Лекция 1. Философия науки и философия искусства: генезис, специфические черты и задачи
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»
(ГБОУВОРК «КУКИиТ»)
Кафедра философии, культурологии и гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
___________ ___________
«____» _____________ 2016 г.
Лекции по учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ИСКУССТВА
по направлениям и профилям подготовки
52.04.03 Театральное искусство
51.04.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников
53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство
53.04.02 Вокальное искусство
квалификация (степень) выпускника
«магистр»
Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры
протокол № 1 от _______2016
Симферополь 2016
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»
(ГБОУВОРК «КУКИиТ»)
Кафедра философии, культурологии и гуманитарных дисциплин
Лекция по учебной дисциплине
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ИСКУССТВА
ТЕМА 1 : «Философия и наука»
Лекция 1. Философия науки и философия искусства: генезис, специфические черты и задачи
1. Генезис философии науки.
2. Проблемное поле, цель и задачи философии науки.
3. Особенности научного познания.
4. Функции науки в современном обществе.
Учебный вопрос №1
Генезис философии науки.
Философия — сложное, изменяющееся культурно-историческое явление. Вопрос, касающийся определения предмета философии и ее взаимосвязей с наукой, достаточно труден, ведь представления о смысле и предназначении философии в разные эпохи выглядят по-разному. Для того чтобы понять современное состояние философского знания и его соотношение со сферой научной деятельности, необходимо вкратце вспомнить об античных истоках становления философии и науки.
Философия и наука были когда-то единым целым. В Древней Греции понятие «философия» имело смысл, близкий к понятию «наука». Как только зародилось античное рационалистическое мировоззрение, оно,
постепенно освобождаясь от мифологических установок, было направлено вообще на весь мир, как бы охватывая сразу все предметы познания. В ранний период античной философии еще не было разделения знания на различные дисциплины. Необходимо понимать, что философия, хотя это и непривычно для современного человека, тогда была единой наукой как таковой, или наукой вообще. Но постепенно вычленяются различные дисциплины и направления. Скажем, у Аристотеля выделяются первая философия, или метафизика (изучающая наиболее общие, абстрактные свойства сущего), и вторая философия, или физика (изучающая собственно окружающий мир в его процессах естественного движения и изменения). С течением времени из недр первичного философского взгляда на мир выходят и приобретают самостоятельность различные специальные науки: астрономия, математика, биология и др.
Однако не всегда отношения философии и отпочковавшейся от нее науки складывались безоблачно. В период Нового времени (с XVII в.) в связи с ускоренным развитием точного естествознания прежнее метафизическое знание стало вытесняться научным; в новой ситуации положение философии стало менее определенным. В итоге наука как самостоятельный рациональный проект существенно оттеснила традиционную философию и вышла на лидирующие позиции в культурной жизни вообще. Поэтому сегодня не так-то просто ответить на вопросы, зачем вообще нужна философия и тем более что полезного она может предложить современной науке. Сейчас
наука и академическая философия разделены строгими профессиональными барьерами. Более того, у многих современных людей вообще сформи-ровалось предвзятое, пренебрежительное отношение к философии. Например, ее считают лишь собранием бесполезных или банальных рассуждений. Часто говорят также о кризисе философии, в т.ч. и сами философы.
Чем же является философия в современной социально-культурной ситуации? Можно сказать, что сегодня философия представляет собой сохранившийся через века, доживший до наших дней и использующий современные интеллектуальные средства импульс того самого первоначального
античного «свободного поиска», не дифференцированного на узкие специа-лизированные области и не стесненного жесткими методологическими
рамками (подобно тем, которые существуют в науке). Конечно, философия сегодня тоже является университетской дисциплиной со своими внутренними правилами, делениями на направления и темы. Например, у профессиональных философов периодически возникает желание дать философии строгое определение, навязать жесткие рамки мышления, отделить «настоящих» философов от «ненастоящих», как бы стандартизировав философию на манер точных наук. Но все эти попытки рано или поздно отбрасываются. Мы не должны терять из виду изначального философского проекта раскрепощенного и целостного познания мира. Философия — это всегда попытка начать все сначала, вновь и вновь поставить важнейшие вопросы: кто такой человек, как устроен мир, как человеку следует в нем жить и т.п.
Философия — это живой и свободный интеллектуальный поиск.
