Шлока 114. Тот, кто говорит о духовном знании, но не активизировал свою сушумну, не стабилизировал свое бинду или не достиг спонтанной медитации, произносит ложные слова
Пока прана не течет по среднему проходу (по сушумне), пока бинду не успокаивается ограничением праны, пока ум не воспроизводит спонтанную медитацию, до тех пор тот, кто говорит о духовном знании, лишь доставляет себе удовольствие, пребывая в хвастовстве и рассказывая ложные истории.
Сватмарама утверждает, что говорить о пробуждении шакти и сознания, когда этого на самом деле нет, является лицемерием. Тот, кто говорит на эту тему, должен иметь некоторый вид реализации, иначе он не понимает самого этого явления. Чтобы быть в состоянии понять саму идею, нужен некоторый вид пробуждения. Принципом хатха-йоги и тантры является «практикуй и достигай», а не пустые разговоры и философствование. Это действия, которые говорят громче, чем слова, и это практика, которая дает результат.
Вот почему практикующий кундалини йогу не будет только проповедником или учителем. Другие могут занимать себя учением о духовности, но йог должен жить этим. Его жизнь — вот его учение, и тот, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, будут в состоянии приобрести все от него без каких-либо усилий в процессе прямой передачи. Те, кто, глядя на мир, видят только свои предвзятые мнения, должны будут удовлетвориться слушанием проповедников — пока их собственные блокировки не ослабнут и их восприятие не прояснится.
Что является полным переживанием? Слышать о шоколаде и представлять себе его вкус по рассказам о нем или попробовать его самому? Слышать об очаровательной музыке или слышать ее самому? Видеть прекрасный пейзаж на картине или присутствовать там самому? Слышать о каком-то физическом, психическом или духовном переживании и воображать, что это переживание может быть понято из этого, или иметь самому это переживание — вот разница между учителем и йогом.
Словарь
А
абхинивеша(abhinivesha) — последняя из клеш; страх смерти, цепляние за жизнь
абхьяса(abhyasa) — постоянная, регулярная и непрерывающаяся практика
абхьяси(abhyasi) — человек, регулярно занимающийся какой-либо практикой
аварана шакти(avarana shakti) — хираньягарбха, космическое тонкое тело
аварохан(awarohan) — психический/пранический канал в тонком теле, который идет вниз от бинду к аджне, затем внутри позвоночника через каждую чакру к муладхаре
авастха(avastha) — условие или состояние ума и сознания, достигаемое посредством усилий
аватара(avatara) — нисхождение или инкарнация высшего сознания, например, Рама, Кришна.
авидья(avidya) — невежество, полное неосознавание, неведение, агностицизм
авидья видья(avidya vidya) — одна из канчук, которая ограничивает способности человека к познанию авьякта(avyakta) — непроявленное
агама(agama) — свидетельство, откровение; философия и тексты, в которых Шива учит Шакти. Последние книги Вед, соответствующие кали юге; тантра шастра агни (agni) — огонь
агни таттва(agni tattwa) — одна из пяти таттв; первоэлемент «огонь»
агнисара крийя(agnisara kriya) — одна из шаткарм, то же самое, что вахнисара дхоути
адвайта(adwaita) — буквально означает «не два, не двойственное»; монистическая философия, утверждающая, что существует только одно состояние чистого сознания, все двойственности иллюзорны
аджапа джапа(ajapa japa) — самопроизвольное повторение мантры «сохам»
аджна чакра(ajna chakra) — психический центр, расположенный в продолговатом мозге; местоположение интуиции, высшего знания, третьего глаза, центра управления, центра движения
Адинатх(Adinath) — буквально означает «первый господин». Первородный гуру всего; космическое сознание. Имя Господа Шивы, первого гуру йогов направления Натх, данное ему йогами этого направления
адхара(adhara) — вместилище, хранилище, нижняя область
адхьятмик типа(adhyatmik tapa) — одна из трех тап; духовные тяжелые испытания и боль
адхибаутик тапа(adhibautik tapa) — одна из трех тап; физические тяжелые испытания и боль
адхидевик тапа(adhidevik tapa) — одна из трех тап; тяжелые испытания и боль, связанные с окружающей средой
акаша(akasha) — пространство, эфир, небо
