Тема 1. Что такое философия.
Тематический план
1. Сущность мировоззрения. Его структура и исторические типы.
2. У истоков философии: мифология и религия.
3. Философия как мировоззрение. Философская. Научная и религиозная картины мира.
4. Философия как «логос» культуры. Типология культуры и рациональности. Западный и восточный типы рациональности.
5. Мудрость и любовь к мудрости среди ценностей культуры. Свобода и ответственность, дружба и состязание, знание и вера и т.д. Истина, добро, красота как составляющие мудрости и философского опыта.
6. Философия и наука. Этические и эстетические грани культуры и философии.
7. Понятие философии. Предметное и проблемное поле философии.
8. Основные разделы философии: диалектика, онтология и гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия и отраслевая философия (права, науки, политики, хозяйства, техники); натурфилософия, философия культуры.
9.Многообразие философских направлений, течений и школ.
Ключевые термины по теме.
Мировоззрение, мифология, религия, философия, наука, общая картина мира, естественнонаучная картина мира, универсальная картина мира, мироощущение, миросозерцание, миропонимание, культура, природа, культурные ценности, истина, добро, красота, логос, мудрость, рациональность, свобода и ответственность, дружба и состязание, знание и вера, наука, основной вопрос философии, диалектика, онтология, гносеология, аксиология, философская антропология, социальная философия, метафизика, материализм, идеализм, дуализм, деизм, агностицизм, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, субъективистский идеализм, объективистский идеализм.
Некоторые пояснения.
Мир един и целостен. В основе объяснения мира так же лежит целостность его восприятия. Это главная посылка этого занятия. Но, не смотря на эту целостность, восприятие мира зависит от познающего субъекта. Поэтому рождаются разные картины мира, разные формы мировоззрения. Философия как бы «с высоты птичьего полета» охватывает всех их, предельно обобщая. Предметом философской рефлексии здесь выступает мировоззрение «вообще». Последнее имеет свою структуру, уровни, тенденции развития. Эти тенденции реализуются в исторических типах мировоззрения.
Культура проводит границы. Первая её грань отделяет общество от природы. Культура объединяет людей. Существуют универсалии культуры (общие для всех народов правила и ценности), через них культура становится единой. Но культура и разъединяет людей, ибо она проводит границы внутри собственного содержания. Культура едина и многообразна.
Философия предстает как «квинтэссенция» культуры, то есть она изучает наиболее значимые ценности и идеалы той или иной культурной системы. Многообразие культур предполагает многообразие философских систем.
Философская теория базируется на законах. Таковы, в частности, законы диалектики, практики и познания. Специфика философии как науки заключается в двух особенностях:
1) философия изучает не мир, оставляя за скобками человека, а отношение человека к миру; не только отражает, но и творит мир (мир, который должен быть);
2) язык философии состоит из категорий, т.е. понятий с предельным уровнем общности (самые широкие по объему и самые бедные по содержанию).
Указывая на мировоззренческий характер философии, следует определить, что такое мировоззрение, каковы его типы и почему «человек без мировоззрения» - невозможное существо. Философия – сложная наука. Общая философия, как и общая физика или общая биология, делится на ряд философских наук, каждая из которых изучает особое отношение человека к миру. Например, гносеология изучает отношение познающего человека к миру, который познается.
Особенность предмета философии (отношение человека к миру), мировоззренческий характер философии реализовались в разнообразных философских направлениях. Каждое из них раскрывает сложное содержание философии по-своему, исходя из своего мировоззрения и своего отношения к миру. Но, не смотря на эту пестроту, можно найти некие общие основания для классификации философских направлений. Основной вопрос философии – это наиболее абстрактный критерий классификации философских направлений, но есть и другие – более конкретные (временной, национальный и др.).
Дополнительная литература по теме.
1. Василенко И.А. Политическая философия: Учебн пособие для студентов ВУЗов. М.: Гардарики, 2004.
2. Вундт Вильгельм. Введение в философию. М.: «ЧеРо», «Добросвет», 1998.
3. Гаджиев К.С. Введение в политическую философию: учебп. Пособие. М.: Логос. 2004.
4. Гарин И.И. Что такое философия? Запад и Восток. Что такое истина? М.: ТЕРРА – Кн. Клуб. 2001.
5. Делез Жиль, Гваттари Феликс. Что такое философия? Пер. с фр. М. – СПб.: Инст-т эксперимент. Социологии, 1998.
6. Джеймс Уильям. Введение в философию. Пер. с англ. М.: Республика, 2000.
7. Джентиле Джованни. Введение в философию. Пер. с итал. СПб.: Алетейя, 2000.
8. Дьюи Джон. Реконструкция в философии. Пер. с англ. М.: Логос, 2001.
9. Нагель Томас. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. Пер. с англ. М.: Идея – Пресс, 2001.
10. Никифоров А.Л. Природа философии: основы философии. М.: Идея – Пресс, 2001.
11. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
12. Каган М.С. Философия как мировоззрение. / Вопросы философии. 1997, №9.
13. Прохоров М.М. В поисках нового мировоззрения. Н.Новгород, 1992, гл.1ю
14. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцание и умозрение. Введение. М.,1994.
15. Кравченко И.И. Политическая мифология / Вопросы философии, 1999, №1.
16. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.,1990.
17. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. / Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.,1990.
18. Бэкон Ф. О мудрости древних. / Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт. М. 1972. Т.2.
19. Гудинг Д.Л.Д. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире. Учебное пособие. Пер. с англ. Ярославль: Диа-пресс, 2000.
20. Мир человека: Теория и история мировоззрений. (Сб. научн. Трудов. Вып.21) Редкол.: Прохоров М.М., Зеленов Л.А., Кутырев В.А. и др. Н.Новгород. Изд-во ННГУ, 1997.
21. Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека: Монография. Н.Новгород, ВГИПИ, 1998.
22. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. С.101-202.
23. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Наука.1995.
24. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С.425-504.
25. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М, 1989.
26. Соловьев Вл. Первый шаг к положительной эстетике. / Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт. М.,1988. Т.2.
27. Хоцей А.С. Основная ошибка философии. Детерминизм и свобода воли. Замечания по поводу взглядов Томаса Куна. Казань: Дом печати. 2003.
28. Картунов С. Альтернативы. (Аксиоматические аспекты христианства, марксизма и философии жизни). М,1992.
29. Выжлецов Г.П. Аксиологии культуры. СПб. 1997.
30. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. М.: Алгоритм, 2003.
31. Зеленов Л.А. Система философии. Н.Новгород: ННГУ. 1991.
32. Щуров В.А, Новый технократизм: Феномен техники в контексте духовного производства. Монография. Н.Новгород: Изд-во ННГУ. 1995.
33. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. Монография. Н.Новгород: Изд-во ННГУ. 1996.
34. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Под Ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. СПб.: «Алетейя», 2001.
35. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия наук и техники. Учебное Пособие. М.: Гардарика. 1996.
36. Уайтед А.Н. избранные работы по философии. М.: Прогресс. 1990.
37. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.2 / Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 21; Диалектика природы / заметки и фрагменты. Воззрение древних на природу. / Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т.20.
38. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-и тт. М. 1956. т.2
39. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. наука логики. Введение. М. 1974.
40. Булгаков С.Н. Трагедия Философии. Очерк первый. Типы философских построений. / Булгаков С.Н. Соч. в 2-х ТТ. М. 1993. Т.1.