Философия — это первичное «горение» мысли, первичное усилие самой рациональности, из которых рождаются новые идеи, новые культурные смыслы, а также и новые области научной деятельности. Сфера философских
исследований весьма разнородна. В ней разрабатываются учение о бытии,
учение о познании, логика, этика, эстетика и многие другие учения. Философия —это также сфера мысленных экспериментов, обнаружения и постановки новых проблем, обкатки новых интеллектуальных средств. На самом деле любой человек, покидающий привычную дорогу испытанных способов мысли и действий и открывающий новые точки зрения, уже является в той или
иной степени настоящим философом, пусть и непрофессиональным. Разумеется, не все «производимое» в философии оказывается в дальнейшем плодотворным, не все принимается последующим развитием мысли. Но ведь то же самое касается и научных исследований: далеко не все научные поиски оказываются перспективными и далеко не все научные проекты завершаются
открытиями. Все это — неизбежные издержки процесса свободного поиска.
В каких-то исторических ситуациях философия может испытывать трудности со своим самоопределением в культуре, но в целом философствование как выражение стремления человека понять мир и свое предназначение в мире непрерывно и вечно. Поэтому неверно было бы представлять философию профессионально замкнутой скучной дисциплиной, наполненной общеизвестными суждениями или совершенно оторванной от реальной жизни.
Учебный вопрос №2
Проблемное поле, цель и задачи философии науки.
Несмотря на то что сейчас наука и академическая философия отделены
друг от друга и кажется, что наука прекрасно обходится без философских учений, на самом деле вся научная деятельность насыщена философскими принципами и предположениями. Научный поиск вообще невозможен без
поддержки со стороны «живой», работающей философии, которую использует любой ученый в своей деятельности, осознает он это или не осознает. Великий немецкий философ и ученый Г.В. Лейбниц указывал, что философией пропитана буквально вся человеческая деятельность, что огромная масса понятий пришла из философии и что «именно из них состоят почти все наши рассуждения, и не только теологи и философы, но и политики и врачи после каждого третьего слова вынуждены употреблять нечто метафизическое и выходящее за пределы физических ощущений»1.
Каковы же функции философии в научном познании?
Прежде всего отметим, что философствование отнюдь не является процессом произвольного и бездоказательного умствования. Наоборот, всякое философствование апеллирует именно к рациональным основаниям, аргументирует и обосновывает свои утверждения. Философские концепции, предлагаемые мыслителями, представляют собой абстрактные теоретические конструкции с внутренней взаимосвязью элементов и с собственной базой аргументации. Построение философской теории — это систематическое и последовательное развертывание какого-то первоначального допущения, исходной интуиции, взгляда на мир. С другой стороны, философские
конструкции никогда не принимаются философским сообществом на веру, без строгой оценки. Они подлежат рациональному обсуждению и должны выдержать концептуальную критику. Конечно, философские учения не опровергаются напрямую научными фактами (хотя опосредованно они все же должны быть совместимы с научными данными), но в философии в каждую историческую эпоху действует свой собственный комплекс норм обоснованности и теоретической адекватности. Философские концепции, как и научные теории, можно критиковать, оценивать, сравнивать, отвергать, предпочитать одну другой, принимать какую-либо как наиболее разумную.
В мировой философской и методологической литературе философские компоненты научной деятельности принято называть метафизическими. В этом термине оживает первоначальное аристотелевское понимание метафизики как учения о наиболее общих, абстрактных свойствах
существующего вообще, о предельных началах бытия и познания.
В первой половине XX в, в философии науки преобладала тенденция враждебного отношения к традиционной метафизике, т.е. антиметафизические настроения. Эта тенденция сформировалась под влиянием т.н. позитивизма — философского учения, парадоксально направленного против самой же философии. Позитивизм провозглашал науку самодостаточным видом человеческой деятельности, а метафизику — собранием бессмысленных утверждений и антинаучных заблуждений (о позитивистской
программе мы будем говорить подробнее в § 0.2). Однако позже исследователями были обнаружены весьма полезная роль метафизики в науке и, более того, предельная насыщенность самой науки различного рода метафизическими компонентами. Начиная с этого периода (который в философии науки связан со становлением т.н. постпозитивизма) отношение к метафизике стало более уважительным и терпимым. Пришло понимание того, что
общий метафизический фон является необходимой и неустранимой предпосылкой научного познания вообще.