акаша таттва(akasha tattwa) — одна из пяти таттв; первоэлемент «эфир»
акаши мудра(akashi mudra) — мудра, которая предполагает пристальное вглядывание вверх аламба(alamba) — поддерживаемый
амавасья(amavasya) — пятнадцатый день после полнолуния (или П-ой половины лунного месяца), когда на небе абсолютно нет луны
амароли(amaroli) — тантрическая практика, восходящая к йоги-ческому направлению Капалика, в которой средняя часть струи мочи выпивается или применяется наружно
амрита(amrita) — нектар; отсутствие смерти
ананда(ananda) — состояние блаженства, экстаза
ананда самадхи(ananda samadhi) — согласно Патанджали пятая стадия сабиджа самадхи после нирвичара самадхи и до асмита самадхи
анандамайя коша(anandamaya kosha) — пятый слой человеческого существования, оболочка или тело блаженства супраментального (выходящего за пределы ума) сознания
аканта(ananta) — нечто без конца; в индусской мифологии змея, символизирующая вечность; см. также Шеша
анахата чакра(anahata chakra) — психически й/пранический центр, расположенный в области сердца и солнечного сплетения, четвертая чакра в эволюции человека
анга(anga) — часть, конечность тела, составная часть
ангула(angula) — мера длины, равная ширине пальца
анима(anima) — одна из ашта сиддхи; паранормальная способность уменьшаться до любого размера по своему желанию
антар(antar) — внутренний
антар дхоути(antar dhauti) — техника внутреннего очищения, разделенная на четыре части: ватсара, варисара, агнисара, бахискрита
антар кумбхака(antar kumbhaka) — внутренняя задержка дыхания. Существенный шаг в совершенствовании пранаямы, или йогического дыхания
антармоуна (antar mouna) — внутреннее молчание; практика пра-тьяхары, состоящая из пяти последовательных стадий
антаранга (antaranga) — внутренняя часть, внутренняя стадия
антаранга тратака (antaranga trataka) — внутреннее пристальное всматривание в точку концентрации
антах карана (antah karan) — буквально означает «внутренний инструмент», внутренний орган сознания; см. манас, читта, буддхи, ахамкара
анубхава(anubhava) — духовная реализация
ануграха (anugraha) — милость
анусандхана (anusandhana) — исследование
апана (арапа) — одна из пяти вайю; поток пранического воздуха, действующий в нижней части живота и вызывающий потери через органы выделения и воспроизведения
апариграха (aparigraha) — одна из ям; отсутствие жадности и желания приобретать
апас (apas) — вода
апас таттва (apas tattwa) — одна из пяти таттв; первоэлемент «вода»
арамбха (arambha) — первая стадия слышания внутреннего звука
ардха (ardha) — половина
ардха дханурасана (ardha dhanurasana) — поза полулука
ардха матсиендрасана (ardha matsyendrasana) — полускручивание спины
ардха падмасана (ardha padmasana) — поза полулотоса
арохан (arohan) — психический/пранический канал в тонком теле, который идет вверх от муладхары через поле каждой чакры в передней части тела, а затем в бинду и сахасрару. По другим источникам, онидет от муладхары к вишуддхи, а затем к лалана чакре, к кончику носа, к аджне и к сахасраре
артха (artha) — буквально означает «объект». Относится также к здоровью, одной из пурушартх
асампраджнята самадхи(asamprajnata samadhi) — негативные фазы савикальпа самадхи, которые случаются между последовательными стадиями сампраджняты, позитивных фаз
асана(asana) — согласно Патанджали устойчивая и удобная медитативная поза. Также специальное положение тела, которое канализирует прану, открывает чакры и устраняет блокировки праны
асмита (asmita) — одна из пяти клеш; эго
асмита самадхи (asmita samadhi) — шестая стадия сабиджа сам ад -хи, в которой выживают последние следы эго; непосредственно перед нирбиджа самадхи
астея (asteya) — одна из ям; честность
астикья (astikya) — одна из ниям; вера в учение Вед
атма (atma) — высшая реальность, высшее сознание; индивидуальная душа, см. дживатма
атма даршан (atma darshan) — видение Я
атма шакти (atma shakti) — сила атмы; см. кундалини шакти
атмабхава(atmabhava) — осознавание и переживание Я
Атман (Atman) — высшая реальность, высшее сознание; душа; Брахман, Шива
Аум (Aum) — см. Ом
ахам (aham) — эго, «я»
