Век. Экзистенциализм. Хайдеггер
В XX веке темп жизни в развитых странах существенно возрастает. Этот век можно назвать веком великих войн и великих открытий. Мир стал для человека доступнее, понятнее и сложнее одновременно. Всеобщая компьютеризация, характерная для конца столетия, и развитие всемирной сети интернет облегчили поиск и получение новой информации, для человечества практически не осталось границ. Все это поспособствовало выходу философии на совершенно новый уровень своего развития.
Современные ученые выделяют следующие характерные черты философии XX века:
1.Плюрализм. Прошлое столетие обозначилось большим количеством разнообразных философских школ, мнений, работ в самых разных областях философского знания.
2.Отделение философии от государственной идеологии. В XX веке в европейских странах эта дисциплина становится более независимой от марксизма, религии, политики. Философия уделяет пристальное внимание человеческим (гуманистическим) проблемам, науке, вопросам морали и нравственности.
3.Использование методов и принципов философии в других отраслях научного знания. Развитие таких направлений, как философия науки, гносеология (учения о познании) дали начало применения ее инструментов для решения вопросов биологии, истории и пр. В XX веке наблюдается и обратный процесс. Открытия в сфере естествознания, физики, математики дают возможность по-новому взглянуть на философские вопросы.
4.Кризис идеалов. Философия XX века столкнулась с такой важной проблемой как отсутствие ориентиров, основополагающих принципов нравственности и морали. В прошлых столетиях этими вопросами занималась религия, потом такую роль на себя взял марксизм, особенно, в нашей и ряде других социалистических стран. История показала его неспособность разрешить все социокультурные противоречия, ответить на все мировоззренческие, онтологические вопросы, касающиеся каждого человека и отдельные народы. Также была развенчана вера в науку, как в идеальное средство для решения всех проблем общества.
5.Поиск путей для развития всего человечества. Угроза техногенной катастрофы, экологический кризис, войны и бедствия не могли не найти своего отражения в трудах философов XX века. Дисбаланс, дисгармония в ряде сфер жизни человечества заставляли задуматься о верности выбранного пути, заняться поиском новых возможностей и стратегий.
Философия XX века имеет название неклассической в противоположность классическому стилю мышления XVII-XVIII веков. Оптимизм прошлых веков сменяется пессимизмом, апатией, страхом за будущее. Если для классической философии характерны вера в разум, попытка поставить его надо всем, то в XX веке ученые, разочаровавшись в старых концепциях, стали пытаться найти альтернативы главенству разума. Вследствие этого в XX веке начали формироваться следующие философские школы:
1.Экзистенциализм. Философы этого направления видели цель жизни в самой жизни.
2.Учение о воле. Именно она, по мнению ряда философов, является основной движущей силой для деятельности человека. Такую концепцию развивали А. Адлер, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр.
3.Фрейдизм. Зигмунд Фрейд и его последователи видели в основе всего инстинкты, подсознание.
4.Этика Канта. Эммануил Кант в основу нравственности ставил личную ответственность человека перед обществом, чувство долга, критикуя отвлеченную религиозную мораль.
5.Феноменология Гегеля. Первой и исходной реальностью идеалист Ф.В.Гегель называл абсолютный дух.
6.Антропологический материализм. Последователь, а в последствие критик Гегеля Л.Файербах считал любовь основополагающим чувством, несмотря на свое резко негативное отношение к христианству.
7.Марксизм. К. Маркс и Гегель поставили в основу всего труд, назвав «солнцем человечества».
8.Учение о Софии. Смешение философских, эстетических и религиозных взглядов характерно для русской мысли начало XX века. Понятие о Софии как об абсолютной мудрости ученые восприняли из воззрений Вл. Соловьева. К основным идеологом этого направления в XX веке можно отнести С.Н. Булгакова.
Обобщая все вышесказанное в отношении философии прошлого столетия, можно сказать, что главным вопросом, занимавшим идеологов, стал поиск основ, опоры, смысла существования, которые были утеряны в результате кризисов духовной мысли.