Какую роль играет философия в научном познании? Обычно говорится, что философия дает ученому базовые теоретические и методологические принципы. Но это слишком общая характеристика. Она не раскрывает все богатство функций философии в реальной научной практике. На самом деле философские, или метафизические, составляющие научной
деятельности очень разнообразны и плодотворны. Так, к основным функциям философии в научном познании относятся:
1) критическая;
2) предпосылочная;
3) обобщающе-экстраполирующая;
4) эвристическая;
5) ценностно-этическая;
6) интерпретирующе-коммуникативная;
7) проясняющая;
8) направляющая.
Опишем их подробнее.
1. Критическая. Это, пожалуй, наиболее яркая, наиболее заметная
функция философии. В тех ситуациях, когда ученый производит пересмотр сложившихся представлений, переосмысливает сами устоявшиеся научные понятия и общепризнанные способы мышления, когда он пытается выйти за рамки традиционного и взглянуть на все это как бы со стороны, он занимается именно философской деятельностью. Подвергнуть сомнению самое, казалось бы, привычное и отправиться в свободный интеллектуальный поиск — это и есть философия в действии.
Пытаясь найти нужные ориентиры, ученый может отбросить современные ему научно-философские положения и вернуться к каким-то более ранним метафизическим системам. Он может черпать из них потенциал для критики имеющихся представлений. Например, именно это произошло в начале Нового времени (Х\Т>Х\Т1 вв.), когда были подвергнуты сомнению устои аристотелевско-схоластической метафизики; в тот период ученые в поисках более адекватного способа мышления и соответствующих критических аргументов обратились к античному учению об атомах —
к представлениям Демокрита, Эпикура, Лукреция.
Разумеется, значение критической функции философии резко возрастает в периоды научных революций. Если во время относительно спокойного развития науки, когда преобладают процессы устойчивого накопления знаний, наука кажется совершенно автономной по отношению к философии,
то в период смены научных представлений роль философии в области оснований науки становится весьма важной, иногда даже решающей.
2. Предпосылочная. Научная деятельность пронизана понятиями, перво-начально выдвинутыми в философском познавательном проекте. Это, например, такие фундаментальные, логико-методологические понятия, как причинность, взаимосвязь, отношение, сущность, элемент и многие другие. Философия обеспечивает научное познание базовыми интеллектуальными инструментами. Это понятийная, или категориальная, поддержка
науки. Кроме того, философия обеспечивает науку и определенными со-держательными представлениями, исходными тезисами.
Вообще для обозначения совокупности начальных допущений и предпосылок используют специальный термин «предпосылочное знание». К пред-
посылочному знанию относятся общие представления об объективной реальности и методологические принципы. Без предпосылочного знания невозможно выполнить даже относительно простые научные процедуры. Так, используя процедуру измерения скорости движущегося тела, мы в классической механике основываемся на том базисном допущении, что свойства часов и линеек являются абсолютными, не зависят от их скорости (а в релятивистской механике, как известно, это допущение не проходит).
Философское предпосылочное знание существенно влияет на возможность достижения конкретных научных результатов. Философские установки могут помочь ученому и, наоборот, могут помешать ему совершить открытие. Это касается даже математики, при всей ее кажущейся самодостаточности. Например, Р. Декарт, основываясь на разработанных им
философских идеях о познаваемых и непознаваемых объектах, ограничил
предмет геометрии лишь алгебраическими кривыми, что фактически помешало ему выйти к новой области математических исследований; метафизические позиции Р. Декарта оказались для развития математики препятствием, которое позже отбросили Г. Лейбниц и И. Ньютон. В то же самое
время у Г. Лейбница разработка дифференциального исчисления была существенно связана с его общими метафизическими представлениями о непрерывности.
Философские установки обеспечивают основу для качественной оценки проводимых научных исследований: значимости полученного материала, общей метафизической «привлекательности» выдвигаемых гипотез и т.п. Исходные предпосылки влияют даже на такую прозаическую вещь, как финансирование научных исследований. Ведь планирование исследований всегда производится в соответствии с определенными философскими соображениями. Общая концепция, главенствующая в той или иной науке, формирует саму цель планируемых исследований, поэтому, как указывает М. Бунге, она оказывается даже более важным элементом, чем бюджет, т.к.
исходный философский фон будет отчасти определять и бюджетную сторону. Например, если ведущий теоретический принцип близок к эмпирической
философии, то исследование будет ограничено собиранием данных и фено-менологическими теориями. И наоборот, если философские соображения выходят за рамки эмпиризма, то будут поощряться поиски смелых теорий и т.п.'
