Возрождение: предпосылки, особенности, значение. Движение гуманистов: представители и идеи. Естественнонаучная мысль периода.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) хронологически охватывает период 14 - 16 века, следуя непосредственно за средневековьем. Термин «Возрождение» введён итальянским историком искусства Джорджо Вазари (16 в.), подчёркивавшим возрождение казалось бы забытых в средние века искусств и наук. Эпоха Возрождения явилась переходом от религиозного схоластического догматического типа мышления, характерного для средневековой философии, к светски-рационалистическому мышлению Нового времени. Переходный характер философии Возрождения обусловлен соединением в ней черт уходящего в прошлое средневековья (повышенное внимание к понятию Бога, увлечение алхимией и магией) с чертами становящейся науки Нового времени (интерес к изучению мира, освобождённый от пут теологии, поиск естественных, а не божественных, причин).
Для философии эпохи Возрождения свойственно возобновление интереса к античному философскому наследию, опытному познанию мира и человека, радикальный пересмотр устоявшихся средневековых (а иногда и античных) научных и философских догм. Следует отметить, что несмотря на закрепившееся в исторической традиции название, эта эпоха не была лишь восстановлением того, что существовало в античности. Мыслители Возрождения, ориентируясь на лучшие достижения античности и христианской мысли, создавали нечто новое – то, что легло в основу дальнейшего развития европейской культуры.
В эпоху Ренессанса была предпринята попытка воскресить философские учения античности, а именно платонизм (М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола), эпикуреизм (Л. Валла), скептицизм (М. Монтень). Главной чертой философии эпохи Возрождения стал антропоцентризм, пришедший на смену средневековому теоцентризму. Именно через призму человека, которого по многим чертам сближали с Богом, стало рассматриваться мироздание, природа и общество.
Философия Возрождения зародилась в Италии, чему способствовал ряд значимых факторов.
1. Италия являлась непосредственной наследницей римской античности. Встречающиеся памятники античности вызывали восхищение и желание подражать древним, свидетельствовали о величии существовавшей здесь когда-то культуры, которая стала восприниматься как определённого рода эталон.
2. В городах Италии развивалась торговля и промышленность, что требовало мышления не скованного жёсткими догмами. Возникает новый тип личности, принципиально отличающийся от идеала личности в средневековье. На первый план выдвигается индивидуализм, инициативность, свободомыслие.
3. После падения Византии (1453 г.) в Италию переехал ряд греческих философов и богословов, привезших с собой неизвестные до этого в Европе сочинения Платона и других греческих античных мыслителей. С течением времени Возрождение стало общеевропейским явлением. Специфику северного Возрождения (Германия, Британия, Нидерланды) определяли процессы реформации как общественного и религиозного движения. В философии Возрождения можно выделить несколько течений. Главные из них: 1. Гуманистическое (Ф. Петрарка, Л. Валла, М. Фичино, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский). Главным объектом размышлений для философов этого направления был человек.
2. Натурфилософское (Николай Кузанский, Парацельс, Б. Телезио, Дж. Бруно, Я. Бёме). Представители натурфилософии занимались преимущественно изучением природы. В природе стали видеть не только свидетельство Божественного могущества, но некую самостоятельную реальность, достойную изучения.
3. Социально-политическое (Н. Макиавелли, Т. Мюнцер, Т. Мор, Т. Кампанелла).
К основным принципам философии Возрождения относятся:
1. Антропоцентризм - внимание философов в основном направлено на человека. Спецификой человека является жизнь.
2. Человеческая личность перенимает творческую функцию Бога и способна овладеть и собой, и природой. Человек есть творческое начало мира. Творения человека реализуются в телесном. Они должны быть максимально совершенными, красивыми.
3. Гуманизм - признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье.
4. Пантеизм - олицетворение Бога и природы.
Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (человечность). Еще в I в. до н.э это слово употреблял известный римский оратор Цицерон (106—43 до н.&). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.
Первый гуманист — Франческо Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессанской культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познании.