ахамкара (ahamkara) — свойство эго, осознавание существования «я», центр ментального, эмоционального, психического и физического функционирования личности
ахимса (ahimsa) — первая яма; принцип ненасилия, непричинения вреда
ачарья (acharya) — духовный лидер или учитель
ашабда (ashabda) — без звука
ашвинимудра (ashwini mudra) — практика сжатия анального сфинктера, при которой движение ануса напоминает движение ануса лошади
ашрама (ashrama) — стадия жизни; место, где сообщество людей живет духовной жизнью и практикует соответствующие практики
ашта сиддхи(ashta siddhi) — восемь основных паранормальных достижений: анима, махима, лагхима, гарима, прапти, пракамья, вашитва, ишатва
аштанга-йога (ashtanga yoga) — восьмичленная йога Патанджали; яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи
аяма(ayama) — вытягивание, удлинение, расширение
Б
баддха(baddha) — ограниченный, связанный, запертый
баддха падмасана (baddha padmasana) — «запертая поза лотоса», в которой ступни лежат на противоположных бедрах, руки скрещены за спиной и держатся за большие пальцы ног
баналингам(banalingam) — расположен в анахата чакре, представляет дживатму, или индивидуальное сознание
бандха(bandha) — связка, закрепленное состояние, поза, в которой органы и мышцы находятся в сжатом и контролируемом состоянии, создавая замок психомышечной энергии, который изменяет направление течения энергии или праны в теле и запирает ее в определенной области
басти (basti) — третья шаткарма; йогическая клизма
бахир (bahir) — внешний
бахир кумбхака (bahir kumbhaka) — внешняя задержка дыхания
бахиранга (bahiranga) — внешняя стадия, внешняя часть
бахиранга тратака (bahiranga trataka) — вглядывание открытыми глазами и концентрация на внешнем объекте или точке, например, на пламени свечи, полной луне, лингаме
бахья(bahya) — внешний
биджа (bija)— семя, состояние семени
биджа бинду(bija bindu) — шакти бинду, потенциальное творящее бинду
брахма видья (brahma vidya) — реализованное познание Брахмана
биджа мантра(bija mantra) — мантра семени, особая вибрация, которая берет свое начало в трансцендентальном сознании
бинду (bindu) — точка потенциальной энергии и сознания, ядро. В тантре и в хатха-йоге это слово также означает каплю семени
Брахма (Brahma) — один из святой троицы, космическая созидающая сила; потенциальная возможность муладхара чакры
Брахма грантхи (Brahma granthi) — физический «узел» творения, расположенный в муладхара чакре
брахма нади(brahma nadi) — расположена в самом внутреннем слое сушумна нади
Брахман(Brahman) — этимологически это означает «вечно расширяющееся, неограниченное сознание»; название высшего сознания согласно философии Веданты. Монистическая концепция абсолютной реальности
брахмананда(brahmananda) — блаженная реализация высшей реальности
брахмарандхра(brahmarandhra) — отверстие в макушке головы, через которое душа йога проходит в окончательное самадхи
брахмачари(brahmachari) — давший обет безбрачия; тот, кто движется в сознании истинной реальности; Брахман
брахмачарья(brahmacharya) — одна из ниям; самоограничение, безбрачие; состояние жизни в постоянном осознавании Брахмана
брахмачарья ашрама(brahmacharya ashrama) — первый период жизни мужчины перед женитьбой, когда он живет с гуру как безбрачный ученик до двадцати пяти лет
буддхи(buddhi) — интеллект, проницательность, аспект ума, близкий к чистому сознанию
бхава(bhava) — интенсивное внутреннее состояние или чувство; состояние ума и тела
Бхагавад Гита(Bhagavad Gita) — часть известного индусского эпоса «Махабхарата». Учение Господа Кришны, излагаемое его ученику Арджуне перед началом битвы в Курукшетре, с объяснением основ санньяса-йоги, карма-йоги, бхакти-йоги и джняна-йоги
бхагаван(bhagavan) — бог, тот, кто обладает шестью айшаварьями, или сверхчеловеческими способностями: способностью предвидеть будущее, силой, мудростью, бесстрастием, сиянием и всеведением (всезнанием)
бхадра(bhadra) — благодатный, милостивый
бхадрасана(bhadrasana) — «благодатная поза»; сидячая поза
Бхайрава(Bhairava) — имя Господа Шивы, означающее состояние сознания, выходящего за пределы индивидуального и мирского сознания