3. Обобщающе-экстраполирующая. Эту функцию можно считать частным случаем предыдущей, однако стоит подчеркнуть ее особую важность для научного проекта.
Установка на выдвижение общих принципов, далеко выходящих за
пределы наличного опыта, была выработана в традиционной философии.
Ученые привыкли использовать эту установку почти не задумываясь. Ученый в своих выводах постоянно выходит за рамки полученного эмпирического материала. Действительно, на каком основании исследователь, выполнивший определенную серию экспериментов в лаборатории, осмеливается перенести результаты на более широкую область, которая им в реальности не изучалась и, более того, говорить об обнаружении им какой-то закономерности? Ведь на самом деле наука реально занимается лишь ограниченными фрагментами мира; она опирается на конечные области данных наблюдений и экспериментов. Впервые достаточно четко это было показано великим немецким философом И. Кантом.
Но если бы наука только фиксировала то, что она непосредственно получила из опыта, она никогда не сформулировала бы ни одного закона из разрозненного эмпирического материала, из данных единичных наблюдений. Все эмпирические данные так и остались бы разрозненными. Тем более наука никогда не могла бы ничего сказать о «мире в целом», связать знания о нем в какую-то единую картину. Именно И. Кант блестяще показал великую роль метафизики (или «теоретического разума») в науке, позволяющей обобщить полученные данные и сформулировать научные законы, а от них подняться на еще более высокую ступень общности — к фундаментальным
принципам. И если мы сегодня говорим, например, о неуничтожимости мате-риального движения, об эволюционном процессе в живой природе, о симмет-риях в мире элементарных частиц и т.п., то все эти выдающиеся обобщения (принцип движения, принцип эволюции, принцип симметрии) являются именно метафизическими положениями. Мы никогда не сможем исследовать весь мир, все его пространственно-временные области. Но мы убеждены, что неисследованные области подчиняются тем же самым фундаментальным законам, которые мы приписываем изученным фрагментам мира.
Можно сказать, что наука как таковая вообще основана на далеко идущих обобщениях. Привычные и естественные для ученого представления о том, что природа как целое единообразна, постоянна и проста в своих фундаментальных основаниях, это на самом деле не следствия продвижения науки, а предпосланные ей метафизические гипотезы, обладающие
предельно общим, экстраполирующим характером1.
4. Эвристическая. Философия является неистощимым поставщиком ценных идей, регулятивов, теоретических сюжетов для ищущего новые пути ученого. Те или иные ходы философского мышления могут подсказать ученому решение научных проблем или направить его мышление
к осознанию важнейших закономерностей строения мира. Например, помощниками в теоретических исканиях Вернера Гейзенберга, одного из творцов квантовой механики, являлись произведения Платона.
Выдвижение плодотворных идей и придание им важного культурного
смысла является одной из основных функций философии вообще. Так,
Н.В. Мотрошилова отмечает: «Можно сказать, что главнейшей функцией философии как специфической формы человеческого знания, культуры... является рождение и обогащение поистине бессмертной сокровищницы всеобщезначимых идей»2.
Подхваченные наукой плодотворные философские идеи и концепции со временем естественным образом оказываются в составе научных
теорий, как, например, это случилось с умозрительной атомистской концепцией. В итоге знание, относившееся к традиционной метафизической области, может постепенно включаться в науку. Известный за-падноевропейский философ К. Поппер, один из первых обративший внимание на позитивную роль метафизики в науке, называет этот процесс «движением от мифа к науке».
Кроме того, философия оказывает серьезную помощь развитию науки, давая единое понимание различных методологических принципов и подходов, которые приложимы к разнообразным областям познания. По мнению В.А Фока, выдающегося отечественного физика, одной из основных задач философии в области специальных наук как раз является перенесение новой методологии, полученной в одних науках, в другие научные дисциплины.
5. Ценностно-этическая, На первый взгляд, деятельность ученого выглядит «чистым познанием», свободным от субъективного отношения ученого к изучаемому объекту, от индивидуальных предпочтений и оценок. Во многом этот идеал верен. Он является внутринаучным регулятором познавательного продвижения. Однако в более широком контексте проблема взаимоотношения знания и ценности намного сложнее. На самом деле научное познание вообще было бы невозможно без ценностно-личностной
включенности ученого в область исследовательской деятельности: так, для
занятий наукой он должен видеть в ней высокий смысл и ценность, ради
которых стоит тратить время собственной жизни. Без определенного ценностного отношения ученый вообще не смог бы выбрать тот или иной
объект исследования. Ценностные аспекты играют важную роль также на институциональном уровне научной деятельности. Как известно, этико-
социальные проблемы взаимоотношений ученых и общества являются
всегда актуальными и непростыми. По роду своей деятельности ученые оказываются вовлеченными в сложный контекст социальной ответственности.