Эпоха Возрождения - период синтеза философии, искусства и науки. И поэтому она создает определенные предпосылки возникновения:
- экономические - кризис феодализма, развития ремесла и торговли, усиления городов, превращения их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимо от феодалов и церкви. Растущее влияние утверждавшегося капиталистического строя, движущая сила которого - частная собственность на общественное создание культуры и мораль общества;
социальные - наличие городского населения в среде которого формировалась светская культура с ее духом свободы и раскрепощенности индивида;
- политические - укрепление, централизация европейских государств,
усиление светской власти, появление первых парламентов;
- географические - великие географические открытия Колумба, Васко де Гама, Марка Поло, Магеллана, которые принципиально изменили географию. Кругосветные путешествия Магеллана опровергали античное средневековое представление о том, что Земля является плоской, доказав что существует шар. Цивилизацию средних веков называли морской, поскольку она развивалась вокруг двух морей Средиземноморского и Балтийского; Возрождение открыло новую эпоху - океанскую. Два богатых континента Западного полушария были открыты для освоения старым светом. Таким образом, эпоха Возрождения совпала с открытием нового света и повторным открытием Античности;
- научно-технические - бурное развитие науки (естествознания) и значительного рост ее авторитета. Научно-технические открытия, изобретения огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа и телескопа, а также открытия в области медицины и астрономии. В 16-17 веках произошла революция в астрономии, изменившая космологию. На смену представления о том, что центром мира является Земля (геоцентризм), пришли представления о центральном положении солнца (гелиоцентризм) Николай Коперник, Галилео Галилей, и даже о том, что во Вселенной нет никакого центра (ацентризм) Джордано Бруно. В работах Иогана Кеплера и Галилео Галилей получил обоснованный экспериментальный метод, ставший основой новой науки.
духовные предпосылки - отставание от жизни, кризис церкви и схоластической (церковной) философии. Изобретение книгопечатания привело к увеличению уровня образованности в Европе в целом. Языком эпохи становится латынь. Сюда же относится влияние передовой античной мысли, в которой имело место обращение к теме человека, как к уникальному явлению космоса, призванному к особой созидательной миссии.
Характерные черты.
- антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безупречные возможности и достоинства, в его духовный и физический потенциал, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
-антицерковная и антисхоластическая направленность - оппозиционность к церкви и церковной идеологии, т. е. отрицание не самой религии и Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также критика застывшей догматически обслуживающей интересы церкви философии – схоластики;
-принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира. Шарообразности, а не плоскости Земли, ее вращение вокруг Солнца, а не наоборот;
-большой интерес к социальным проблемам общества и государства. Создание политических учений, основанных на жизненной практике и предлагающих утилитарно-прогматические решения проблем управления общества. В сфере социально политических воззрений Возрождения особое место занимает утопизм, предлагающий человечеству идеальные модели современного общества (Томас Мор и Томмазо Кампанела) Широкое распространение идеи социального равенства и теории естественных прав человека;
-торжество индивидуализма - эта эпоха создала тип культурного индивидуализма, который имеет общечеловеческое значение. Гуманистический индивидуализм ориентирован не на практическую, экономическую деятельность, а на духовную культуру. Сущность его заключается в концепции индивидуального совершенствования личности, путем приобщении к культуре. Цель человеческой жизни усматривается теперь в творчестве, в служении людям и обществу, а не только в служении Богу;
-жизнеутверждающий и оптимистический характер эпохи, а также ярко выраженная эстетическая художественная направленность. Человек творец начинает рассматриваться как соавтор бога-творца. Отсюда и стремление изобразить человека как воплощение духовно и физически гармоничного. Неслучайно символом эпохи Возрождения является Леонардо Да Винчи, представляющий собой идеал всесторонне развитой личности.
Гуманизм.
В 14 веке в итальянских городах возникает новый тип мышления, послуживший основой зарождающейся философии Нового времени. Для него была характерна резкая оппозиционность средневековой школьной учёности – изучению божественного (studia divinitatis). Гуманисты упрекали традиционное схоластическое философствование за надуманность решаемых вопросов, их оторванность от реальных проблем, волнующих каждого человека. Освоение схоластической мудрости не только не развивает людей, а делает их замкнутыми в выдуманном мире сухих категорий, отчуждающих носителя мёртвых знаний от жизни. Схоластике гуманисты противопоставили изучение всего связанного с человеком (studia humanitatis). Это те дисциплины, которые мы с тех пор называем гуманитарными: грамматика, филология, риторика, история, педагогика, этика. Гуманисты утверждали, что только эти науки обогащают кругозор человека и содействуют развитию личности. Словом «гуманист» первоначально обозначался знаток и приверженец studia humanitatis.