бхакти(bhakti) — чистая преданность
бхакти-йога(bhakti yoga) — йогический путь преданности
бхалабхати(bhalabhati) — см. капалабхати
бхаларандхра(bhalarandhra) — см. брахмарандхра
бхасма(bhasma) — очищенная основа пепла
бхастрика(bhastrika) — кузнечные мехи
бхастрика пранаяма(bhastrika pranayama) — «дыхание кузнечных мехов», в котором воздух принудительно втягивается внутрь и выталкивается наружу через нос в равных пропорциях, как это имеет место при работе кузнечных мехов
бхедан(bhedan) — пронизывать, различать, дифференцировать
бхикша(bhiksha) — просьба милостыни, в частности пищи
бхога(bhoga) — чувственное удовлетворение, наслаждение и переживание
бхрамари(bhramari) — самец черной пчелы
бхрамари пранаяма(bhramari pranayama) — «дыхание с жужжащим звуком черной пчелы», в котором во время выдоха производится мягкий жужжащий звук, напоминающий жужжание пчелы
бхулока(bhu loka) — земной план существования
бхумика(bhumika) — пять стадий эволюции ума; см. мудха, кшип-та, викшипта, екагра, нирудха
бхувар лока(bhuvar loka) — промежуточная область между землей и небом, астральный план существования
бхуджанга(bhujanga) — змея
бхуджангасана(bhujangasana) — «поза кобры»; в позиции лежа на животе ладони кладутся на пол под плечами, корпус медленно прогибается назад в пояснице, голова и верхняя часть корпуса поднимаются за счет выпрямления рук
В
виджра(vajra) — удар молнии, оружие Господа Индры в форме кругового диска, сделанное, по преданию, из костей Риши Дадхича
ваджра нади(vajra nadi) — второй слой сушумны, а также нади, управляющая мужскими половыми органами и процессами
ваджрасана(vajrasana) — поза (удара) молнии; положение сидя на коленях
ваджроли мудра(vajroli mudra) — положение (удара) молнии, в котором мышцы мужского полового органа и нижней части мочеполового тракта сокращаются, перенаправляя сексуальную энергию вверх. Практика хатха-йоги и тантры
вайкхари нада(vaikhari nada) — грубый звук
вайрагья(vairagya) — отсутствие чувственных страстей и желаний, непривязанность, высшая бесстрастность
вайю(vayu) — ветер, поток пранического воздуха
вайю таттва(vayu tattwa) — одна из пяти таттв, или махабхут; первоэлемент «воздух»
вак(vak) — нада, шабда, слово, проявленный звук
вама(vama) — левый, обратный, противоположный
вама марга(vama marga) — общеизвестен как «путь левой руки» в тантре в противоположность дакшина марге; путь духовного раскрытия, который включает в себя садхану панча макара
вама наули(vama nauli) — «левосторонний массаж живота», при котором прямые мышцы живота сокращаются и изолируются на левой стороне живота
вама свара(vama swara) — поток воздуха через левую ноздрю
ваман дхоути(vaman dhauti) — одна из шаткарм; метод прочищения желудка путем сознательно вызванной рвоты. Два типа: кунд-жал крийя (извергание воды) и вьягхра (извергание пищи)
вамачара(vamachara) — тот, кто следует практикам и доктринам вама марга тантры, включая половое взаимодействие, где жена рассматривается как гуру
варисара дхоути(varisara dhauti) — шаткарма, в которой для очищения всего пищеварительного тракта совместно с выполнением асан выпивается большое количество воды
васана (vasana) — желание, глубоко укорененное в бессознательном уме
вастра дхоути (vastra dhauti) — «прочищение тканью», техника, в которой специально подготовленная ткань заглатывается и вынимается через десять минут — для удаления из желудка слизи
вата (vata) — одна из трех дош; ветер, газ
ваткрама капалабхати (vatkrama kapalabhati) — см. капалабхати
ватсара дхоути (vatsara dhauti) — аналогична плавини пранаяме, но воздух, проглатываемый в желудок, отрыгивается, а не сохраняется
вахшсара дхоути(vahnisara dhauti) — практика антар дхоути, в которой сжимается и расширяется брюшная полость
вашитва (vashitva) — одна из ашта сиддх, паранормальная способность контролировать все объекты, живые и неживые
Васиштха (Vashishtha) — прославленный риши и провидец Вед; автор многих ведических гимнов и владелец «коровы изобилия»; семейный гуру королей Судхаса, Икшваку и Шри Рамачандры; один из десяти патриархов, произведенных Ману Свайямбхувой, и один из риши, входящих в состав созвездия Большой Медведицы на небе. Его учение описано в трактате «Йога Васиштха», одном из величайших изложений джняна-йоги