Чрезвычайно распространённым философским направлением 20 в. антисциентистской направленности стал экзистенциализм. Название этого направления в философии происходит от латинского "existentia” (существование). Под экзистенцией имеется в виду духовное существование человеческой личности, противопоставляемое бытию прочего мира и телесности. Только экзистенция является, по мнению философов-экзистенциалистов, истинным, наиболее ценным видом бытия. Появление и распространение экзистенциализма явилось реакцией на произошедшее забвение человека в европейской культуре 19 - 20 вв., что привело к её дегуманизации. Технический прогресс, оторванный от норм гуманности, ведёт к машинизации жизни. Экзистенциализм старается осмыслить трагичность человеческого существования в век катастрофических войн и революций. Таким образом, экзистенциализм это прежде всего философия о человеке и для человека. У экзистенциализма много общего с «философией жизни»: иррационализм, недоверие к науке и сциентистской философии. Однако если «философия жизни» берёт всё человеческое существо в его духовном и телесном аспекте, экзистенциалисты сосредотачивают внимание исключительно на духовном существовании человека. Для экзистенциализма чужд биологизаторский подход, свойственный многим представителям «философии жизни». Экзистенциалисты выступают против сциентистского культа научности (и в этом проявляется радикальная противоположность их взглядов позитивизму). Если позитивисты делают упор на гносеологии, то экзистенциалисты на первый план выдвигают онтологию (не случайно экзистенциализм называют философией существования) и стремятся обогатить мировоззренческий ракурс философии. Наука, по утверждению экзистенциалистов, бессильна познать человека, она неизбежно будет ставить его в ряд с другими объектами, игнорируя глубочайшую специфику человеческого существования. Наука не принимает в расчёт изначальную свободу человека. Поэтому Ж. П. Сартр писал: «Человек или свободен или является объектом науки». В теории познания экзистенциалисты противопоставляют науку и философию. Наука даёт лишь объективные, мёртвые истины, одинаковые для всех. Более ценны субъективные философские истины, которые выстраданы, личны. Философ в отличие от учёного воспринимает истину как нечто присущее своему существу, экзистенции. Большинство представителей этого направления одновременно являлись и философами и литераторами. Мыслители-экзистенциалисты часто использовали для распространения своих идей художественные средства: писали романы, пьесы, стихи. Экзистенциалисты активно участвовали в общественно-политической жизни. Так, многие французские экзистенциалисты помогали движению Сопротивления в годы 2 мировой войны, а затем сочувствовали левым общественным силам, в частности в дни студенческих волнений 1968 г. Обычно философы-экзистенциалисты условно подразделяются на религиозных (С. Кьеркегор, Ф. М. Достоевский, Г. Марсель, Н. А. Бердяев) и атеистических (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).
Именно с 1920-х годов экзистенциализм стал поистине одним из самых модных направлений в философии, отвечающих насущным потребностям времени. Человеком, первым в 20 в. создавшим систему философии экзистенциализма, был немецкий философ Мартин
Хайдеггер (1889 - 1976). В молодости он являлся учеником основоположника феноменологии Эдмунда Гуссерля и первоначально рассматривал своё философское учение как последовательное развитие феноменологии своего учителя. Однако Хайдеггеру удалось создать оригинальную философскую теорию, которая сделала его одним из самых значительных философов 20 в. В 1929 г. Хайдеггер публикует работу «Бытие и время», с которой традиционно и начинают историю экзистенциализма как цельного направления в философии. В годы гитлеровской диктатуры Хайдеггер краткое время сотрудничал с нацистами, за что после 1945 г.был лишён права преподавания. Однако эти перипетии не снизили авторитет Хайдеггера в философских кругах. Одной из интересных работ Хайдеггера послевоенного периода является написанное в полемике с Ж. П. Сартром «Письмо о гуманизме» (1946 г.). Как и другие экзистенциалисты, Хайдеггер противопоставляет существование человеческой экзистенции всему прочему сущему. Человеческое существование он обозначал термином "Dasein” («Вот-Бытие»). Только "Dasein” может экзистировать, т. е. открываться истинному бытию. Ничто другое (камни, растения, животные, ангелы, Бог) экзистировать не может. Человек, таким образом, «стоит в просвете бытия». Всё остальное представляет собой сущее, которое далеко отстоит от подлинного бытия. Трагедию европейской философии и культуры Хайдеггер видит в обращении к сущему и в забвении бытия. Это привело утрате понимания специфики человеческого существования, которое стали смешивать с сущим. В результате большинство людей живёт в безличном состоянии "man”(безличное местоимение в немецком языке, употребляющееся в предложениях типа «читают», «пишут», «гуляют»). Люди в состоянии "man” потеряли связь с бытием. Хайдеггер полагает, что следует вновь обратить внимание к подлинному бытию, как это было сделано ранними греческими философами. После «поворота», произошедшего в мировоззрении Хайдеггера в конце 1930-х гг., он обращается к исследованию языка, искусства и техники. Теперь Хайдеггер считает, что истинное бытие открывается не учёным и следующим за ними философам, а обнаруживает себя в языке поэтов и пророков.