Сказанное означает, что научная деятельность пронизана многообразными ценностными отношениями. Но ценностные отношения как таковые находятся опять же в русле общих метафизических представлений о добре и зле, о допустимом и неприемлемом, о непреходящем и суетном. Обсуждая все эти вопросы, мы оказываемся в сфере философствования.
6. Интерпретирующе-коммуникативная. В наш век узкой специализации и взаимонепонимания философия может выступать и действительно выступает средством общения для различных областей знания:
1) философия оказывается посредником для ученых смежных или более отдаленных специальностей, решающих проблему, общую для их областей деятельности. В этом случае базовые, предельно общие рамки обсуждения помогают ученым выделить главное в их совместной проблеме, наладить полноценное междисциплинарное общение;
2) она позволяет преодолеть разрыв таких существенно различных научных областей, как естествознание и гуманитарная наука. Австрийский
физик и философ Ф. Франк утверждает, что вообще важнейшей функ\ цией философии науки должно являться «наведение мостов» между естественно-научным и гуманитарным знанием1; 3) общение ученых и представителей других сфер деятельности тоже осуществляется «на территории» философии (хотя чаще непрофессиональной); общение ученых и деятелей искусства, ученых и прессы, а также современные социально-политические и этические дискуссии о науке тоже проходят (или по крайней мере должны проходить) именно в поле
общефилософской аргументации, свободного концептуального диалога. Надо сказать, что, по сути дела, общество и видит науку во многом через призму той философии, которая интерпретирует научные знания, адаптирует их к общественному сознанию, включает в современное ей мировоззрение через различные образы, метафоры, ключевые идеи, а также дает экстраполяции, социальные прогнозы и т.п. 7. Проясняющая. Сегодня становится весьма актуальной задача понять саму научную деятельность, ведь наука становится все более разветвленной, дифференцированной, перегруженной фактической информацией. Иногда легче самому поставить эксперимент, чем найти нужные данные о его выполнении другими учеными, об иных его версиях. Часто научные журналы, будучи не в силах овладеть потоком информации, работают только с ограниченным кругом источников: два журнала могут ссылаться только друг на друга. Все это производит известное впечатление хаоса. Научная деятельность в таких условиях выглядит утрачивающей свой смысл. Понимать, что же действительно происходит в данной конкретной области, группе наук, современной науке в целом, — очень важная задача, и эта задача философская в широком смысле слова.
Важнейшим видом проясняющей деятельности является работа в области т.н. оснований той или иной науки. М. Бунге именует этот непрекращающийся процесс прояснения содержания теоретических систем «домашней уборкой». Исследования в области оснований важны не только в период критического переосмысления науки (во времена научных революций), и в относительно спокойные периоды тоже должна проводиться «текущая уборка» имеющегося научного знания. Известный логик А.С. Есенин-
Вольпин называет такие исследования фундаменталистикой, настаивая на том, что вообще в любой области знания должна быть собственная
сфера оснований, ставящая своей целью не расширение или применение
знаний, а их обоснование, шлифовку, повышение строгости доказательств, изгнание всех некритично воспринятых утверждений2. Достоин ства такого упорядочения очевидны; содержание же деятельности фунда-менталистики оказывается логико-философским: здесь выявляются скрытые допущения, изучаются способы аргументации, осуществляется проверка непротиворечивости, полноты теории, внутренних связей между ее первичными и производными понятиями. В идеале результатом такой работы должна стать аксиоматизация данной научной области.