Веды (Vedas) — наиболее древние из открытых мудрецам и святым Индии тексты, которые объясняют и регулируют каждый аспект жизни, начиная от высшей реальности и кончая мирскими делами. Состоит из четырех частей — Риг Веда, Яджур Веда, Сама Веда, Артхарва Веда, которые далее делятся на Самхиту, Брахману, Ара-ньяку и Упанишады. Старейшие книги в библиотеке человечества
Веданта (Vedanta) — кульминация сущностного знания Вед, касающегося истины бытия, творения и души и иллюзии любой двойственности; монистическая философия индусов
вивека(viveka) — различение
виджняна(vijnana) — наука или интуиция
виджнянамайя коша(vijnanamaya kosha) — оболочка или тело интуиции или высшего знания
видья(vidya) — знание или наука, особенно знание духовной истины и не мирской реальности
викальпа(vikalpa) — пустая фантазия, воображение, мысль или заключение не основанное на фактах
викас(vikas) — активное усилие; есть два пути йоги, один из них лайя, другой — викас, или активное усилие
викшепа (vikshepa) — колебания ума, особенно во время практики дхараны
викшипта (vikshipta) — одна из бхумик; колеблющееся состояние ума, флуктуирующего между концентрацией и рассеянием, когда он отклоняется от точки дхараны на какие-то другие абстрактные или просто неуместные вещи
випарьяя(viparyaya) — неправильное представление
вира (veera) — герой, отважный человек
вирасана (veerasana) — «поза героя», основная асана серии ваджра-саны, приспособленная для концентрации и различения
вирья (veerya) — энергия, сила воли, отвага, мужество, семя
витарка (vitarka) — рассуждение, предположение
витарка асампраджнята самадхи (vitarka asamprajnata samadhi) — негативная фаза витарка самадхи; бессознательное сверхсознание, в котором нет языка
витарка сампраджнята самадхи (vitarka samprajnata samadhi) — первая стадия самадхи согласно Патанджали, в котором три состояния — свидетель, свидетельствуемое и свидетельствование — остаются смешанными и мысли остаются в форме слов
вичара (vichara) — размышление (исследование)
вичара асампраджнята самадхи (vichara asamprajnata samadhi) — вичара самадхи, в котором присутствует бессознательное сверхсознание; негативная фаза вичара сампраджнята самадхи
вичара сампраджнята самадхи (vichara samprajnata samadhi) — вторая стадия самадхи, или состояния сверхсознания, в которой нет смешения наблюдателя, наблюдаемого и процесса наблюдения и где присутствуют мысли, но не в языковой форме
вишва (vishva) — вселенная, весь космос
Вишну (Vishnu) — один из святой троицы, космический «хранитель»; относится также к жизненной способности манипура чакры, которая сохраняет и распределяет прану, поддерживая в теле здоровье и жизнеспособность
Вишну грантхи (Vishnu granthi) — психический «узел» в анахата чакре. Представляет собой препятствие для духовного прогресса, создаваемое личными привязанностями
вишуддхи чакра (vishuddhi chakra) — психический и пранический центр в позвоночнике позади горла, соединенный с шейным нервным сплетением, с миндалинами и с щитовидной железой
врата (vrata) — духовный обет или практика, например, голодание, молчание, воздержание отчего-либо
вритти (vritti) — структура индивидуального сознания, модификации ума
вьюткрама капалабхати (vyutkrama kapalabhati) — техника, в которой вода входит через нос и выходит через рот
вьягхра крийя (vyaghra kriya) — «действие тигра», см. ваман дхоути
вьяна (vyana) — поток пранического воздуха, пронизывающий все тело
Г
гаджа карани (gaja karani) — практика хатха-йоги, подобная вьягхра дхоути
Ганга (Ganga) — великая священная река в Индии, стекающая с Ганготри в Гималаях к Бенгальскому заливу. Имеет важное духовное, религиозное и эзотерическое значение в индийской культуре; в йоге символизирует ида нади и читта шакти
гарима (garima) — одна из ашта сиддх, паранормальная способность становиться сколь угодно тяжелым по своему желанию
гоманса (gomansa) — буквально означает коровье мясо; имеется ввиду язык
гомукха (gomukha) — коровья морда
гомукхасана (gomukhasana) — «поза коровьей морды». Одна из основных йогических поз