\Ещё одним значительным представителем немецкого экзистенциализма был Карл Ясперс (1883 - 1969), принадлежащий к религиозному крылу этого направления в философии. Ясперс выступал защитником восходящих к христианской морали традиционных гуманистических ценностей. В отличие от Хайдеггера Ясперс отказывался от сотрудничества с нацистской диктатурой и после свержения нацизма активно поддерживал демократизацию Германии. Основными трудами Ясперса являются работы «Философия», «Истоки и цель истории». По своей первоначальной профессии Ясперс был врачом-психиатром и полученный им опыт в ходе работы по этой специальности оказал влияние на его философские воззрения, в частности на введённое им в философию понятие «пограничной ситуации». Будучи религиозным мыслителем, Ясперс первичным началом считал трансценденцию (Бога), которая проявляется в бытии. Трансценденция рассматривалась в качестве некоего абсолютного предела всякого бытия и мышления. Философия должна заниматься раскрытием «шифров бытия» - различных выражений трансценденции в окружающей реальности. Соотнесённость трансценденции и экзистенции (человеческого существования) проявляется в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Как обладающее экзистенцией существо человек стремится разгадать непреходящий смысл бытия. Бытия человека также неразрывно связана с коммуникацией, общением, заключающемся в отнесённости человека к бытию трансценденции и других людей. Особым способом восприятия трансценденции является философская вера, которая есть вера в истинность воззрений, обусловливающих существование человека как целостной личности. Философская вера в отличие от религиозной не является иррациональной и не стремится ограничить свободу человека. Она представляет собой веру мыслящего человека, существующую в непосредственной связи с рациональным осмыслением бытия. Большое внимание Ясперс уделял философии истории. В работе «Истоки и цель истории» Ясперс даёт своё деление истории человечества. Он выделяет в ней следующие этапы: 1. Доистория («культура немоты», «прометеевская эпоха») – становление человека (первые орудия, появление речи, овладение огнём) 2. Культура доосевых цивилизаций (Египет, Междуречье, ранние Индия и Китай) 3. Культура осевого времени. Само осевое время охватывает период 800 – 200 гг. до н. э., однако культура осевого времени продолжалась до 1500 г. В осевое время человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Это время постановки радикальных вопросов о смысле бытия и человеческого существования. Осевое время - период, которому человечество обязано открытием духовного мира личности, появлением развитых религиозных систем, философии. Как писал Ясперс: «В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью». 4. Научно-техническая эпоха (после 1500 г.). Годы 1500 – 1800 настолько значительны, что могли бы претендовать на статус второго осевого времени. Но оно было только в Европе и не имело общемирового характера. Сейчас мы, считал Ясперс, используем и развиваем дальше те принципы, которые были заложены во втором (европейском) осевом времени.
Фрейд.
Фрейда и его последователей (психоанализ). Значительной популярностью в современной философии пользуются идеи, выдвинутые представителями психоанализа. Изначально психоанализ возникает в рамках психологии, однако вскоре далеко выходит за пределы той дисциплины, которая его породила. Это происходит вследствие стремления основоположников психоанализа применить разработанные ими теории и методы к объяснению широкого круга явлений сознания, общества и культуры. Таким образом, психоанализ приобрёл большое философское и культурологическое значение. Основы психоанализа были заложены австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939), разрабатывавшим специальную методику лечения нервных и психических болезней, заключающуюся в беседах врача-психоаналитика с пациентом и анализе произвольных ассоциаций, возникающих в сознании пациента. Основные произведения З. Фрейда: «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Будущее одной иллюзии». Главная заслуга Фрейда состоит в открытии бессознательного. В европейской философии и психологии начиная с 17 в. под влиянием картезианства было принято в основном сводить психику человека лишь к сознанию, в свою очередь определяемому мышлением. Фрейд же показал, что нельзя свести всю психику человека исключительно к сознанию, что бессознательное, то есть процессы, не контролируемые разумом, играет значительную роль в жизни человека. Фрейд сравнивает психику человека с айсбергом, у которого мы видим лишь надводную часть, но не замечаем намного большую подводную часть. Так же мы отождествляем видимую нами часть психики – сознание со всей психической жизнью человека, не замечая скрытого от поверхностного взора