На первый план гуманисты выдвигали изучение мира человека – общества и культуры. Гуманисты подвергли критике язык средневекового, схоластического философствования – вульгарную, варваризованную латынь. Такой язык, по их мнению, не может служить орудием истинного познания. Гуманисты считали, что необходимо вернуться к классической латыни Цицерона, Сенеки и других философов и поэтов римской античности. Во многом этим и был обусловлен интерес к изучению древней литературы и философии.
Основателем гуманистического движения считается, знаменитый итальянский поэт Франческо Петрарка (1304 – 1374) Главную задачу он видел в возможности и необходимости примирить Христа и Цицерона, христианство и античность, создать некий их синтез. Петрарка, а затем и другие гуманисты утверждали, что знание античности и светская образованность не противоречит христианству. Петрарка много сделал для открытия утерянных в Средние века античных памятников письменности, в частности философских произведений Цицерона. За свои поэтические заслуги Петрарка впервые после падения античности был награждён лавровым венком (то есть стал лауреатом). Во многих городах Италии возникают гуманистические кружки. Некоторые гуманисты находили поддержку у папской курии, желавшей укрепить свой авторитет деловыми и интеллектуальными способностями столь образованных людей, которые действовали под её покровительством.
Наиболее известным кружком гуманистов была «Флорентийская академия», большинство мыслителей которой находились под влиянием философии Платона. Главой этого кружка был Марсилио Фичино (1433 – 1499), чье благоговение перед Платоном было настолько велико, что он ежедневно совершал моление не перед христианскими святынями, а перед бюстом Платона. Основной заслугой М. Фичино был перевод на латинский язык и комментирование неизвестных прежде интеллектуальной элите Западной Европы трудов Платона и некоторых других древнегреческих философов. Мыслители Возрождения противопоставляли платонизм философии Аристотеля, состоявшей на службе схоластике, против которой боролись гуманисты.
Кроме платонизма в эпоху Возрождения были предприняты попытки воскресить и другие философские школы античности, в частности эпикуреизм. Основным представителем ренессансного эпикуреизма следует считать Лоренцо Валлу (1406 – 1457), блестяще образованного филолога-гуманиста. Им было написано сочинение «О наслаждении, или об истинном благе», в котором с позиций односторонне понятого эпикурейского гедонизма фактически реабилитировал считавшуюся в Средние века греховной чувственность и стремление людей к счастью. Причём, Валла интересуется исключительно этикой Эпикура, не затрагивая его атомистическое учение. В отличие от этического учения Эпикура, призывавшего к умеренным и ограниченным удовольствиям, Валла настаивает на возможности безграничных наслаждений. Причём культ наслаждений у Валлы превращается в эгоизм, отрицающий все, что не приводит к наслаждениям, в том числе самопожертвование, героизм и пр.
В эпоху Возрождения происходит радикальное изменение отношения к человеку. В Средние века человек понимался как хотя и высшая, созданная «по образу и подобию Божию» но всё же тварь; между ним и творцом-Богом пролегала непроходимая пропасть. «Греховный сосуд», каким представал человек у мыслителей Средневековья, был неизмеримо далёк от божественного совершенства. Гуманистами же подчёркивается то, что роднит человека с Богом - творческие способности человека. Человек – земной Бог, он призван завершить творение, начатое Богом. Следовательно, чтобы в наибольшей степени уподобиться Творцу, следует использовать все возможности человека, развив их до совершенства. Гуманисты были убеждены, что творческие возможности человека поистине беспредельны. Например, уже упоминавшийся нами Марсилио Фичино говорил, что человек даже может подобно Богу сотворить звёзды и светила. Для этого ему нужно только создать орудия и подобрать соответствующий материал. (Не удивительно поэтому то почти обоготворение, которым были в эпоху Возрождения окружены выдающиеся творцы - художники, архитекторы и инженеры.) Всё это чрезвычайно далеко от средневековых и даже от античных представлений. Мысль о безграничности возможностей человека – характерная черта именно философии эпохи Возрождения. Следует помнить, что если мыслители Возрождения и декларировали возврат к античности, ренессансная философия была не возвратом к античности, а принципиально новым типом философии. Человек в эпоху Возрождения считался равным Богу. Божественное тяготело к человеческому, а человеческое к божественному.