Горакхнатх (Gorakhnath) — известный тантрический и йогический гуру. Ученик Матсиендранатха, основатель направления Натх в хатха-йоге, второй в последовательности из восьмидесяти четырех сиддхов
горакшасана (gorakshasana) — «поза йога Горакхнатха», продвинутая йогическая поза
грантхи (granthi) — «узел», психический/пранический узел в тонком теле
грантхи стхан (granthi sthan) — канда; соединение муладхара и су-шумна нади
грихастха(grihastha) — семейный человек
грихастха ашрама (grihastha ashrama) — период жизни от двадцати пяти до пятидесяти лет, когда человек живет семейной жизнью
гуна(guna) — качество природы, тройная способность проявлять шакти, пракрити, природу, а именно, тамас, раджас, саттву
гупта(gupta) — секрет
гуптасана(guptasana) — «секретная поза», аналогичная сиддхаса-не
гуру(guru) — духовно просветленная душа, которая светом своей собственной атмы может разогнать темноту, невежество и иллюзии из ума преданного/ученика и просветлить его сознание
гхата авастха(ghata avastha) — вторая стадия слышания внутреннего звука
гхританети(ghrita neti) — нети, выполняемая с топленым маслом
Д
дакшина(dakshina) — правый. Также дар, предлагаемый гуру во время посвящения
дакшина марга(dakshina marga) — общеизвестна как «путь правой руки» втантре (в противоположность «левому»), где ищущий практикует садхану в одиночку для достижения самореализации. Пригодна для ищущих с саттвическим характером
дакшина наули(dakshina nauli) — сжатия живота и желудка, при которых прямые мышцы живота изолируются справа; одна из шат-карм
дакшина свара(dakshina swara) — поток воздуха через правую ноздрю
дакшина тантра(dakshina tantra) — путь тантры, исключающий панча макару и сексуальную связь между мужчиной и женщиной
данда(danda) — палка
данда дхоути(danda dhauti) — одна из шаткарм; метод очищения пищевода палочкой, сделанной из мягкой коры бананового дерева
данта дхоути(danta dhauti) — очищение зубов
двайта(dwaita) — философия предельного сознания, в которой человек воспринимает свое «я» отдельно от высшего Я и стремится к единению с последним
двапара юга(dwapara yuga) — третий век, или цикл, Дня Брахмы, длящийся 864000 лет
двеша(dwesha) — одна из клеш; антипатия и нелюбовь
дева(deva) — божественное существо, буквально означает «просветленный»; высшая сила или власть
девадатта(devadatta) — поток пранического воздуха, вызывающий зевание и засыпание
джаграт(jagrat) — осознанная реальность
джаграт авастхаGagrat avastha) — осознанное состояние восприятия
джагрит(jagrit) — бодрствующий, сознательный
джагрити(jagriti) — царство сознательного, материальный мир, воспринимаемый органами чувств
джала (jala) — вода
джала басти(jala basti) — одна из шаткарм; йогическая водяная клизма
джала нети(jala neti) — одна из шаткарм; прочищение носа путем пропускания соленой воды через каждую ноздрю попеременно
джала таттва(jala tattwa) — первоэлемент «вода», см. «апас таттва»
джаландхара бандха(jalandhara bandha) — «горловой замок», в котором подбородок покоится на верхней части грудной клетки, запирая поток воздуха, идущий через горло
Джамуна (Jamima) — река в северной Индии. См. Ямуна
джапа(japa) — непрерывное повторение мантры
джива(jiva) — индивидуальная жизнь
дживанмукта(jivanmukta) — человек, который достиг окончательного самадхи, или освобождения, и продолжает жить в своем теле со знанием и пониманием высшей реальности; освобожденный
дживанмукти(jivanmukti) — состояние сознания, достигнутое в результате того, что имело место окончательное самадхи и человек продолжает жить в миру со знанием этого переживания
дживатма(jivatma) — индивидуальная душа
джихва(jihva) — язык
джихва дхоути(jivha dhauti) — одна из шаткарм; очищение языка
джняна(jnana) — знание, познавание, мудрость
джняна мудра(jnana mudra) — «психический жест знания», в котором указательный палец прикасается к кончику большого пальца, а три остальных пальца отведены в сторону
джнянендрия(gyanendriya) — орган чувственного восприятия и знания; их всего пять: уши, глаза, нос, язык и кожа
дикша(diksha) — посвящение, даваемое гуру
доша(dosha) — три склонности тела; см. капха, питта, вата