8. Направляющая. Из обзора предыдущих функций мы увидели, что метафизика оказывает существенную помощь науке, является важным ин-теллектуальным инструментом для решения научных задач. Но значение метафизики для науки не исчерпывается инструментальными функциями. Соотношение метафизики и науки гораздо глубже. Несколько неожиданный поворот этой темы предлагает западный философ и историк науки
Джозеф Агасси. Он переворачивает принятые представления о помощи науке со стороны метафизики. Дж. Агасси утверждает, что следует, наоборот, считать науку средством решения метафизических проблем. Действительно, факты из истории науки показывают, что критерием выбора тех или иных научных проблем часто является их значение для метафизики. Особенно, конечно, это касается фундаментальных исследований. В науке мы
занимаемся преимущественно теми проблемами, которые важны и интересны именно с метафизической точки зрения и которые могут подтвердить и систематически развернуть фундаментальные метафизические идеи о структуре и основаниях мироздания. Это означает, что метафизика играет в науке направляющую роль, координируя сам процесс научного поиска, стимулируя научный интерес. Метафизика не просто помогает науке в ее самостоятельном поиске, но она «ведет» за собой науку в общей исследовательской стратегии. Метафизика задает науке устойчивые ориентиры, являясь для
науки, по словам Дж. Агасси, «программой будущего научного развития»1.
Следует говорить не только о том, что значение философии для науки возрастает в периоды научных революций, когда философия становится инструментом критики; ее роль более значительна: она часто является и движущей силой самих научных революций. Приведем пример. Историк науки А. Койре показывает, что научная революция ХУ1-ХУП вв.,
ознаменовавшая собой собственно рождение новой науки, была связана прежде всего с революцией метафизической — с изменением глобальных представлений о Вселенной вообще. «Метафизическая революция»
прежде всего отвергла схоластически-аристотелевское понимание Космоса; она заменила старые представления о Космосе как о конечном
иерархическом мире новым представлением о бесконечной и гомогенной Вселенной. Причем интересно, что в основаниях науки Нового времени лежали совсем не новые опытные данные: А. Койре показывает, что сами опыты XVII в. по измерению ускорения были совсем не точны, для
того чтобы они были действительно значимы, их надо было бесконечно
экстраполировать, и если они должны были якобы доказать реальность инерциального движения, то ведь эта инерциальность в строгом смысле в реальных условиях вообще невозможна. Поэтому ведущим фактором в построении математической механики явились не непосредственные экспериментальные данные, а именно изменение философской установки, «инфинитизация Вселенной»1.
Резюме. Таким образом, философское знание выступает предпосылкой научного исследования, создает ему необходимый концептуальный
фон; оказывает непосредственное влияние на сам процесс исследования, задавая критерии для качественной оценки той или иной гипотезы или теории; экстраполирует полученные данные и обобщает их до уровня фундаментальных научных принципов; интерпретирует научные результаты и опосредует диалог различных областей знания; выступает важным эвристическим средством; служит инструментом критики в период становления новых научных представлений; становится непосредственной движущей силой научных революций, меняя глобальные представления о миропорядке; направляет научный поиск и формирует фундаментальный интерес ученых к решению важнейших метафизических проблем; осмысливает общие ориентиры ценностных отношений, связанных с научной дея-тельностью; проясняет основания и содержание научного знания, способствуя самопониманию науки. Это разнообразие функций показывает,
что научная деятельность от начала и до конца пронизана философским содержанием. Указанные функции пересекаются друг с другом, образуя
единую «равнодействующую» присутствия метафизики в научном познании. Предельно обобщая значение философии для науки, можно сказать,
что роль философии в науке прежде всего мировоззренческая и методо-логическая. Философия задает науке мировоззренческий и методологический базис, необходимый для исследовательской деятельности.
Само понятие науки многозначно. Так, принято различать следующие
разновидности:
1) наука как система знаний;
2) наука как деятельность;
3) наука как социальный институт;
4) наука как культурно-исторический феномен.
Поэтому столь сложный предмет, каким является наука, изучают во многих плоскостях. Но можно выделить два наиболее общих контекста, к которым с известной долей условности можно свести изучение научной деятельности. Это когнитивный и социально-культурный контексты научного познания.
К когнитивной плоскости (от лат. ^ПІЇЮ — «познание») относят круг тем, охватывающих внутренние концептуальные вопросы науки. Сюда традиционно включают теоретико-познавательные (или эпистемологические, от греч. episteme — «знание, познание»), методологические и логические аспекты. Однако анализ научной деятельности не исчерпывается только изучением его когнитивно-концептуального содержания. Ведь для научной деятельности характерны также сложные взаимосвязи с социальными, историческими и культурными факторами. Эти взаимосвязи относят к социально-культурному контексту анализа научного познания.
