Занятие 1. Древняя философия.
1. Философия Древней Индии.
Значение «Вед» для индийской философии. Философские идеи «Упанишад». Ортодоксальные даршаны (санкхья-йога, вайшешика-ньяя, миманса-веданта.) Неортодоксальные даршаны (адживика, джайнизм, локаята-чарвака). Философия буддизма.
2. Истоки китайской философии. «И-цзин». Школа «Инь-ян», даосизм, школа легистов, Конфуций и конфуцианство, Мо-цзы и моизм, «Школа имен» (миндзя), материалист Ван Чун.
3. Греческая философия и мифология. Зарождение философских идей в Милетской школе. Учение Гераклита. Ксенофан и элейская школа. Философия Платона и Аристотеля. Античный атомизм. Философия стоицизма.
Ключевые термины
Апории, апейрон, атом, бытие и небытие, движение, логос, благо, единое и многое, число, форма и материя, космос, истина, этика, субстрат, субстанция, метод.
Методические рекомендации
В древности мир воспринимали как нечто целое, единое. Это утверждение своими корнями уходит в миф. Представление древних о целостности мира отличаются от современных, они носили пространственный характер (космос – все находится в одном). В космосе все устроено единообразно (подобие) и имеет одну вещественную основу. Речь шла о первоэлементах, из которых сделан мир. У разных народов их набор разный, но всегда колеблется в пределах пяти первоэлементов: земля (глина), вода, воздух, огонь, металл. На этих основах строятся мировоззренческие и философские системы древности.
Кроме этого, признается существование и некого материального единства мира. На самых ранних этапах становления философии «это» не определяется, а обозначается словами-символами с мистическим смыслом. Далее эти символы вырастают в философские понятия всемирного духа, надындивидуального начала или подлинного бытия (единое, брахман и т.д.).
Независимо от двух перечисленных начал мира существует и третья сила – неумолимый. Неподвластный богам и людям закон мироздания, естественный ход вещей. Далее эти представления развиваются в теорию изменчивости мира, то есть – диалектику. Это Логос Гераклита, Дао в даосизме, дхарма в индуизме и буддизме.
Все античные философы также были единодушны в утверждении, что мир един. Но почти все они расходились во мнении, что именно служит цементирующим мировым началом. Субстанция – это то начало, которое объединяет великое многообразие всех вещей и явлений. Фалес считал, что субстанцией является «вода», Гераклит – «огонь», Анаксимандр – «апейрон» (нечто беспредельное), Эмпедокл – 4 стихии (земля, огонь, воздух, вода), Пифагор - «числа», Платон – «идеи» и т.д. огромное разнообразие точек зрения обусловило появление принципа «эпохэ» Пиррона и скептиков (т.е. принципа воздержания от суждений). Если мнений много, то истину не знает никто, а потому следует избегать всяких категорических суждений о вещах. В конце концов, «человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они существуют» (Протагор).
В отличие от скептиков и софистов. Многие другие античные философы думали, что есть инструмент познания, способный привести пытливого исследователя к истине путем преодоления тьмы мнений. Инструмент этот – диалектика. Античными мыслителями диалектика трактуется неоднозначно. И все же общим местом является ее определение как метода, способного вывести человека из сетей противоположностей. Умение найти скрытое единство за внешне враждебными противоположностями объекта (или суждения) есть диалектический метод. Отсюда надо полемизировать, спорить. Сталкивать противоположные мнения, чтобы добраться до истины, ведь мудростью обладает не тот, кто владеет богатством, обширными знаниями, кто стремится к вершинам славы и власти. Различные античные школы, разумеется, проповедовали свой идеал мудреца: Нои говорили – мудр тот, кто познал покой и счастье; другие утверждали, что мудр многознающий; третьи убеждали – «многознание уму не научает» (Гераклит). Но. Так или иначе, мудрец должен владеть истиной. Вопрос лишь в том, где она.
Литература
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. С.150-181.
2. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М.: Политиздат, 1989. С.9-80.; История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль. 1989.; античная философия истории. – СПб.: Алетейя.2000.
3. Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986. С.404-414ю
4. Реале Дж.. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994.
5. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (начало древнегреческой философии) Учеб. Пособие – Интерпракс. 1996.
6. Рассел Б. Мудрость Запада – М.: Республика, 1997.
7. Великие мысли великих людей: Антология афоризма. В 3-х тт. Т.1 Древний мир. Сост. Кондрашев А. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.
8. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость. Учеб. Пособ. для ВУЗов. М:-СПб.: Амфора, 2001.
9. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. Сб. ст. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., и др. Пер. с англ. СПб.: Амфора, 2001.
10. История восточной философии: Учеб. Пособ. Сост. Степанянц М.Т. РАН Ин-т философии. М.1998.
11. Древнерусская космология. Григорьев А.В. и др. СПб.: Алетейя,2004.
12. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высш. шк. 2003.
13. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. Учеб. Пособ. М.: Высш.шк.,2003.
14.Лукьянов А.С. Становление философии на востоке. Древний Китай и Индия. М.:1989.