драшта(drashta) — провидец, пророк
дугдха нети(dugdha neti) — молочная нети
дукха(dukha) — боль, несчастье, печаль, страдание
дхана(dhana) — богатство
дхананджайя(dhananjaya) — одна из упапран, которая остается в теле после смерти
дханур(dhanur) — лук
дханурасана(dhanurasana) — «поза лука», одна из основных поз хатха-йоги с прогибанием назад
дхарана(dharana) — практика концентрации, шестая стадия аш-танга-йоги
дхарма(dharma) — качество, долг, правильный путь, нечто установившееся и прочное; одна из пурушартх
дхату(dhatu) — элемент физического тела; всего существует семь дхату; см. сапта дхату. Означает также, в частности, семя
дхоути(dhauti) — вторая шаткарма; техника очищения глаз, ушей, языка, лба, пищевода, желудка, прямой кишки, ануса. Имеет отношение к таким техникам, как данта дхоути, джихва дхоути, кар-на дхоути, капалрандхра дхоути, чакшу дхоути, варисара дхоути, вахнисара дхоути, вастра дхоути, мулашодхана
дхьяна(dhyana) — медитация; достижение однонаправленности ума посредством концентрации на какой-либо форме, мысли или звуке. Поглощение в объекте медитации. Седьмая стадия аштанга-йоги Патанджали
Е
ека(ека) — один
екадаши(ekadashi) — одиннадцатый день лунной фазы. Фаза увеличения луны оказывает сильное влияние на тело и ум. В Индии в этот день рекомендуется пост
екагра(ekagra) — однонаправленный (одноточечный) ум, четвертая стадия эволюции ума
екаграта(ekagrata) — однонаправленность (одноточечность) ума
И
ида нади(ida nadi) — основная нади, идущая слева от позвоночника от муладхары к аджне, через которую течет манас (читта, иччха) шакти и которая управляет ментальными процессами
Индра(Indra) — глава богов и девов; бог грома, молнии, дождя; господин чувств.
индрия(indriya) — чувство или орган чувств
итаралингам(itaralingam) — расположен в аджна чакре, представляет сверхсознание с остаточными следами эго; анандамайя коша
иччха(ichchha) — желание
иччха шакти(ichchha shakti) — сила воли, сила желания, текущая через ида нади
ишатва(ishatva) — одна из ашта сиддхи, паранормальная способность создавать и разрушать по своему желанию
Ишвара(Ishwara) — космическое каузальное (причинное) тело звука; известен также как парабинду, парашабда, высшее существо, Бог
Ишвара прашдхана (Ishwara pranidhana) — преданность высшему существу в мыслях, словах и поступках. Одна из пяти ниям по Па-танджали
Ишвара таттва (Ishwara tattwa) — см. Ишвара
ишта девата (ishta devata) — персональное божество, персональный символ Высшего для каждого человека; форма или видение божественности
Й
йог(yogi) — человек, достигший совершенства в практике йоги, а именно, достигший внутреннего единения
йога (yoga) — состояние единения между двумя противоположными полюсами, а именно, шивой и шакти, телом и умом, индивидуальным и космическим сознаниями. Процесс единения противоположных сил в теле и уме с целью реализации духовной сути человека и его существования
йога абхьяса (yoga abhyasa) — практика философии йоги
йога данда (yoga danda) — специальный стержень, который йоги держат под мышками для изменения потока воздуха в ноздрях
йога нидра (yoga nidra) — «йогический сон», в котором сознательный ум спит, но осознавание бодрствует
йот (yoni) — матка, источник; специальный округлый камень, в котором покоится шивалингам, представляющий источник, который поддерживает и сохраняет духовное сознание (атму)
йони мудра (yoni mudra) — а) известна также как шанмукхи мудра; закрытие семи ворот восприятия в голове при помощи пальцев обеих рук; б) особое положение рук, символизирующее источники поддержку сознания во время медитации
К
каала (kaala) — одна из пяти канчук; ограничивающий аспект шакти, который порождает размерность времени и ограничивает этим временем индивидуальные сознание и тело
каама (kaama) — первая из пурушартх, или чатурварг; чувственное удовлетворение, страсть, желание, вожделение
каамарупа(kaama гоора) — в форме каамы; в связи с именем Каа-мадевы; относится также к органам воспроизведения
Каамадева (Kaamadeva) — имя бога или дева чувственного удовлетворения, известного также как Купидон