Яркой фигурой среди гуманистов был член Флорентийской платоновской Академии Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494). Его «Речь о достоинстве человека», написанная в 1487 году, стала своеобразным манифестом гуманизма. Тезисы этой речи, которые Мирандола хотел защищать на публичном диспуте, были признаны папой еретическими и диспут запрещён. Основная мысль Мирандолы заключается в том, что человек в отличие от всех других существ является существом неопределённого образа. Человек творит сам себя, свою сущность, опираясь на свободную волю, данную ему Богом. Внимательно прочитайте цитату из этой речи, представляющей слова сказанные Богом Адаму после сотворения первого человека и постарайтесь пересказать в экзаменационном ответе её содержание.
«Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные. Лишь человеку дано владеть тем, чем он пожелает, и быть тем, чем он хочет. Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают всё то, чем будут владеть потом. Лишь человеку Бог дал зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нём свои плоды».
В данном отрывке подчёркивается огромное значение свободной воли человека, который должен сам определить, кем он станет. Данное представление характеризует освобождение индивидуальности в эпоху Возрождения. Человек сам становится хозяином своей судьбы. Всё это противоречило средневековым воззрениям о предопределённости судьбы человека и его бессилии что-либо изменить в своей судьбе. На смену средневековому теоцентризму приходит антропоцентризм эпохи Возрождения. Человек, понятый как земное воплощение Бога, становится на некоторое время основным предметом изучения философии, судьёй и владыкой мира. Философия эпохи Возрождения в большинстве своём антропоцентрична. Причём, человек понимается в качестве некоего «свободного и славного мастера», наделённого гигантскими творческими возможностями, сравниться с которыми может только Бог. По мнению Пико делла Мирандолы, нет ничего более замечательного, чем человек. Человек есть великое чудо. Ему должны завидовать сами ангелы, поскольку достижением вершин совершенства человек обязан исключительно своим усилиям и может гордиться этим. В благости же ангелов нет никакой их собственной заслуги, так как они изначально благи соответственно сущности, заложенной в них Богом. Лишь человек единственный может вполне оценить красоту мироздания и завершить творение.
Идеалом гуманизма являлась свободная, всесторонне развитая личность, отсюда универсализм, свойственный титанам Возрождения. Леонардо да Винчи, Микеланджело, а также многие мыслители стремились развить свои способности до почти божественного предела. Они желали превзойти всех в разносторонности, в умении всё сделать и всё познать. Антропоцентристская установка в философии продержалась до конца 16 в. Главный удар по антропоцентризму был нанесён гелиоцентрической системой мира (Н. Коперник, Д. Бруно). Выяснилось, что человек живёт не на центральном небесном теле, а на рядовой планете, существующей в одном из множества миров. Кроме того, восторженное отношение представителей раннего Возрождения о бесконечности способностей человека оказались в трудах мыслителей позднего Ренессанса (М. Монтень) существенно поколеблены с позиций скептицизма.
Естественно-научная мысль этого периода.Высшим результатом философской эволюции эпохи Возрождения явилась натурфилософия, под которой мыслители понимали не только предмет своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям. Натурфилософия уступает философии нового времени, которая возникает вне завершившей своё развитие философии Возрождения - будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической (механической) картины мира.
Опубликованная в 1543 г. книга Николая Коперника "О вращениях небесных сфер" не только определила характер научной революции XVI в., но сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире. Ее значение далеко выходит за рамки собственно истории астрономии. Сам Коперник называл созданное им учение "философией", а себя считал не только астрономом и математиком, но и философом, и как возникновение, так и последующее воздействие его труда на развитие европейской мысли связано с коренными проблемами философии Возрождения. Коперниканская революция не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира, к замене центрального положения Земли центральным положением Солнца. Разумеется, гелиоцентризм давал иную картину движений небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами, дать, наконец, такое описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось бы с данными астрономических наблюдений. Но главное при этом заключалось в создании объективно истинной картины движений планет, что и явилось камнем преткновения для признания коперниканства со стороны теологии.
Джордано Бруно (1548-1600).Основные работы: "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Изгнание торжествующего зверя" (1584), "О героическом энтузиазме" (1585), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588).
Мировоззрение Бруно в целом материалистично, но по форме это пантеизм. Бог окончательно переселяется в природу и становится «богом в вещах». Бесконечная вселенная в целом - это Бог - он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего". Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Природа бесконечна. Солнце не является центом Вселенной. Такого центра во Вселенной вообще нет. Солнце есть центр нашей солнечной системы. И таких Солнц множество. Предполагал, что существует множество миров, которые также обитаемы. Душой вселенной является движение.