Следует отметить также, что наука изучается не только на обобщенно-философском уровне. Она является предметом и специальных дисциплин: социологии, экономики, психологии, истории и других, где формируются соответствующие разделы (социология науки, экономика науки и т.п.). Сегодня существует обширное комплексное направление, объединяющее различные дисциплины вокруг многостороннего изучения науки — науковедение. Ведущую роль в нем играют наиболее общие, т.е. философские, дисциплины. Однако непроходимой пропасти между философией
науки и специальными науковедческими направлениями нет. Философия науки активно использует материал конкретных исследований, и, соответственно, специальные дисциплины существенно связаны с исходными установками и концепциями философии науки.
Точно так же не существует резкой границы между когнитивным и социально-культурным контекстами анализа научного познания. Важной тенденцией последних десятилетий является как раз их неуклонное сближение. Когнитивный и социально-культурный контексты переплетаются сложным образом как в самой науке, так и в описывающих ее философско-науковедческих концепциях. В настоящем курсе в Дидактических целях материал
будет излагаться раздельно: в первой части курса будут обсуждаться вопросы, относящиеся преимущественно к науке как системе знаний и когнитивной деятельности, во второй — вопросы, относящиеся преимущественно к науке каксоциальному институту и культурно-историческому феномену. Однако изолировать указанные два контекста невозможно; мы увидим в последующем изложении, как они будут в некоторой степени переплетаться.
Собственно философия науки как самостоятельное направление исследований оформилась примерно во второй половине XIX в. У ее истоков стояли такие крупные ученые, как Г. Гельмгольц, Э.П. Дюгем (Дюэм),
Э. Мах, К. Пирсон, А. Пуанкаре и др. Становлению этой области философского анализа способствовал ряд предпосылок: в это время наука приобретает серьезную социальную значимость, расширяет масштабы своей деятельности, разворачивает собственные учреждения, совершает серию
фундаментальных открытий. Одновременно происходит гигантское усложнение научного знания, снижается наглядность научных положений; приобретает особую остроту проблема обоснования знания, анализа и осмысления
его методологии. Так, с начала XX в. в связи с созданием специальной теории относительности и становлением физики микромира возникает кризис классической физики и связанного с ним мировоззрения. Тема науки, ее оснований, структуры и методов становится весьма острой.
В последующем развитии философии науки выделяют следующие этапы.
1. Важной программой философии науки в первой половине XX в.
явился т.н. логический позитивизм (или неопозитивизм). Особенно влиятельными были идеи неопозитивизма в 30-40-е гг. XX в. Среди его деятелей наиболее известны К. Гемпель, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах, М. Шлик, Г. Фейгл. Организационно движение неопозитивистов связывают прежде всего с Венским кружком и Берлинской группой философов науки.
Основное убеждение неопозитивистов состояло в том, что наука имеет жесткую логико-методологическую структуру. Неопозитивисты базировались на весьма сильных допущениях. С их точки зрения, существует единый научный метод, общий для всех наук, и соответственно, единственно возможная наука. Научная деятельность однозначно определена
следующей логико-методологической структурой:
ФАКТЫ -+ МЕТОД -* ТЕОРИЯ.
Это означает, что существует нейтральный базис фактов; эти факты
доставляются наблюдением и экспериментами; существует однозначный методологический стандарт работы с эмпирическим материалом; благодаря применению научного метода происходит правильная обработка фактов; конечным результатом деятельности является научная теория как достоверное, обоснованное теоретическое знание; теория является адекватным описанием и систематизацией эмпирического материала.
Такую совокупность представлений можно считать некоей идеальной моделью научности. Ошибки и заблуждения в науке с этой точки зрения всегда являются лишь следствием отхода от идеальной модели научности. Своими задачами неопозитивисты считали выявление, подробное изучение и точное изложение идеала научности и всех относящихся к нему
компонентов и характеристик. Неопозитивисты собирались прояснить,
уточнить и представить в виде строгих формулировок, что же такое научный метод и логически безукоризненная теория, а также выделить и описать логические структуры объяснения, обоснования, верификации. Главным средством для реализации неопозитивистской программы являлся логический анализ языка науки.
2. Однако в ходе логико-методологических исследований исходные допущения неопозитивистов ослаблялись и размывались. Так, было осознано, что невозможно достичь идеала полного обоснования научной гипотезы, что научные понятия не имеют четкого содержания, которое может быть исчерпывающе определено и т.п. Иными словами, проведение в жизнь программы сильной модели научности столкнулось