бессознательного. Психика человека состоит из трёх частей: 1. Оно (Id)– бессознательное; 2. Я(Ego) – сознание; 3. Сверх-Я (Super-Ego) – культурные нормы, сформировавшиеся в результате социальной жизни людей и навязываемые индивиду обществом. Бессознательное является природным по своей сущности и свойственно человеку как животному существу. Бессознательное живёт по принципу удовольствия и стремится к максимальной степени удовлетворения желания, не считаясь с общественными запретами. Фрейд считал главными влечениями, обусловленными бессознательным, эрос (стремление к продолжению рода, шире – к созиданию нового, творчеству) и танатос (стремление к смерти, к разрушению, уничтожению). Большое значение придавал Фрейд проявлению в деятельности человека сексуальной энергии – либидо, которая может переводиться (сублимироваться) в сферы творчества, политики, предпринимательства и т. д. В ходе развития человеческого общества с помощью норм культуры и нравственности предпринимались усилия уничтожить влияние бессознательного, но его удавалось лишь вытеснить в «подвал» нашей психики, откуда оно время от времени прорывается, когда контроль со стороны сознания за нашими действиями ослабевает. Бессознательное проявляется в сновидениях (поэтому Фрейд и призывал к анализу сновидений), оговорках, случайных ошибках. Я является сознательным уровнем психики, который человеку лучше всего известен. Человек осуществляет сознательную деятельность не по принципу желания, а по принципу реальности, удовлетворяя только те влечения, которые не идут вразрез с нормами нравственности и общепринятыми правилами. Наше сознание (Я), по Фрейду, является ареной борьбы между природным и культурным началом, между Оно и Сверх-Я. Это в конечном итоге порождает неврозы и другие болезненные состояния психики. Культуру Фрейд понимает как совокупность того, что создано человеком как надбиологическим, сознательным существом для борьбы с природой. Эта борьба происходит на внешнем и внутреннем фронте. Человек с помощью культуры борется за выживание в окружающей среде (против холода, диких зверей), но культура помогает человеку бороться и с природой внутри себя, обуздывая бессознательные склонности и инстинкты. Человек отличается от животных тем, что умеет сдерживать, обуздывать свои инстинкты. Также Фрейд выдвинул учение об Эдиповом комплексе[1] (изначальном убийстве отца) как факторе, положившем начало совести как одной из главнейших нравственных норм, отличающем человека от животных. Однако отношение людей к социальности и культуре двойственно. Человек понимает их необходимость, но под влиянием бессознательного тяготится их воздействием и желает избавиться от их власти при первом удобном случае, когда надеется избежать наказания за это. По отношению к религии Фрейд был атеистом и считал религию коллективным неврозом, снимающим индивидуальный невроз. У психоанализа Фрейда появилось много последователей, которые каждый по-своему развивали эту теорию, причём Фрейд выступал против многих идей продолжателей психоанализа. Так, он не согласился с учением своего ближайшего последователя Карла Густава Юнга (1875 - 1961), создавшего учение о коллективном бессознательном. Основные работы К. Г. Юнга: «Психология бессознательного», «Архетип и символ» В понимании бессознательного Юнг значительно разошёлся с Фрейдом. Юнг считал, что бессознательное может быть не только индивидуальным, а ещё и коллективным. Он также полагал, что бессознательное является не биологическим, а социальным по своей природе. И если Фрейд видел в бессознательном негативно влияющее начало, с которым следует бороться, то Юнг подчёркивает положительную роль бессознательного, возвышающегося до сверхсознательного. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, изначальных образов имеющихся в подсознании людей различных культур (мировое древо, мать-земля, дорога, мудрый старец и др.). Анализируя мифы, предания и другие фольклорные памятники различных народов, никогда между собой не контактировавших, а также видения пациентов, которых он наблюдал, Юнг заметил поразительное сходство многих образов и представлений, которое нельзя было объяснить влиянием культуры одного народа на другую. Соответственно, эти образы свойственны самой психике человека изначально. Архетипы проявляются в сновидениях, мифологии, обрядах и т.д. В отличие от Фрейда, Юнг не относился пренебрежительно к религии, а считал её одним из высших проявлений духовности человечества. В структуре психики Юнг выделял: 1.Самость - центр личности, объединяющий все её части, 2. Персона - роль, которую человек играет в обществе, 3. Тень - вытесненные желания личности, 4. Анима или анимус - образ идеального мужчины или женщины. Причём анима присутствует исключительно в психике мужчин, а анимус – у женщин.