кайвалья самадхи(kaivalya samadhi) — высшая стадия самадхи; см. турийя и нирвана самадхи
Кайлаш(Kailash) — священный горный пик в Гималаях, местопребывание Господа Шивы
кайя(kaya) — тело
кайя стхайрьям(kaya sthairyam) — практика абсолютной неподвижности и полного осознавания физического тела, делающая тело неподвижным, как статуя; предшествует медитации
каки мудра(kaki mudra) — мудра вороньего клюва; сморщивание губ
калаа(kalaa) — одна из канчук; ограничивающий аспект шакти, который ограничивает созидательную силу индивидуального сознания и тела
Кали(Kali) —■ первобытное проявление шакти, божество, божественная мать, разрушительница времени, пространства и объекта, то есть неведения
кали юга(kali yuga) — настоящее время, последний из четырех веков, или циклов, Дня Брахмы и маха юги, который начался в 3102 году до нашей эры и будет продолжаться 432000 лет. Во время этого цикла человечество находится на вершине развития технологий, упадка, нечестности и порчи духовного осознавания
калъпа(kalpa) — период в 432000000 лет; День Брахмы, в котором четыре юги, или цикла, повторяются 1000 раз
канда(kanda) — луковицеобразный корень. В тонком теле это источник нади, двенадцать дюймов в высоту и четыре дюйма в ширину, расположенный на протяжении от муладхары до манипуры
кандастхан(kandasthan) — точка соединения нади в муладхаре и в манипуре
канпхатта йоги(kanphatta yogis) — направление йогов, ведущее свое начало от Горакхнатха. Означает «йоги с расщепленными ушами», поскольку их уши проткнуты и в отверстия вставлены тяжелые кольца, сделанные из различных веществ, преимущественно из рога носорога
канчука(kanchuka) — один из пяти ограничивающих аспектов космической шакти, выступающих как майя
капал(kapal) — череп или головной мозг
капал мокша(kapal moksha) — окончательное освобождение, когда душа йога покидает физическое тело, выходя наружу через макушку головы
капалабхати пранаяма(kapalabhati pranayama) — «продувание переднего мозга»; процесс очищения передней части мозга за счет быстрого дыхания через ноздри с упором на выдох
капалрандхра дхоути(kapalrandhra dhauti) — одна из шаткарм; прочищение передних синусных пазух
капха(каphа) — одна из трех дош; флегма, слизь
карана(каrаnа) — причина
карана шарира(каrаnа sharira) — каузальное, или эфирное, тело
карма(karma) — действие; закон причин и следствий; техника очищения
карма-йога(karma yoga) — йогический путь действия; единение с высшим сознанием посредством действия, обсуждаемое в Бхага-вад Гите
кармашая(karmashaya) — хранение прошлых впечатлений, действий, слов, мыслей
карна дхоути(karna dhauti) — одна из шаткарм, которая включает прочищение ушей
кати чакрасана(kati chakrasana) — поза вращения в талии; исходное положение — стоя, корпус повернут в талии, чтобы можно было смотреть через плечо, одна рука покоится на этом плече, а другая находится позади, на талии; затем правое и левое меняются местами
кевала кумбхака(kevala kumbhaka) — самопроизвольная задержка дыхания, когда флуктуации дыхания прекращаются самопроизвольно, без сознательных усилий
клеша(klesha) — пять неприятностей, напряжений или страхов, сопровождающих рождение человека
коша(kosha) — футляр, оболочка или тело; царство переживания и существования
крийя(kriya) — деятельность, активность, динамичная йогическая практика
крийя-йога(kriya yoga) — часть кундалини-йоги; кундалини-йога является философией, крийя-йога является практикой
крикала вайю(krikala vayu) — один из второстепенных жизненных воздухов, ответственный за чихание и кашель
крита юга(krita yuga) — см. сатья юга
Кришна(Krishna) — буквально означает «черный» или «темный». Восьмая инкарнация Вишну; аватара, который спустился на землю во времена двапара юги и жил в Дварке, современном Гуджарате
кришна пакша(krishna paksha) — темная половина лунного месяца, когда луна убывает
куккута(kukkuta) — петух
куккутасана(kukkutasana) — «поза петуха», продвинутая поза хатха-йоги
кумбхака(kumbhaka) — задержка дыхания
кундалини(kundalini) — духовные энергия, способность и сознание человека
кундалини-йога(kundaliniyoga) — философия, проповедующая пробуждение потенциальной энергии и присущего созн