обманов.
Чтобы почувствовать себя творцом принципиально иного, альтернативного природе, мира, человек должен был возвыситься над ролью иждивенца природы и противопоставить последней развитую деятельность созидающего типа. Именно она сумела разрушить антропоморфное мышление, указав человеку на его особенность, выделенность в природе.С одной стороны, эта деятельность изменила саму природу, "естественные ландшафты" превратились в искусственно созданную среду существования, не просто отличную от нерукотворной природы, но и часто враждебную ей. С другой стороны, эта деятельность изменила самого человека, в котором шаг за шагом развились потребности, способности и склонности, явно отсутствующие у животных.
Анимизм – одушевление неодушевленного.
• Сторонники французской школы антропологии объясняют недостатком умственных способностей дикарей недостаток способности мыслить логически.
• Представители английской школы считают, что основные черты мышления у людей и дикарей одинаковы, причина антропоморфизма – основные условия жизни, которые заставляют первобытных людей очеловечивать природные объекты.
В результате этих сложных процессов у более или менее "цивилизованных" людей возникло и закрепилось ощущение своей непохожести на природу, выделенности из нее.Это сознание получило свое теоретическое обоснование в самых различных формах общественного сознания. Так, большинство религий настаивает на особом происхождении человека, считая, что бог создал его по своему собственному образу и подобию и призвал повелевать живыми тварями, у которых отсутствует главный признак человека - бессмертная душа. Идея о том, что человек выделен из природы, закрепилась не только в религиозном, но и в научном сознании, которое прочно разделилось на науки о человеке и науки о природе.Интересно, что сознание человеком своей противопоставленности природе выражалось на протяжении его истории по-разному. Вспомним, что предметом недоумения и насмешек в "приличном" обществе еще недавно были не только "фантазии и причуды" дикарей, но и вполне научная теория происхождения человека от обезьяны. Лишь в конце XX в. утверждается уважение к естественному праву на жизнь всякого живого существа.
Две причины антропоморфизма:
1. Любознательность - попытка объяснить окружающий мир в отсутствие научных знаний. В условиях дефицита информации люди использовали знания о самих себе как ключ к объяснению окружающего мира;
2. Страх – стремление обеспечить безопасность в небезопасном мире. Мир негарантированных исходов. Очеловечивание природы – способность человека сделать окружающий мир договороспособным, понимающим его просьбы и реагирующим на них.
Особое значение для исследовательских процессов, лежащих в основе антропоморфного мышления, а так же его распространенности имели три направления психологического исследования:
• Анализ мышления детей, проведенный Пиаже (суть в том, что дети наделяют неодушевленные…);
• Психоаналитическая интерпретация некоторых искажений мышления в виде проекций;
• Анализ суждений в ситуации неопределенности, проводимый в социально-психологической и когнитивной науке.
Проникновение научных методов познания в психологию дало некоторым психологам повод требовать полного запрета использования антропоморфного мышления при анализе поведения животных и, более того, поведения людей. В оживленных дискуссиях жесткий объективизм бихевиористского движения постепенно сошел на нет. В настоящее время психологическая наука допускает определенную долю антропоморфизма при научной интерпретации поведения как людей, так и животных.
Существует еще такая категория, как тотемистические верования, распространенные по большей части в современном мире в африканских племенах. В первобытную эпоху к тотемному животному относились зачастую как к близкому человеку, лучшему другу или родному.
Таким образом, можно сказать, что антропоморфное мышление - это очеловечение человеком объектов, не обладающих при этом свойствами человека, на ранней стадии его развития.
Антропоморфное мышление постепенно перестает господствовать, когда люди переходят от присваивающего хозяйства к производящему. 12-15 тыс. лет назад – неолитическая революция (от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству; ослабление зависимости от природы).
Пережитки антропоморфного мышления сохранились в сознании современного человека. Причина – не страх перед природой, а неудовлетворенная потребность в любви и принадлежности.