Государство и гражданское общество

Политическая жизнь общества — практическая, теоретическая и идеологическая деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим институтам и политическому режиму.

Политическая жизнь осуществляется на трех основных уровнях:

· политико-институциональном - достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти;

· гражданско-общественном - обеспечение права на представительство своих интересов в обмен на подчинение гражданско-общественных структур определенным ограничениям;

· индивидуально-личностном - создание необходимых и гарантированных условий для самостоятельного политического творчества, формирования и изложения своих интересов, мнений, идей, воли неорганизованных людей.

В современном развитом обществе устойчивость и прогрессивность политической системы обеспечивается реализацией следующих принципов:

1) выборность;

2) разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) политический плюрализм;

4) сочетание представительной и непосредственной демократии;

5) самоуправление;

6) диалектическое единство свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан;

7) учет общественного мнения;

8) обеспечение интересов большинства при соблюдении прав меньшинства;

9) обеспечение политических и социально-экономических прав человека;

10) возможность отзыва лиц, избранных в органы власти;

11) контроль со стороны населения за деятельностью всех властных структур.

Ядром политической системы выступает государство,которое представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом. К числу основных признаков государства относятся наличие:

а) особой системы органов и учреждений;

б) определённой территории;

в) права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством;

г) взимание налогов.

Государство выполняет целый набор функций — внутренних и внешних.

· Внутренниефункции государства включают обеспечение нормального функционирования сложившейся политической системы, регулирование экономических и социальных отношений; правовое регулирование; взимание налогов.

· Внешниефункции государства заключаются в развитии системы международных отношений; в обороне страны; представлении и защите ее интересов на международной арене.

Разделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Органы законодательной власти — парламент и законодательные учреждения — разрабатывают и принимают законы и обеспечивают контроль за их исполнением. Органы исполнительной власти — правительство — реализуют принятые законы и постановления. Органы судебной власти осуществляют функцию судопроизводства.

Государства различаются по формам правления. В настоящее время выделяют две основные разновидности: республиканскаяи монархическая. Выделяют три основных разновидности республиканской формы правления:

· Президентская республика— сильная президентская власть, избрание главы государства путем всеобщего голосования, соединение президентом полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (США и др.).

· Парламентская республика— избрание президента парламентом, решающая роль в управлении страной — премьер-министра, формирование правительства парламентом, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.).

· Полупарламентская республика— избрание президента всеобщим голосованием, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.).

При монархии источником власти является одно лицо — наследственный или выборный правитель. Монархия может быть как абсолютной (неограниченная верховная власть), так и конституционной, где государь выступает гарантом принимаемых парламентом законов.

Государства различаются по формам государственного устройства. Различают:

· унитарные государства— единые, подразделяющиеся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (Финляндия, Швеция, Япония и др.);

· федерации— союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, испольнительных и судебных органов (США, Индия, Германия, Россия);

· конфедерация— союз, объединение, при котором отношения между входящими в него государствами строятся на взаимной договорной основе при сохранении каждым из них своей независимости.

Право как система законов и правосознание как важнейший элемент правовой культуры общества исторически изменчивы и зависят от социальной структуры общества, отношений собственности, морали, общественной психологии, религии, традиций и т. д. Правовое государство — это не только власть и законы, но и общественный договор, т. е. готовность граждан исполнять эти законы и реальная готовность и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и по горизонтали (т.е. социальные связи между людьми) представляет собой важнейший принцип гражданского общества. Несогласие с системой права и законами может и должно выражаться в многообразных формах политической жизни общества, в деятельности партий, общественных объединений и т. п. Единственное условие — сохранить правовое государство, без чего невозможно развитие гражданского общества. Все многообразие действий разных политических сил может и должно быть реализовано в цивилизованных формах, исключающих насилие, ложь, обман и другие способы манипулирования волей и сознанием людей.

В правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса в условиях индивидуальной заинтересованности каждого гражданина.

Реализация демократического принципа в жизни любого общества и государства представляет собой очень трудную задачу. Суть проблемы в том, что демократические принципы должны войти в «плоть и кровь» человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности.

В России развитие государства и гражданского общества существенно отличалось от аналогичных процессов на Западе. Там эволюция государства и гражданского общества была двуединым процессом, итогом которого стало формирование личности, защищенной от произвола власти на основе частной собственности. В нашей стране примат государственности в различных ее формах на долгие годы затормозил развитие гражданского общества и его институтов, сделав человека винтиком огромной государственной машины.

Наши рекомендации